Урок литературы «БЫЛИННЫЙ СКАЗ»

Константинова Виктория Владимировна,

МБОУ СОШ №7 с углубленным изучением отдельных предметов,

г. Дзержинск, Нижегородская область


урок литературного чтения по программе «Школа XXI века»

учебник — Л.А.Ефросинина «Литературное чтение», 2 класс, изд. «Вентана — Граф»

рабочая тетрадь — Л.А.Ефросинина «Литературное чтение», 2 класс, изд.»Вентана — Граф»


тема урока:

БЫЛИННЫЙ СКАЗ

цель: знакомство с жанрами устного народного творчества

задачи:

1. дать понятие о былинном сказе,

2. ознакомить с архаизмами и их значением,

3. учить сравнивать разные литературные жанры,

4. воспитывать уважение к Родине



Ход урока


1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1.1. Литературный диктант по теме «Разножанровые произведения о природе»

— Запищите слова без ошибок:

мухомор панталоны моховичок волнушка заячья губа сыроежка

опенок боровики картузик неказистый

(самопроверка по доске)


— Назовите автора произведения, в котором встречаются данные слова:

а) кроет, тайну совлек, грудой кудрявых груздей (Майков «Осень»)

б) заячья губа, никому не достанутся, тарелка (Пришвин «Недосмотренные грибы»)

в) неказистый, ветер-сиверко, благодарность грибников (Шим «Храбрый опенок»)


1.2. Малые формы фольклора

— Что такое «фольклор»?

— Назовите жанры русского народного творчества.

— Определите фольклорный жанр.


Жаворонки, летите, У Иванова двора загорелася вода.

Весну на крылышках несите! Всем селом пожар тушили,

Нам зима-то надоела, А огонь не загасили.

Много хлебушка поела. Пришел дедушка Фома расседая борода.

(закличка) Он народ погнал в овин,

Затушил пожар один.

Как Фома тушил пожар,

Он об этом не сказал.

Только слышно стороной:

Затушил он бородой.

(небылица)


— Восстановите пословицы.


ГДЕ СМЕЛОСТЬ НАШЕЛ — БЕРЕГИ

ЗЕМЛЮ СОЛНЦЕ КРАСИТ ТАМ И ПОБЕДА

НЕТ ДРУГА — ИЩИ РЯДОМ ЖИВУТ

СЧАСТЬЕ И ТРУД А ЧЕЛОВЕКА — ТРУД


(Где смелость, там и победа. Землю солнце красит, а человека — труд. Нет друга — ищи, а нашел — береги. Счастье и труд рядом живут.)


1.3. Введение в тему урока

— Слова заигрались и перепутались. Восстановите слова и вы узнает , о чем будемс сегодня говорить на уроке.


БсЫкЛаИзНА



БЫЛИНА — это произведение устного народного творчества о богатырях и их подвигах.

СКАЗ – это произведение устного народного творчества о народных героях с элементами сказки.


физпауза


2. былинный сказ «КАК ИЛЬЯ ИЗ МУРОМА БОГАТЫРЕМ СТАЛ» — уч. № 1, 18с.


2. 1. Первичное восприятие текста

— Чтение учителем.

— Кто помог Илье из Мурома богатырем стать?

Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению в 4 классе "Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»"

— Для чего?


2.2. Аналитическое чтение

1 часть

— В какое время происходит действие былинного сказа?

— Родители Ильи Муромца?

— Где жила семья Ильи ?

— Любили Илью отец с матерью, да только плакали, на него поглядывая. Почему?

— Каким был Илья?

— Что значит «умом светел»?

— От чего еще плакали родители Ильи?

— Что в это время было на Руси? ( враги, разбойники, Змей Горыныч)


2 часть

— Почему Илья был один дома?

— В достатке жила семья Ильи или нет? Докажите. (изба, ворота, железное кольцо)

— Что попросили странники?

— Как к этому отнесся Илья?

— Выполнил ли просьбу странников?

— Чего еще попросили калики перехожие?

— Что было в ковше?

— Какой стала силушка Ильи?

— Что было в остаточке воды?

— Что готов был сделать Илья?

— Почему калики решили поубавить силу Илье?

— Докажите, что уж больно силен был Илья?

— Что случилось после того, как он выпил колодезной воды?

— Каков был наказ каликов перехожих?

— Кто такие: Святогор, Микула Селянинович, Вольга Васильевич?


3 часть

— Куда пошел Илья?

— Что увидел?

— Как он расчистил лес?

— Что он еще сделал?

— Обрадовались ли родители?

— Как Илья себе коня нашел?

— Как Илья растил жеребенка?

— Кличка коня?

— Как Бурушка стал богатырским конем?



2.3. Архаизмы

— В этом тексте встречается много устаревших слов, архаизмов, которые не употребляются в современной речи. Назовите эти слова.


физпауза


2.4. Сравнение жанров


сказка

былинный сказ

рассказ

чудеса

чудеса + реальность

реальность


— Чем сказка отличается от сказа?

— Чем рассказ похож на былинный сказ?

— Что объединяет сказку и былинный сказ?



2.5. Жанр «былинный сказ»

— Работаем в парах. Заполните таблицу: что реального и чудесного в данном сказе.


чудеса

реальность

Змей Горыныч

за дубок ухватился – дуб с корнем вон

половицы ломаются

двери с петель срываются

старые дубы с одного маху валит

молодые с корнем выдирает

повалялся жеребенок по зоревой росе, стал богатырским конем



ВОЛШЕБНОЕ ЧИСЛО 3 :

30 лет на печи лежит

3 странника

3 раза пил

3 часа поле расчищал

3 дня все деревне бы не хватило

3 месяца растил Илья жеребенка

город Муром

село Карачарово

родители

сын

враги Руси

богатырь Святогор

богатырь Микула Селянинович

богатырь Вольга Васильевич

деньги

взращивание жеребенка

Свежие документы:  Конспект урока на тему «Учим стихи руками»



4. РЕФЛЕКСИЯ

— Что нового вы узнали сегодня на уроке?

— С каким новым жанром фольклора вы познакомились?

— Что объединяет былину и былинный сказ?

— В чём их различия?

— Оцените знания , полученные вами на уроке.

рука на столе — было неинтересно

рука на плече — трудно и не всё понятно

рука на голове — трудно. интересно и понятно

— Оцените свою работу на уроке. (оценка пальцами руки)

— Как вы думаете, где ещё вы можете закрепить свои знания по теме «Былинный сказ»?

(в тетради «Литературное чтение»)



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

«Литературное чтение» — 7с., былинный сказ «Как Илья из Мурома богатырем стал»






Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: