Константинова Виктория Владимировна,
МБОУ СОШ №7 с углубленным изучением отдельных предметов,
г. Дзержинск, Нижегородская область
урок литературного чтения по программе «Школа XXI века»
учебник — Л.А.Ефросинина «Литературное чтение», 2 класс, изд. «Вентана — Граф»
рабочая тетрадь — Л.А.Ефросинина «Литературное чтение», 2 класс, изд.»Вентана — Граф»
тема урока:
БЫЛИННЫЙ СКАЗ
цель: знакомство с жанрами устного народного творчества
задачи:
1. дать понятие о былинном сказе,
2. ознакомить с архаизмами и их значением,
3. учить сравнивать разные литературные жанры,
4. воспитывать уважение к Родине
Ход урока
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
1.1. Литературный диктант по теме «Разножанровые произведения о природе»
— Запищите слова без ошибок:
мухомор панталоны моховичок волнушка заячья губа сыроежка
опенок боровики картузик неказистый
(самопроверка по доске)
— Назовите автора произведения, в котором встречаются данные слова:
а) кроет, тайну совлек, грудой кудрявых груздей (Майков «Осень»)
б) заячья губа, никому не достанутся, тарелка (Пришвин «Недосмотренные грибы»)
в) неказистый, ветер-сиверко, благодарность грибников (Шим «Храбрый опенок»)
1.2. Малые формы фольклора
— Что такое «фольклор»?
— Назовите жанры русского народного творчества.
— Определите фольклорный жанр.
Жаворонки, летите, У Иванова двора загорелася вода.
Весну на крылышках несите! Всем селом пожар тушили,
Нам зима-то надоела, А огонь не загасили.
Много хлебушка поела. Пришел дедушка Фома расседая борода.
(закличка) Он народ погнал в овин,
Затушил пожар один.
Как Фома тушил пожар,
Он об этом не сказал.
Только слышно стороной:
Затушил он бородой.
(небылица)
— Восстановите пословицы.
ГДЕ СМЕЛОСТЬ НАШЕЛ — БЕРЕГИ
ЗЕМЛЮ СОЛНЦЕ КРАСИТ ТАМ И ПОБЕДА
НЕТ ДРУГА — ИЩИ РЯДОМ ЖИВУТ
СЧАСТЬЕ И ТРУД А ЧЕЛОВЕКА — ТРУД
(Где смелость, там и победа. Землю солнце красит, а человека — труд. Нет друга — ищи, а нашел — береги. Счастье и труд рядом живут.)
1.3. Введение в тему урока
— Слова заигрались и перепутались. Восстановите слова и вы узнает , о чем будемс сегодня говорить на уроке.
БсЫкЛаИзНА
БЫЛИНА — это произведение устного народного творчества о богатырях и их подвигах.
СКАЗ – это произведение устного народного творчества о народных героях с элементами сказки.
физпауза
2. былинный сказ «КАК ИЛЬЯ ИЗ МУРОМА БОГАТЫРЕМ СТАЛ» — уч. № 1, 18с.
2. 1. Первичное восприятие текста
— Чтение учителем.
— Кто помог Илье из Мурома богатырем стать?
— Для чего?
2.2. Аналитическое чтение
1 часть
— В какое время происходит действие былинного сказа?
— Родители Ильи Муромца?
— Где жила семья Ильи ?
— Любили Илью отец с матерью, да только плакали, на него поглядывая. Почему?
— Каким был Илья?
— Что значит «умом светел»?
— От чего еще плакали родители Ильи?
— Что в это время было на Руси? ( враги, разбойники, Змей Горыныч)
2 часть
— Почему Илья был один дома?
— В достатке жила семья Ильи или нет? Докажите. (изба, ворота, железное кольцо)
— Что попросили странники?
— Как к этому отнесся Илья?
— Выполнил ли просьбу странников?
— Чего еще попросили калики перехожие?
— Что было в ковше?
— Какой стала силушка Ильи?
— Что было в остаточке воды?
— Что готов был сделать Илья?
— Почему калики решили поубавить силу Илье?
— Докажите, что уж больно силен был Илья?
— Что случилось после того, как он выпил колодезной воды?
— Каков был наказ каликов перехожих?
— Кто такие: Святогор, Микула Селянинович, Вольга Васильевич?
3 часть
— Куда пошел Илья?
— Что увидел?
— Как он расчистил лес?
— Что он еще сделал?
— Обрадовались ли родители?
— Как Илья себе коня нашел?
— Как Илья растил жеребенка?
— Кличка коня?
— Как Бурушка стал богатырским конем?
2.3. Архаизмы
— В этом тексте встречается много устаревших слов, архаизмов, которые не употребляются в современной речи. Назовите эти слова.
физпауза
2.4. Сравнение жанров
былинный сказ | рассказ | |
чудеса | чудеса + реальность | реальность |
— Чем сказка отличается от сказа?
— Чем рассказ похож на былинный сказ?
— Что объединяет сказку и былинный сказ?
2.5. Жанр «былинный сказ»
— Работаем в парах. Заполните таблицу: что реального и чудесного в данном сказе.
реальность | |
Змей Горыныч за дубок ухватился – дуб с корнем вон половицы ломаются двери с петель срываются старые дубы с одного маху валит молодые с корнем выдирает повалялся жеребенок по зоревой росе, стал богатырским конем ВОЛШЕБНОЕ ЧИСЛО 3 : 30 лет на печи лежит 3 странника 3 раза пил 3 часа поле расчищал 3 дня все деревне бы не хватило 3 месяца растил Илья жеребенка | город Муром село Карачарово родители сын враги Руси богатырь Святогор богатырь Микула Селянинович богатырь Вольга Васильевич деньги взращивание жеребенка |
4. РЕФЛЕКСИЯ
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
— С каким новым жанром фольклора вы познакомились?
— Что объединяет былину и былинный сказ?
— В чём их различия?
— Оцените знания , полученные вами на уроке.
рука на столе — было неинтересно
рука на плече — трудно и не всё понятно
рука на голове — трудно. интересно и понятно
— Оцените свою работу на уроке. (оценка пальцами руки)
— Как вы думаете, где ещё вы можете закрепить свои знания по теме «Былинный сказ»?
(в тетради «Литературное чтение»)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
«Литературное чтение» — 7с., былинный сказ «Как Илья из Мурома богатырем стал»