Формирование навыка смыслового чтения как важнейшей составляющей читательской компетентности учащихся начальной школы

Мехрякова Татьяна Валентиновна,

учитель начальных классов I кв.к.

МАОУ «Гимназия №8 г.Перми


Формирование навыка смыслового чтения как важнейшей составляющей читательской компетентности

учащихся начальной школы


Современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. С введением новых ФГОС обучение ориентировано на универсальные учебные действия (УУД), которые могут применяться не только в рамках образовательного процесса, но и при решении реальных познавательных или практических задач. Важнейшую роль в обучении играют познавательные УУД, в том числе умение читать. Смысловое чтение — неотъемлемый компонент читательской компетентности.

Проблема, которая отмечается многими специалистами, далеко не нова и злободневна: у многих детей недостаточно сформирована читательская компетентность. Читательская компетентность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения. В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:

— имеют низкую скорость чтения, вследствие чего тратят много времени на подготовку домашних заданий,

— зачастую дети не понимают смысла прочитанного из-за ошибок при чтении и неправильного интонирования,

— не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста, выделить главное в прочитанном,

— затрудняются кратко пересказать содержание,

при выполнении самостоятельной работы, тестов разного уровня обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания,

— для чтения дети выбирают сказки, детективы, комиксы, редко обращаются к текстам познавательного характера.

Навык чтения – явление сложное. Он складывается из двух сторон: смысловой и технической. Цели в области обучения чтению и развития читательской компетентности не должны быть сужены до технических навыков работы с текстом. Такие умения, как восстановление контекста, связывание воедино всех элементов информации, соотнесение прочитанного со знаниями из других областей и собственным опытом, критическое осмысление текстов совершенно необходимы для успешного обучения. Чтение в логике критического мышления может рассматриваться как активный и интерактивный процесс познания. Под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально — делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».

Цель работы я определила как повышение у учащихся уровня культуры индивидуальной работы с информацией.

Задачи:

— формировать устойчивый навык беглого чтения текстов различных стилей (художественный, познавательный, публицистический),

— формировать навык культурного чтения,

— содействовать расширению лексического запаса, развивать чуткость к пониманию значения слова.

Конечно, огромное значение для формирования навыка смыслового чтения имеет возраст и индивидуальные темпы развития ребенка: некоторые учащиеся 1 классов только овладевают грамотой, в то время как другие бегло читают в 6 лет. Первый шаг на пути формирования читательской компетентности должен быть направлен на овладение техникой чтения всеми детьми. Под техникой чтения подразумевают умение правильно прочитывать слова, правильно интонировать текст, выдерживать оптимальный   темп чтения. С первого года обучения я использую различные приемы из систем специальных упражнений М.Ильина и О. Андреева, активно влияющих на основные параметры чтения:

  1. Совершенствование речевого аппарата (чистоговорки, скороговорки, дыхательные упражнения) и упражнения на исключение артикуляционных движений

  2. Упражнения на развитие мелкой моторики и кинезиологическая гимнастика. Специальные кинезиологические упражнения (можно их назвать сенсомоторная коррекция) позволяют активизировать межполушарные взаимодействия, приводят к гармонизации баланса жизненной энергии у человека и обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом, снижают утомляемость, повышают способность к произвольному контролю, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание. Исследования, посвященные влиянию кинезиологической гимнастики на детей и взрослых, показали несомненную пользу этих упражнений при их выполнении даже один раз в неделю.

  3. Развитие поля зрения и скорости движения глаз

  4. Упражнения на развитие внимания и памяти

  5. Упражнения на узнавание образа буквы (чтение перевернутого текста)

  6. «Жужжащее» чтение

  7. Орфографическое и орфоэпическое чтение.

  8. Чтение с повтором, чтение по кругу, чтение с ускорением, чтение с разной громкостью

  9. Чтение через слово, чтение «наоборот по словам», чтение цепочкой



Все эти упражнения направлены на решение первой из поставленных задач. В результате использования предложенных упражнений скорость чтения текстов к концу 1 класса составила в среднем 63,3 слова в минуту при норме 50 (ошибки при чтении единичные). В первом полугодии 2 класса средняя скорость чтения составила 95,6 слов в минуту при норме 60 слов:



По окончании начальной школы наши ученики становятся гимназистами. Большой объем учебной информации, которую необходимо удержать в памяти, в сочетании с трудностями адаптации пятиклассников часто приводит к перегрузкам детей. Поэтому считаю необходимым обучать детей культурному чтению. Основным признаком культурного чтения выступает способность к структурированию текста:
— графическая или текстовая организации структуры теста (включающая разные виды планов, конспектов, схем);
— построение тезисного плана;
— выделение структурных элементов текста: ключевых понятий, теоретических положений (идеи, законы, закономерности, проблемы), выводов.

Не так уж важно читать много, гораздо нужнее – качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное. Осмыслив и определенным образом структурировав текст, гораздо проще передать его содержание и усвоить главное.

Работу над умением структурировать текст начинаю с опорных слов. В текущем учебном году работаю с детьми по методике «самарского» пересказа. На каждом уроке чтения я уделяю этой работе 10 минут:

  1. Чтение небольшого по объему текста (45 – 90 слов во 2-4 класса соответственно) жужжащим чтением.

  2. Ответы на вопросы учителя по содержанию текста (3-4 вопроса).

  3. Выделение 5-6 опорных слов самостоятельно каждым учеником.

  4. Обсуждение и запись опорных слов на доске.

  5. Пересказ с опорой учеником, имеющим хорошие навыки пересказа (образец).

  6. Работа над пересказом в парах (учащиеся слушают друг друга).

  7. Контроль за слабоуспевающими: 2-3 ученика по очереди пересказывают текст.

На уроках ознакомления с окружающим миром использую прием составления кластера из опорных слов, которые дети находят в тексте по ходу чтения материала учебника. На первых порах кластер составляется с помощью учителя, на уроках повторения и обобщения предлагаю детям сделать это в парах или группах и воспроизвести материал. Помогает запомнить изученное план (в начальной школе используются самые простые виды плана). Полученные навыки обязательно пригодятся детям при обучении конспектированию в среднем звене.

Очень важной считаю работу по развитию внимания и памяти детей. Использую приемы, описанные И.Матюгиным, автором курса «Суперпамять», при запоминании словарных слов. Хорошим подспорьем в работе учителя по развитию оперативной памяти становятся зрительные диктанты по методике Т.Федоренко.

В текущем учебном году я предлагаю детям выполнить работы, направленные на формирование читательской компетентности. В этих работах к тексту предлагается несколько заданий, выявляющих понимание содержания текста и его главной мысли, умение обозначать тему текста и подбирать название, делить текст на смысловые части и составлять план, высказывать свое мнение на основе данных текста и т.п. Пример такой работы, разработанной мной для 3-4 класса, приведен в Приложении. Сначала выполняется несколько подобных работ обучающего характера, потом проводится проверочная работа. Как показала практика, труднее всего ребятам даются задания по делению текста на смысловые части и задания с открытым ответом, где необходимо самостоятельно сформулировать и записать ответ.

Смысловое чтение невозможно без понимания отдельных слов и терминов. Умение истолковать незнакомое, новое слово – трудность для младшего школьника. Перед учителем стоит задача научить детей задумываться над значением слова, употреблять его в точном соответствии с его семантикой. В текстах былин и сказок часто встречаются устаревшие слова, в научных текстах – термины. Не все дети могут понять значение нового слова по контексту, т.к. часто отсутствует опорное слово-помощник, необходимое для установления семантической связи. Тогда детям предлагаю найти значение слова в словаре или пользуюсь следующими приемами семантизации слов:

Подбор определений и эпитетов                                                                               Подбор действия к предмету

Подбор синонимов

Подбор антонимов

Словобразовательный анализ

Наглядность (демонстрация изображения, рассматривание иллюстрации)


Ребята с удовольствием выполняют предложенные задания, работают в парах, помогая друг другу. Но в реализации намеченных планов есть и определенные трудности. Отдельной работы требуют дети, имеющие трудности в обучении. Их индивидуальные особенности, уровень развития речи, внимания, памяти не позволяют достичь желаемого результата при фронтальной работе в классе. Достаточно большой объем программного материала не оставляет времени на подобную работу, а ведь обучение структурированию материала и его осмысления необходимо на всех без исключения предметах. Хорошим выходом было бы введение подобного курса по обучению смысловому чтению во внеурочную деятельность.

























Приложение

Прочитай текст:

Кошачьи – самые ловкие, мускулистые и самые красивые из хищников. В семействе 37 видов, которые разбивают на крупных кошек и мелких. К первым относятся лев, тигр, ягуар, леопард, барс, дымчатый леопард и гепард; ко вторым – пума, рыси, сервал и множество более мелких лесных, степных и пустынных видов. Среди кошек немало рекордсменов. Гепарду нет равных в беге, его скорость достигает 96 км/ч. Но бежать с такой скоростью он может лишь 1 минуту, больше не выдержит. Снежный барс во время охоты на горного козла совершает самый длинный (среди кошачьих) прыжок – на 13 метров. А самой маленькой считают южноиндийскую кошку, она весит всего 1 кг 500 г.

Среди этого разнообразия только лев и тигр могут претендовать на звание царя. Вес взрослого льва не превышает 240 кг, а самки кошачьих легче и меньше по размеру: например, львицы на ¼ легче львов. Вес тигра – до 320 кг (амурский тигр). Тело тигра длиннее, чем у льва. Тигр очень смышленый зверь. Он необыкновенно хитер, способен оценивать сложную обстановку, у него тонкая интуиция.

Тигр – самая большая кошка на земле. Учёные различают 9 различных подвидов тигров. Ещё в начале прошлого века тигров было сто тысяч особей, а в наше время ситуация плачевная: осталось не более шести тысяч этих прекрасных животных. Из них около 3000 особей бенгальских тигров, 1300 – индокитайских, 500 суматранских, 450 амурских и 600 малайских. Южнокитайский тигр находится под наибольшей угрозой исчезновения, и, скорее всего, в природе уже не существует: только 59 особей проживают в зоопарках и не могут быть выпущены на волю. Три вида тигров (балийский, туранский и яванский) уже полностью истреблены. Основные тому причины — уничтожение природных местообитаний (лесов и зарослей кустарников), сокращение численности различных копытных животных, которыми питаются тигры. Другая важная причина вымирания тигра — браконьерство с целью добычи красивых шкур, а главное — внутренних органов и костей. В Китае верят, что изготовленные из них снадобья и настойки придают человеку особую силу и помогают при самых разных болезнях. Никаких серьезных научных данных, подтверждающих оздоравливающее действие «тигриного лекарства», нет.

Обитающие на территории нашей страны амурские (уссурийские) тигры, самые крупные среди тигров, занесены в Красную книгу и охраняются, охота на них запрещена. Чтобы восстановить численность амурских тигров, их изучают и в природе, и в зоопарках. В природе тигр живет около 18 лет, в зоопарке – до 26 лет благодаря специальному уходу и заботе.

(по материалам Интернет-источников)

ЗПрямая соединительная линия 19Прямая соединительная линия 20адания: 1. Закончи заполнять схему и размести в ней надпись «кошка домашняя»

Овал 1Прямая соединительная линия 14

Скругленный прямоугольник 2Прямая соединительная линия 10Прямая соединительная линия 11Прямая соединительная линия 12Прямая соединительная линия 13Прямая соединительная линия 15Прямая соединительная линия 16Прямая соединительная линия 17Прямая соединительная линия 18Прямая соединительная линия 21Прямая со стрелкой 22Прямая со стрелкой 23

Овал 4Овал 8

Овал 9



  1. Выбери наиболее удачное название для текста:

А) Вымирающие тигры.

Б) Рекордсмены в семействе кошачьих.

В) Такие разные кошки.

Г) Царь зверей.



  1. Выдели в тексте смысловые части и составь план:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________



  1. На основании прочитанного сделай вывод, кого из кошачьих можно считать царем зверей? Объясни своё мнение.

__________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Заполните пропуски в таблице:

Виды тигров










Численность










Каких тигров осталось меньше всего? ____________________

Больше всего? ________________________________________

  1. Известно, что в животном мире окраска имеет защитную или предупреждающую функцию. Шкура львов песочно-желтого цвета, как покров саванны. Как объяснить черные полоски тигра на рыжем фоне? _____________________________________________________________

_____________________________________________________________



  1. Прочитай 3 абзац текста. Предложи меры по сохранению численности тигров.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



  1. В зоологическом саду на табличках у вольеров стерлись надписи- названия животных. Помоги восстановить их:

А) ____________________________ Обитатель тайги, самый северный из видов кошачьих. По лесной зоне далеко заходит к северу, где зимой существует в условиях глубокого, рыхлого снежного покрова. Тело имеет длину 82—105 см, хвост — 20—31 см, масса — 8—15 кг, редко больше. Туловище короткое, плотное, на высоких сильных ногах с очень широкими мохнатыми лапами. По бокам головы развиты широкие баки, а на концах ушей — кисточки. Хвост короткий, на конце как бы обрубленный. Зимняя шерсть очень густая, мягкая.

Б) ________________________ По внешнему виду и строению тела эти кошачьи схожи с собакой, так как отлично приспособлены к быстрому бегу. Но пятна на шкуре всё-таки напоминают кошачий мех. Любят лазить по деревьям. Ноги сильные и очень длинные, стройные, хотя тонкие. Хвост длинный и тонкий, опушенный равномерно. При быстром беге хвост выполняет роль балансира. Голова имеет небольшой размер, присутствует небольшая грива. Мех короткий и негустой. Общий тон окраса желтоватый или песчаный. Кроме брюха, по всей шкуре плотно рассеяны маленькие темные пятна. Черные полосы вдоль носа — элементы маскировочной окраски. Они делают зверя малозаметным в кустах и в траве. Обитает в равнинных пустынях и саваннах. На огромной скорости совершает прыжки на расстояние до 6 метров. Тело имеет длину около 131 сантиметров, длина хвоста — 74 сантиметров. Масса тела 50 — 64 килограмм.

В) _______________________________ Обитает по берегам рек Амур и Уссури в Хабаровском и Приморском краях. Относится к наиболее крупным подвидам. Основной окрас шерсти в зимнее время — оранжевый, живот белый. Это единственный представитель кошачьих, имеющий на брюхе пятисантиметровый слой жира, защищающий от леденящего ветра при низких температурах. Тело вытянутое, гибкое, голова округлая, лапы недлинные, длинный хвост. Уши очень короткие, так как обитает в холодной местности. Различает цвета, ночью он видит в пять раз лучше, чем человек. Длина тела у самцов до кончика хвоста достигает 2,7—3,8 м, масса 160—280 кг. Способен по снегу развивать скорость до 50 км/ч.

Г) _________________________________ Он является самым крупным подвидом леопардов. Его часто называют ирбисом. Местообитание хищника – Алтай, Гималаи и Средняя Азия. Живет в горах. В России является живой достопримечательностью и строго охраняется законом. Имеет длинный хвост, благодаря которому он обладает хорошей координацией. Длина его тела примерно 120 – 140 см, а длина хвоста в среднем 1 м. Вес обычной взрослой особи около 50 кг. Обычно охотится на парнокопытных животных, среди них горные бараны и козлы, хотя в периоды сильного голода он может поохотиться на грызунов или птиц. У него весьма добродушный нрав, поэтому при встрече с человеком он не нападает. Среди всех достоинств следует отметить прыгучесть. Длина прыжка может составлять более 10 м.



  1. Запиши животных, описанных в задании 3, по возрастанию массы тела.

__________________________________________________________________________________________________________________________






10



Свежие документы:  Урок чтения в 4 классе «М.Ю.Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: