УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ. 2 КЛАСС
Тема: Русская народная сказка
«СНЕГУРОЧКА»
Цели и задачи урока:
1) средствами урока воспитывать в учениках уверенность в своих силах,
уважение и любовь к устному народному творчеству;
2) учить самостоятельно искать и проверять новые знания по теме урока;
3) способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за
выразительными средствами языка;
4) учить соотносить поговорки с содержанием изученного произведения;
5) совершенствовать психологический климат на уроках с целью укрепления
и развития эмоционально-волевой сферы учащихся.
Оборудование:
1) компьютерная презентация по теме: «Устное народное творчество»
2) карточки с отрывками из текста для одного ряда
3) цветные карандаши, индивидуальные карточки с рисунком Снегурочки
4) диск с записью отрывка из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»
5) мультфильм «Снегурочка»
ТСО:
компьютер, мультимедийный проектор
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
-Какое время года самое холодное?
-Покажите, что вы замёрзли и съёжились, отогрелись и расслабились.
-Изобразите как вы лепили снеговика: ставите снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились.
Вы весёлые пришли домой. С таким же настроением мы поработаем на уроке.
2. Подготовка к усвоению нового материала.
— Мы сегодня совершим небольшое путешествие по страницам волшебной книги и разгадаем название этой книги и название удивительной страны.
(Компьютерная презентация)
1-ая страница «Прочитать, угадать»
Без рук, без ног, а рисовать умеет. (мороз)
Белая скатерть, всё поле одела. (снег)
— Что мы отгадывали? (загадки)
2-ая страница «Прочитать»
Много снега – много хлеба.
Лето собириха – зима поедиха.
Зимою вьюга – летом ненастье.
-Можно сказать, что это предложения?
-Почему?
-А точнее, что это?
-Можно ли сказать, что в них выражена народная мудрость?
3-я страница «Чтение поговорок»
Зима кончается, весна начинается.
Чему быть, того не миновать.
Люди рады лету, а пчела цвету.
-Что вы прочитали?
-Объясните значение 2-ой поговорки.
4-ая страница «Сказка»
-Определите к какому произведению можно отнести эту иллюстрацию?
-Как можно назвать удивительную страну, в которой живут эти произведения?
-Как по другому можно назвать устное народное творчество?
3. Ознакомление с новым материалом.
1. Знакомство с темой урока.
О чём-то скрипит половица,
И спице
Опять не спится.
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрепит половица.
И к нам приходит
Сказка…
-Кого вы лепили в начале урока?
-Как можно назвать девочку из снега?
-Произведение над которым мы будем сегодня работать называется «Снегурочка».
2. Работа с толковым словарём.
-Проведём работу с теми словами, которые встретятся в тексте.
са-фья-но-вые
ат-лас-ная
ле-ле-ять
ми-но-ва-ла
смот-рят
нез-до-ро-вит-ся
нас-мот-реть-ся
1)чтение по слогам
2)медленное чтение
3)чтение про себя
3. Индивидуальная работа со словарём.
Атласные
Сафьяновые
4. Фронтальная работа
Лелеять
Миновало
-Эти слова встретятся в тексте.
4. Знакомство с новым произведением.
Первичное чтение учителем (1и2 части)
-К какому жанру относится это произведение? (сказка)
-Кто автор? (народ)
5. Первичная проверка понимания новых знаний.
1. Дифференцированная работа.
1-й ряд – в первой части найдите, где говорится о забавах детей. Прочитайте.
2-й ряд – работа по карточке.
3-й ряд – найдите в тексте и прочитайте, как ожила Снегурочка.
2. Проверка знаний 1и 2 рядов
3. Практическая работа.
-Дорисовать, как постепенно появлялась Снегурочка.
4. Проверка задания 3-го ряда.
6. Физкультминутка.
Мы похлопаем в ладоши дружно, веселее.
Наши ножки постучали дружно, веселее.
По коленочкам ударим тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь выше, выше, выше.
Наши ручки закружились ниже опустились.
Завертелись, завертелись и остановились.
7. Ознакомление с новым материалом.
-Вы хотите узнать окончание сказки?
(чтение заключительной части, читают ученики)
8. Проверка новых знаний по заключительной части.
1) Прочитайте, как заканчивается сказка.
-Какое настроение вызывает у вас конец сказки?
-Меняется ли настроение при чтении сказки?
2) Найдите в тексте и прочитайте, какие произошли изменения в природе. Подтвердите свой ответ словами из текста.
3) Инсценировка начала сказки. (Ролевая игра)
4) Найдите в тексте сказки и прочитайте, как исчезла Снегурочка. (растаяла)
Откройте карточку на рисунке со Снегурочкой и напишите, что же с ней произошло.
9. Знакомство с шедеврами мировой культуры.
Доклад о произведении В.Васнецова «Снегурочка».
Образ Снегурочки творчески вдохновлял поэтов, писателей, художников и композиторов.
Вот так художник Виктор Васнецов представлял Снегурочку и написал её образ к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка».
Полотно находится в Третьяковской галерее.
Премьера оперы «Снегурочка» состоялась на сцене Марлинского театра в Петербурге в 19 веке.
10. Итог урока.
— Назовите произведение, с которым мы познакомились.
— Можно ли сказку считать волшебной?
— Какие из поговорок соответствуют содержанию сказки?
— Сейчас мы посмотрим фрагмент сказки «Снегурочка».
Посмотрите, и скажите, есть ли разница между текстом произведения и мультфильмом?
11. Домашнее задание.
Прочитать сказку «Снегурочка».