Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе «Звуки [ т ] , [ т’]. Буквы Т т»



Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №29 VI вида»

456783, г. Озерск, Челябинской области











Конспект урока по обучению грамоте

( чтение)

в 1 классе

Звуки [ т ] , [ т’]. Буквы Т т.


УМК «Школа России»



подготовила

учитель начальных классов

Струговщикова Наталья Борисовна







Озёрск 2014





Тема: Звуки [ т ], [ т’], буквы Т т.

Цель:

  • познакомить учащихся с новыми звуками и новыми буквами

Задачи:

обучающие:

учить читать слоги, слова, предложения с новыми звуками

развивающие:

развивать речь, расширять кругозор учащихся

воспитательные:

воспитывать любовь к животным

  • прививать любовь к чтению

  • строить работу урока с учётом личностно-ориентированного подхода к учащимся, создавая на уроке ситуацию успеха



Оборудование:

— большие сказочные ворота с навесным замком( формат А1)

— картинки с изображением астры, окуней, утки, индюка

— широкая полоска с надписью «Лукоморье»

— портрет А.С.Пушкина

— книга А.С.Пушкина: «Руслан и Людмила»

— книги для выставки :«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой

царевне и 7 богатырях», «Сказку о попе и работнике его Балде», «Сказка

о золотом петушке»

— на формате А1 иллюстрация с изображением дуба, по которому ходит

кот учёный

— звуковые схемы, схемы слияний

— карточка с буквами Т т

— индивидуальные кассы букв у детей, касса класса

— иллюстрация к букве Т из весёлой азбуки

— на доске напечатаны слова : КОТ,СКОК, НА ОКНО

— учебник «Азбука» Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А

— весёлые и грустные лица для каждого ребёнка для релаксации

— магнитофон

— аудиозапись к физ.минутке «Уселась кошка на окошко»

— маленькие портреты ученого кота в подарок каждому ребёнку

Ход урока:

1.Орг.момент

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Урок обучения грамоте. Сегодня на уроке мы побываем в сказочной стране «Лукоморье», познакомимся с новыми звуками и новыми буквами. Научимся читать слоги и слова с новыми звуками. Будем развивать нашу речь. Но прежде чем отправиться в путь, покажите мне, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение.(Дети выбирают карточки из предложенных мимик: грустную или весёлую)Надеюсь, что за время нашего урока ваше настроение не испортится, а станет только лучше.

2.Повторение пройденного

Чтобы попасть в прекрасную страну Лукоморье, надо открыть вот эти ворота.(Учитель показывает на доску, где прикреплены сказочные ворота с большим навесным замком) А чтобы их открыть, надо ответить на следующие вопросы:

-Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

-Какие звуки называются гласными? ( которые произносятся голосом, при произношении не встречают преграды и образуют слог; гласные звуки бывают ударные и безударные)

— Какие гласные звуки мы уже изучили? Назовите их. ([а, о, у, ы, и ])

-Какие звуки называются согласными? (которые произносятся голосом, при произношении встречают преграду или издают шум)

Какими бывают согласные звуки? (звонкими или глухими, твёрдыми или

мягкими)

Назовите только звонкие звуки, которые мы изучили. ([ н ] [ н’])

Назовите только глухие звуки, которые мы изучили. ([к, к’, с, с’ ])

Назовите только твёрдые звуки среди изученных.( [ н, к, с ])

Назовите только мягкие звуки среди изученных.( [ н’ к’ с’ ])

Какими буквами можно записать эти звуки, прочтите по ленте памяти.(эн, ка, эс)

Поиграем в игру «Услышь звук». Цель игры следующая: я показываю вам картинку, вы называете слово, выделяете в нём только первый звук и показываете ту букву, которой этот звук можно записать.(Картинки: астра, окуни, утка ,индюк)

Молодцы! Мы повторили пройденный материал. Вы очень хорошо поработали. Давайте отдохнём.

Физ.минутка:

Мы листики осенние.


На ветках мы сидим.

Дунул ветер -полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

3.Работа над новым материалом.

-Ребята, на все вопросы вы ответили правильно. Теперь можно открыть ворота в сказочную страну «Лукоморье».

У Лукоморья дуб зелёный.

Златая цепь на дубе том.

И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

-Ребята, кто-нибудь из вас слышал раньше эти строки?(ответы детей)

Кто автор этих строк?( Пушкин)

Совершенно верно. Автор этих строк русский поэт, гордость нашей страны- Александр Сергеевич Пушкин.( на доску крепится портрет) А строки эти из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». (показать книгу) Поэма- это большое произведение в стихах. С этой поэмой вы познакомитесь в старших классах. В начальной школе на уроке литературного чтения мы будем знакомиться с произведениями Александра Сергеевича Пушкина, а дома, с родителями, вы можете прочитать следующие книги Пушкина (учитель называет произведения и показывает книги на книжной выставке): «Сказку о рыбаке и рыбке», « Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях »,

« Сказку о попе и работнике его Балде»,« Сказку о золотом петушке».

-Ребята, а кто запомнил, как называется страна , в которую мы попали?( Лукоморье)

-Как вы думаете, почему она так называется?( ответы детей)

-На самом деле очень много лет назад Александр Сергеевич Пушкин отдыхал в городе Ялте. Сидя на берегу моря, он всмотрелся вдаль и обратил внимание на то, что вдали море изогнуто в форме лука -старинного оружия. Он соединил два слова лук и море в одно слово ,вот так и получилось название чудесной страны « Лукоморье».

-Посмотрите, кто ходит возле дуба? (когда открыли ворота, на доске появилось изображение учёного кота на цепи возле дуба) (кот)

-Скажите это слово по слогам? (кот)

Сколько слогов в слове кот?(1) Почему? (ЛИБО: рука один раз опускается вместе с подбородком, ЛИБО: в слове кот один гласный звук)

Назовите сколько звуков в этом слове? (их три [к ,о, т] )

Один ученик выходит к доске и даёт характеристику слову КОТ, составляя схему. Остальные дети работают на местах.

Ученик:Кот-1слог, первый звук [ к ]- согласный, глухой ,твёрдый,

второй звук [ о]-гласный, ударный

Звуки [к] и [о] образуют твёрдое слияние КО (выставляет схему)

третий звук [ т ]-звук вне слияния, он согласный, глухой,

твёрдый; обозначаю его синим квадратиком

-Ребята, вы работали самостоятельно. Сверьте с доской .У кого так же , как на доске, поднимите руку.

-Молодцы!

-Произнесите последний звук. ([ т ]) Какой он? Дайте ему характеристику.(он согласный, глухой, твёрдый)

-Почему согласный? (образуется голосом, при произношении встречает преграду)

-Почему глухой? (произносится глухо, закрыв уши проверили)

-Почему твёрдый? (произносится твёрдо)

-Как обозначили на схеме?( синим квадратиком)

Ребята, посмотрите, какой у нас красивый кот! А как его можно назвать ласково?( котик)

-Произнесите слово котик по слогам.(ко — тик)

Сколько слогов в слове котик? (2)

Назовите первый слог.(ко)

Назовите второй слог.(тик)

Произнесите первый звук второго слога и дайте ему характеристику.(звук [т’]-согласный, глухой, мягкий, звуки [т’] и [и] образуют мягкое слияние)

— С какими звуками познакомились? ([ т, т’])

-Ещё раз дайте характеристику каждому из этих звуков.(звук [т] – согласный, глухой, твёрдый, обозначаем синим квадратиком; звук [т’]- согласный, глухой, мягкий ,обозначаем зелёным квадратиком)

*Первичное закрепление

-Приготовьте синий и зелёный квадратики. Сейчас мы поиграем в игру «Твёрдый, мягкий» .Если вы услышите , что слово начинается с твёрдого звука[т ], поднимайте синий квадратик, а если со звука [т’]-зелёный квадратик.

Учитель называет слова: тапки, тигр, туча, тина, тишина, танк, тетрадь.

*Знакомство с буквами

-Звуки [т],[т] можно записать буквой Тэ. Буква Тэ бывает печатная и письменная , заглавная и строчная.(учитель показывает эти буквы на доске)

-Найдите букву Тэ в своих кассах , в алфавите, в кассе класса.

-Послушайте, как о букве Тэ говорят в весёлой азбуке.(Девочка из класса читает стихи и показывает весёлую картинку.)

Тэ в антенну превратилась

И на доме очутилась.

-С какими звуками и какой буквой мы познакомились в чудесной стране «Лукоморье»?( со звуками [т], [т’] и буквой Тэ.

Физ.минутка

На зарядку солнышко поднимает нас.

Поднимаем руки мы по команде «раз»,

А над нами весело шевелит листва.

Опускаем руки мы по команде «два».

4.Закрепление . Работа по учебнику.

-Положите перед собой все изученные гласные буквы. Прочтите их.(а, о, у, ы, и)

Приготовьте букву тэ. Составьте слияния с новой буквой. Теперь из страны «Лукоморье» мы отправляемся в научный мир нашей Азбуки. Откройте учебник на стр.59 и сверьте свои слияния со слияниями в учебнике. Теперь проверьте друг друга. Поднимите руку те дети, кто составил слияние верно. Молодцы!

-Прочтите только слияния со звуком [ т ].( ты, ту, та, то) Молодцы!

Как они называются? (твёрдые слияния)

-Прочтите только слияния со звуком [т’].(ти) Молодцы!

-Как называется такое слияние?( мягкое слияние)

-Какой звук обозначает мягкость предшествующего согласного звука? ([и])

Посмотрите внимательно в учебник и обратите внимание на букву тэ из старославянского алфавита.

*Чтение слов. Словарная работа

-Прочитайте слова на доске:

ко||т

с||ко||к

на ок|но

-Объясните смысл второго и третьего слов.(дети объясняют)

-Рассмотрите первый рисунок в учебнике.

-Кто на нём изображён? (кот)

-Что делает кот? (прыгает на окно)

-Найдите ниже предложение ,которое подходит к этому рисунку.

Арина, прочти это предложение вслух. .(Кот скок на окно.)



-Дети, прочтите это предложение жужжащим чтением.

-Егор, прочти его ещё раз вслух.

-Рассмотрите второй рисунок. Что произошло? ( Кот спрыгнул с окна и уронил цветок.)

-Найдите ниже предложение, которое подходит к этому рисунку.

-Аня, прочитай предложение вслух.(Кот скок с окна.)

-Дети, прочитайте предложение жужжащим чтением.

-Никита, прочти предложение ещё раз вслух.

-Ребята, а кот это какое животное дикое или домашнее? (домашнее)

-Каких домашних животных вы знаете? (ответы детей)

У кого дома есть домашние животные? Как надо с ними обращаться?( ответы детей)

-Ребята, давайте подведём итог на данном этапе урока. Работая в учебнике чему мы с вами учились? (учились читать слоги, слова, предложения)

-Давайте вспомним о своих домашних животных и отдохнём.

Физ.минутка (с использованием аудиозаписи)

Выполняя физ.минутку , учитель показывает детям движения.

Уселась кошка на окошко ,

И стала лапкой носик мыть.

Её движения немножко

Теперь мы сможем смело повторить.

Раз, два, три. Ну-ка, повтори.

Раз, два, три. Ну-ка, повтори.

Три, четыре, пять. Повтори опять.

Три, четыре, пять. Повтори опять.

Очень хорошо!

Молодцы!

-Продолжаем работу.

-Ребята, а как можно назвать такого кота, который уронил цветок? (проказник)

-Сейчас мы прочитаем ещё одну историю, которая произошла с таким котом.

(Ученик читает текст из учебника: У Тани кот. У Сани и Никиты окуни. А кот тут как тут! Ну и котик- коток!)

Молодец!

— Ребята, прочитайте предложение о том, у кого был кот? (У Тани кот.)

— У кого были окуни? ( У Сани и Никиты окуни.)

-Где был кот ? Прочтите. ( А кот тут как тут.)

-Что о нём сказал автор? Прочтите, пожалуйста. (Ну и котик –коток.)

— Почему автор так сказал? ( Кот хотел съесть рыбу.)

Один ученик читает ещё раз этот текст вслух, а другой пробует пересказать.

5. Итог урока.

-Ребята, давайте подведём итог урока.

-Что нового мы узнали на уроке? (звуки [т ] [ т’] , буква Т)

-Чему мы учились на уроке? (читать слоги, слова, предложения)

-В какой стране побывали? ( в стране «Лукоморье»)

-Кто запомнил, почему она так называется? ( море изогнуто в форме лука)

-С творчеством и книгами какого поэта познакомились? ( А.С. Пушкина)

-Понравился ли вам урок? (ответы детей)

-Покажите, а какое у вас сейчас настроение?( Дети показывают лица весёлые или грустные. Если у кого-то плохое настроение, обязательно спросить почему и подбодрить детей.)

— Ребята! Я очень хочу всех вас поблагодарить за прекрасную работу на уроке. Вы- молодцы! И за ваше старание я дарю вам портрет учёного кота. Пусть он всегда напоминает вам о нашем путешествии в стране « Лукоморье». Спасибо за урок.



Список использованной литературы


1.Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А.Азбука. – Москва: Просвещение,2013

2.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. — Москва: Азбуковник,2000



Интернет — ресурсы

1.ru.wikipedia.orgЛукоморье (сведения о Лукоморье)

2.schoolinfo.at.uapubl/fizminutkafizminutok/12…215( физ.минутка « Мы

листики осенние»)

3.perestenko.ucoz.rupubl/fizminutki/1-1-0-26 ( физ.минутка « На зарядку

солнышко поднимает нас»)

4. karaoke.ruЗверобика ( текст физ.минутки 2 Уселась кошка на окошко»)

5. muzofon.comsearch/уселась кошка на окошко (сайт для скачивания

МР3)







Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению во 2 классе «Русская народная сказка «Заяц-хваста»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: