Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №29 VI вида»
456783, г. Озерск, Челябинской области
Конспект урока по обучению грамоте
( чтение)
в 1 классе
Звуки [ т ] , [ т’]. Буквы Т т.
УМК «Школа России»
подготовила
учитель начальных классов
Струговщикова Наталья Борисовна
Озёрск 2014
Тема: Звуки [ т ], [ т’], буквы Т т.
Цель:
познакомить учащихся с новыми звуками и новыми буквами
Задачи:
обучающие:
— учить читать слоги, слова, предложения с новыми звуками
развивающие:
— развивать речь, расширять кругозор учащихся
воспитательные:
— воспитывать любовь к животным
прививать любовь к чтению
строить работу урока с учётом личностно-ориентированного подхода к учащимся, создавая на уроке ситуацию успеха
Оборудование:
— большие сказочные ворота с навесным замком( формат А1)
— картинки с изображением астры, окуней, утки, индюка
— широкая полоска с надписью «Лукоморье»
— портрет А.С.Пушкина
— книга А.С.Пушкина: «Руслан и Людмила»
— книги для выставки :«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой
царевне и 7 богатырях», «Сказку о попе и работнике его Балде», «Сказка
о золотом петушке»
— на формате А1 иллюстрация с изображением дуба, по которому ходит
кот учёный
— звуковые схемы, схемы слияний
— карточка с буквами Т т
— индивидуальные кассы букв у детей, касса класса
— иллюстрация к букве Т из весёлой азбуки
— на доске напечатаны слова : КОТ,СКОК, НА ОКНО
— учебник «Азбука» Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А
— весёлые и грустные лица для каждого ребёнка для релаксации
— магнитофон
— аудиозапись к физ.минутке «Уселась кошка на окошко»
— маленькие портреты ученого кота в подарок каждому ребёнку
Ход урока:
1.Орг.момент
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Урок обучения грамоте. Сегодня на уроке мы побываем в сказочной стране «Лукоморье», познакомимся с новыми звуками и новыми буквами. Научимся читать слоги и слова с новыми звуками. Будем развивать нашу речь. Но прежде чем отправиться в путь, покажите мне, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение.(Дети выбирают карточки из предложенных мимик: грустную или весёлую)Надеюсь, что за время нашего урока ваше настроение не испортится, а станет только лучше.
2.Повторение пройденного
Чтобы попасть в прекрасную страну Лукоморье, надо открыть вот эти ворота.(Учитель показывает на доску, где прикреплены сказочные ворота с большим навесным замком) А чтобы их открыть, надо ответить на следующие вопросы:
-Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
-Какие звуки называются гласными? ( которые произносятся голосом, при произношении не встречают преграды и образуют слог; гласные звуки бывают ударные и безударные)
— Какие гласные звуки мы уже изучили? Назовите их. ([а, о, у, ы, и ])
-Какие звуки называются согласными? (которые произносятся голосом, при произношении встречают преграду или издают шум)
— Какими бывают согласные звуки? (звонкими или глухими, твёрдыми или
мягкими)
— Назовите только звонкие звуки, которые мы изучили. ([ н ] [ н’])
—Назовите только глухие звуки, которые мы изучили. ([к, к’, с, с’ ])
—Назовите только твёрдые звуки среди изученных.( [ н, к, с ])
—Назовите только мягкие звуки среди изученных.( [ н’ к’ с’ ])
—Какими буквами можно записать эти звуки, прочтите по ленте памяти.(эн, ка, эс)
Поиграем в игру «Услышь звук». Цель игры следующая: я показываю вам картинку, вы называете слово, выделяете в нём только первый звук и показываете ту букву, которой этот звук можно записать.(Картинки: астра, окуни, утка ,индюк)
Молодцы! Мы повторили пройденный материал. Вы очень хорошо поработали. Давайте отдохнём.
Физ.минутка:
Мы листики осенние.
На ветках мы сидим.
Дунул ветер -полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
3.Работа над новым материалом.
-Ребята, на все вопросы вы ответили правильно. Теперь можно открыть ворота в сказочную страну «Лукоморье».
У Лукоморья дуб зелёный.
Златая цепь на дубе том.
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
-Ребята, кто-нибудь из вас слышал раньше эти строки?(ответы детей)
—Кто автор этих строк?( Пушкин)
—Совершенно верно. Автор этих строк русский поэт, гордость нашей страны- Александр Сергеевич Пушкин.( на доску крепится портрет) А строки эти из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила». (показать книгу) Поэма- это большое произведение в стихах. С этой поэмой вы познакомитесь в старших классах. В начальной школе на уроке литературного чтения мы будем знакомиться с произведениями Александра Сергеевича Пушкина, а дома, с родителями, вы можете прочитать следующие книги Пушкина (учитель называет произведения и показывает книги на книжной выставке): «Сказку о рыбаке и рыбке», « Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях »,
« Сказку о попе и работнике его Балде»,« Сказку о золотом петушке».
-Ребята, а кто запомнил, как называется страна , в которую мы попали?( Лукоморье)
-Как вы думаете, почему она так называется?( ответы детей)
-На самом деле очень много лет назад Александр Сергеевич Пушкин отдыхал в городе Ялте. Сидя на берегу моря, он всмотрелся вдаль и обратил внимание на то, что вдали море изогнуто в форме лука -старинного оружия. Он соединил два слова лук и море в одно слово ,вот так и получилось название чудесной страны « Лукоморье».
-Посмотрите, кто ходит возле дуба? (когда открыли ворота, на доске появилось изображение учёного кота на цепи возле дуба) (кот)
-Скажите это слово по слогам? (кот)
—Сколько слогов в слове кот?(1) Почему? (ЛИБО: рука один раз опускается вместе с подбородком, ЛИБО: в слове кот один гласный звук)
—Назовите сколько звуков в этом слове? (их три [к ,о, т] )
Один ученик выходит к доске и даёт характеристику слову КОТ, составляя схему. Остальные дети работают на местах.
Ученик:Кот-1слог, первый звук [ к ]- согласный, глухой ,твёрдый,
второй звук [ о]-гласный, ударный
Звуки [к] и [о] образуют твёрдое слияние КО (выставляет схему)
третий звук [ т ]-звук вне слияния, он согласный, глухой,
твёрдый; обозначаю его синим квадратиком
-Ребята, вы работали самостоятельно. Сверьте с доской .У кого так же , как на доске, поднимите руку.
-Молодцы!
-Произнесите последний звук. ([ т ]) Какой он? Дайте ему характеристику.(он согласный, глухой, твёрдый)
-Почему согласный? (образуется голосом, при произношении встречает преграду)
-Почему глухой? (произносится глухо, закрыв уши проверили)
-Почему твёрдый? (произносится твёрдо)
-Как обозначили на схеме?( синим квадратиком)
—Ребята, посмотрите, какой у нас красивый кот! А как его можно назвать ласково?( котик)
-Произнесите слово котик по слогам.(ко — тик)
—Сколько слогов в слове котик? (2)
—Назовите первый слог.(ко)
—Назовите второй слог.(тик)
—Произнесите первый звук второго слога и дайте ему характеристику.(звук [т’]-согласный, глухой, мягкий, звуки [т’] и [и] образуют мягкое слияние)
— С какими звуками познакомились? ([ т, т’])
-Ещё раз дайте характеристику каждому из этих звуков.(звук [т] – согласный, глухой, твёрдый, обозначаем синим квадратиком; звук [т’]- согласный, глухой, мягкий ,обозначаем зелёным квадратиком)
*Первичное закрепление
-Приготовьте синий и зелёный квадратики. Сейчас мы поиграем в игру «Твёрдый, мягкий» .Если вы услышите , что слово начинается с твёрдого звука[т ], поднимайте синий квадратик, а если со звука [т’]-зелёный квадратик.
Учитель называет слова: тапки, тигр, туча, тина, тишина, танк, тетрадь.
*Знакомство с буквами
-Звуки [т],[т] можно записать буквой Тэ. Буква Тэ бывает печатная и письменная , заглавная и строчная.(учитель показывает эти буквы на доске)
-Найдите букву Тэ в своих кассах , в алфавите, в кассе класса.
-Послушайте, как о букве Тэ говорят в весёлой азбуке.(Девочка из класса читает стихи и показывает весёлую картинку.)
Тэ в антенну превратилась
И на доме очутилась.
-С какими звуками и какой буквой мы познакомились в чудесной стране «Лукоморье»?( со звуками [т], [т’] и буквой Тэ.
Физ.минутка
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз»,
А над нами весело шевелит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
4.Закрепление . Работа по учебнику.
-Положите перед собой все изученные гласные буквы. Прочтите их.(а, о, у, ы, и)
—Приготовьте букву тэ. Составьте слияния с новой буквой. Теперь из страны «Лукоморье» мы отправляемся в научный мир нашей Азбуки. Откройте учебник на стр.59 и сверьте свои слияния со слияниями в учебнике. Теперь проверьте друг друга. Поднимите руку те дети, кто составил слияние верно. Молодцы!
-Прочтите только слияния со звуком [ т ].( ты, ту, та, то) Молодцы!
—Как они называются? (твёрдые слияния)
-Прочтите только слияния со звуком [т’].(ти) Молодцы!
-Как называется такое слияние?( мягкое слияние)
-Какой звук обозначает мягкость предшествующего согласного звука? ([и])
—Посмотрите внимательно в учебник и обратите внимание на букву тэ из старославянского алфавита.
*Чтение слов. Словарная работа
-Прочитайте слова на доске:
ко||т
с||ко||к
на ок|но
-Объясните смысл второго и третьего слов.(дети объясняют)
-Рассмотрите первый рисунок в учебнике.
-Кто на нём изображён? (кот)
-Что делает кот? (прыгает на окно)
-Найдите ниже предложение ,которое подходит к этому рисунку.
—Арина, прочти это предложение вслух. .(Кот скок на окно.)
-Дети, прочтите это предложение жужжащим чтением.
-Егор, прочти его ещё раз вслух.
-Рассмотрите второй рисунок. Что произошло? ( Кот спрыгнул с окна и уронил цветок.)
-Найдите ниже предложение, которое подходит к этому рисунку.
-Аня, прочитай предложение вслух.(Кот скок с окна.)
-Дети, прочитайте предложение жужжащим чтением.
-Никита, прочти предложение ещё раз вслух.
-Ребята, а кот это какое животное дикое или домашнее? (домашнее)
-Каких домашних животных вы знаете? (ответы детей)
—У кого дома есть домашние животные? Как надо с ними обращаться?( ответы детей)
-Ребята, давайте подведём итог на данном этапе урока. Работая в учебнике чему мы с вами учились? (учились читать слоги, слова, предложения)
-Давайте вспомним о своих домашних животных и отдохнём.
Физ.минутка (с использованием аудиозаписи)
Выполняя физ.минутку , учитель показывает детям движения.
Уселась кошка на окошко ,
И стала лапкой носик мыть.
Её движения немножко
Теперь мы сможем смело повторить.
Раз, два, три. Ну-ка, повтори.
Раз, два, три. Ну-ка, повтори.
Три, четыре, пять. Повтори опять.
Три, четыре, пять. Повтори опять.
Очень хорошо!
Молодцы!
-Продолжаем работу.
-Ребята, а как можно назвать такого кота, который уронил цветок? (проказник)
-Сейчас мы прочитаем ещё одну историю, которая произошла с таким котом.
(Ученик читает текст из учебника: У Тани кот. У Сани и Никиты окуни. А кот тут как тут! Ну и котик- коток!)
– Молодец!
— Ребята, прочитайте предложение о том, у кого был кот? (У Тани кот.)
— У кого были окуни? ( У Сани и Никиты окуни.)
-Где был кот ? Прочтите. ( А кот тут как тут.)
-Что о нём сказал автор? Прочтите, пожалуйста. (Ну и котик –коток.)
— Почему автор так сказал? ( Кот хотел съесть рыбу.)
Один ученик читает ещё раз этот текст вслух, а другой пробует пересказать.
5. Итог урока.
-Ребята, давайте подведём итог урока.
-Что нового мы узнали на уроке? (звуки [т ] [ т’] , буква Т)
-Чему мы учились на уроке? (читать слоги, слова, предложения)
-В какой стране побывали? ( в стране «Лукоморье»)
-Кто запомнил, почему она так называется? ( море изогнуто в форме лука)
-С творчеством и книгами какого поэта познакомились? ( А.С. Пушкина)
-Понравился ли вам урок? (ответы детей)
-Покажите, а какое у вас сейчас настроение?( Дети показывают лица весёлые или грустные. Если у кого-то плохое настроение, обязательно спросить почему и подбодрить детей.)
— Ребята! Я очень хочу всех вас поблагодарить за прекрасную работу на уроке. Вы- молодцы! И за ваше старание я дарю вам портрет учёного кота. Пусть он всегда напоминает вам о нашем путешествии в стране « Лукоморье». Спасибо за урок.
1.Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А.Азбука. – Москва: Просвещение,2013
2.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. — Москва: Азбуковник,2000
Интернет — ресурсы
1.ru.wikipedia.org›Лукоморье (сведения о Лукоморье)
2.schoolinfo.at.ua›publ/fizminutka…fizminutok/12…215( физ.минутка « Мы
листики осенние»)
3.perestenko.ucoz.ru›publ/fizminutki/1-1-0-26 ( физ.минутка « На зарядку
солнышко поднимает нас»)
4. karaoke.ru›Зверобика ( текст физ.минутки 2 Уселась кошка на окошко»)
5. muzofon.com›search/уселась кошка на окошко (сайт для скачивания
МР3)