Конспект урока литературы «Е. Чарушин «Страшный рассказ»»

Приложение № 4


Тема: Е. Чарушин «Страшный рассказ»

Форма работы: Интегрированное обучение (Литература, человековедение)

Предметная цель урока: Познакомиться с рассказом Чарушина и создать условия для понимания мотивов поступков.

Метапредметная цель: Формирование познавательных УУД (анализ произведения) и коммуникативных УУД через интерактивные приёмы обучения.

Ход урока:

1. Актуализация знаний.

-Эмоциональная и интеллектуальная подготовка к уроку.

2.Организация процесса деятельности.

-самостоятельная постановка проблемы

-работа над смыслом пословиц.

3.Создание условий для рассуждений и умозаключений про страх

Ход урока.

I. Организационно-эмоциональный момент. Целеполагание.

— Хочу в самом начале урока кое-что вам показать.

Показ ящерицы

— В ящике шуршание.

— Кто сюда после меня сунет руку?

— Кто ещё хочет сунуть руку?

— А почему ты не хочешь опустить руку?

— Боишься?

— Страшно?

— Испугался?

А это ящерица.

-Вспомните, пожалуйста, ощущения, чувства, которые вы испытали, когда испугались.


На доске:

У страха глаза велики, да далеко не видят.

А ларчик просто открывался.

На всякую беду, страху не напасёшься.

Со страху и мышь волком покажется.

— Объяснить смысл пословиц.

— А теперь посмотрите на название рассказа. Как вы думаете, о чём этот рассказ?


II. Чтение рассказа.

— Что испытывали мальчики, когда остались одни?

— Какие звуки они услышали, какие звуки их испугали?

(найдите в тексте и прочитайте)

— А вы бы испугались таких звуков?

— Найдите в рассказе, что мальчики говорили, когда боялись.

(Прочитать очень таинственным голосом)

— А почему они так говорили? (подбадривали друг друга, храбрились) (Они говорили наоборот)


Чтение по ролям.

— Как надо прочитать слова мальчиков? ( Боятся, но храбрятся)

— Голос дрожит от страха, но старается от брата скрыть страх и подбадривает брата. (Несколько человек)

— Отличается ли по настроению вторая часть от первой?

(Нет страха – главное отличие)

Прочитать вторую часть с облегчением, что не страшно и что всё объяснилось

К какой части больше подходит название рассказа?



III. Беседа о страхах.

— А вам было когда-нибудь также страшно?

— Можно ли двух братиков назвать трусишками? Почему?

— Представьте, что это не ёжик зашёл в дом, а медведь?

— Стоило ли мальчикам опасаться того, чего не видели?


Каждый страх можно объяснить.

— Надо ли когда-нибудь бояться? Всегда ли надо преодолевать страх?

Каждый нормальный человек чего-нибудь боится.

Свежие документы:  Тест по повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза" 9 класс

— Мы сейчас боимся клещей и не ходим в самую гущу леса.

— Боимся тигров и не лезем к ним в клетку.

Если бы не было страха, в природе не было бы равновесия.

— И дети чего-то бояться и взрослые, и животные. И не стоит переживать, если вы чего-то боитесь.

IY. Чтение всего рассказа с выражением:

— 1 часть — страшно;

— 2 часть с облегчением (только где ёжик по стене пробежал, мама испугалась)

Y. Итог урока.

Подобрать пословицы к каждой части.

1часть (Со страху и мышь волком покажется).

2часть (А ларчик просто открывался.)

А какая половица подходит ко всему рассказу?

(У страха глаза велики, да далеко не видят.)


— А на самом деле история в рассказе страшная? Почему?


YI. Домашнее задание

Прочитать с выражением и подготовить рассказ, когда вам было страшно.



Страшный рассказ. Е. Чарушин.


Мальчики Шура и Петя остались одни.


Они жили на даче — у самого леса, в маленьком домике. В этот вечер папа и мама у них ушли к соседям в гости.


Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои постельки. Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет. В комнате темно. И в темноте по стене кто-то, ползает — шуршит; может быть — таракан, а может быть — кто другой!…


Шура и говорит со своей кровати:

— Мне совсем и не страшно.

— Мне тоже совсем не страшно, — отвечает Петя с другой кровати.

— Мы воров не боимся, — говорит Шура.

— Людоедов тоже не боимся, — отвечает Петя.

— И тигров не боимся, — говорит Шура.

— Они сюда и не придут, — отвечает Петя.


И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат — за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ.… топ.… топ.… шлёп.… шлёп… топ… топ….


Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал.


— Не дыши, — говорит Шура Пете.

— Я не дышу.


Топ… топ… шлёп… шлёп… топ… топ… шлёп… шлёп…


А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и ещё пыхтит вдобавок.

Свежие документы:  Сочинение на тему "Трудно или легко делать добро"


Но тут пришли папа с мамой. Они открыли крыльцо, вошли в дом, зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали. Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого.


Пришли в сени. Вдруг в сенях вдоль стены кто-то как пробежит в угол… Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят — да это ёжик!


Он, верно, из леса забрался в дом. Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатали его в шапку и унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули. Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето. Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся.


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: