Урок литературного чтения 4 класс Тема: М. Зощенко Елка «И грустно, и смешно»

Урок литературного чтения

4 класс

Тема: М. Зощенко Елка «И грустно, и смешно».

Цель: Расширить знания детей о творчестве М. Зощенко; работать над языком произведения; вызвать интерес к содержанию произведения, к героям; развивать читательские умения, прививать любовь к чтению; умение выражать свое отношение к прочитанному.

1. Организационный момент.

— Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала хорошее настроение.

2. Проверка домашнего задания.

— Проверьте готовность к уроку друг друга (проверка в парах).

3. Работа над темой урока.

— Жизнь – сложная штука. У каждого человека, и большого, и маленького случаются неприятности и приятные моменты. О приятном и неприятном вспоминает писатель.

-Интересно ли вам было читать воспоминания писателя? Почему?

— Почему рассказ называется «Елка»?

— Назовите главных героев.

— Каким показался вам рассказ: веселым или грустным?

— В чем грусть? Что смешного?

— Сформулируйте тему урока.

«И грустно, и смешно»

-Изобразите мимикой эти чувства. Скопируйте маски.

— Что вы знаете об авторе этого произведения?

М. Зощенко известен как мастер смешных рассказов. Их называют… (сатирическими). Надо сказать, что у М. Зощенко была трудная судьба. И только благодаря чувству юмора, веселому нраву, оптимизму он пережил все неприятности и подарил миру произведения от прочтения которых у людей появляются на лицах улыбки. Эти «алмазы смеха и радости» способны лучше всякого лекарства приходить на помощь в трудные минуты.

Да, поступок детей на самом деле был грустным. Но автору удалось рассказать об этом смешно. Не правда ли?

— Что-то помогает автору грустные обстоятельства сделать смешными.

— Цель нашего урока: узнать, в чем секрет создания смешного. Попробуем открыть секрет создания смешного. Возьмем маленький эпизод, как Минька и Леля «рассматривают елку».


Работа в парах.

— Я предлагаю поработать в парах: создать отрывок комиксового мультфильма, состоящего из отдельных кадров. Каждая пара получает по одному кадру. Внимательно рассмотрите кадр и с помощью авторского текста вставьте пропущенные слова.

-Как называют людей, исправляющих недостатки текста? (Редакторы)

Самостоятельная работа.

Составление характеристики героев.

В этом эпизоде два героя. Давайте посмотрим, какие слова употребляет автор, говоря о каждом из них. Это те слова, которые вы вставили в своих кадрах.

Кадр №1 … ударило 5 лет, 7 лет.

Кадр №2 … подглядывал, смелая.

Кадр №3 … моментально съедает, откусываю.

Свежие документы:  Урок литературы в 11 классе Тема: «Проблемы нравственности в пьесе А.Вампилова «Старший сын»

Кадр №4 … длинновязая, удивительно.

Кадр №5 … большим ртом поедать, руками немножко откусываю.

Кадр №6 … могла высоко, ничего нельзя.

Кадр №7 … не церемониться, не заревел.

Кадр №8 … Лелища, худенькими ручонками.

Открытие и осмысление нового.

— Здесь и хранится секрет создания смешного. В чем он?

Итак, слова с противоположным значением поставили друг против друга – это и создает смешной комический эффект. Это выглядит забавно. И этот секрет получил название … (противопоставление).

Его используют при создании смешного образа художники, мультипликаторы, юмористы, писатели (цвет, размер, форма).

— А сейчас мы озвучим так, чтобы было смешно. Читаем, выделяя голосом вставленные слова.

Закрепление.

— Вернемся к теме урока.

— Смешная история или грустная?

— С помощью какого приема она смешная? (Противопоставления)

— Почему автор запомнил эту елку? (Прошла не так, как мечталось)

— Почему спустя 35 лет он смеется над этой историей?

— Подумайте, у вас на это целая жизнь.



С позиции взрослого человека детские неприятности – мелочь. Несмотря на эту шалость, из Миньки вырос замечательный, успешный писатель. Найдите в тексте, как сам он об этом пишет. («Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился»)

Домашнее задание.

— Дома нарисуйте обложку к рассказу и сумейте ее защитить. Подберите пословицу к этому рассказу.

Итог урока.

— Достигли мы поставленной цели?

— Что мы планировали?

— Как оцениваете свою работу на уроке?


Ну, можно ли представить мир без шуток?!

Да он без шуток был бы просто жуток!

Когда на сердце холод, страх и тьма –

Лишь юмор не дает сойти с ума…

Скажу вам, дорогие без лукавства,

Что нам получше ведомо лекарство!

От всех болезней лечит смех,

И он – то из лекарств надежней всех.

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: