Урок литературного чтения
4 класс
Тема: М. Зощенко Елка «И грустно, и смешно».
Цель: Расширить знания детей о творчестве М. Зощенко; работать над языком произведения; вызвать интерес к содержанию произведения, к героям; развивать читательские умения, прививать любовь к чтению; умение выражать свое отношение к прочитанному.
1. Организационный момент.
— Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала хорошее настроение.
2. Проверка домашнего задания.
— Проверьте готовность к уроку друг друга (проверка в парах).
3. Работа над темой урока.
— Жизнь – сложная штука. У каждого человека, и большого, и маленького случаются неприятности и приятные моменты. О приятном и неприятном вспоминает писатель.
-Интересно ли вам было читать воспоминания писателя? Почему?
— Почему рассказ называется «Елка»?
— Назовите главных героев.
— Каким показался вам рассказ: веселым или грустным?
— В чем грусть? Что смешного?
— Сформулируйте тему урока.
«И грустно, и смешно»
-Изобразите мимикой эти чувства. Скопируйте маски.
— Что вы знаете об авторе этого произведения?
М. Зощенко известен как мастер смешных рассказов. Их называют… (сатирическими). Надо сказать, что у М. Зощенко была трудная судьба. И только благодаря чувству юмора, веселому нраву, оптимизму он пережил все неприятности и подарил миру произведения от прочтения которых у людей появляются на лицах улыбки. Эти «алмазы смеха и радости» способны лучше всякого лекарства приходить на помощь в трудные минуты.
Да, поступок детей на самом деле был грустным. Но автору удалось рассказать об этом смешно. Не правда ли?
— Что-то помогает автору грустные обстоятельства сделать смешными.
— Цель нашего урока: узнать, в чем секрет создания смешного. Попробуем открыть секрет создания смешного. Возьмем маленький эпизод, как Минька и Леля «рассматривают елку».
Работа в парах.
— Я предлагаю поработать в парах: создать отрывок комиксового мультфильма, состоящего из отдельных кадров. Каждая пара получает по одному кадру. Внимательно рассмотрите кадр и с помощью авторского текста вставьте пропущенные слова.
-Как называют людей, исправляющих недостатки текста? (Редакторы)
Самостоятельная работа.
Составление характеристики героев.
В этом эпизоде два героя. Давайте посмотрим, какие слова употребляет автор, говоря о каждом из них. Это те слова, которые вы вставили в своих кадрах.
Кадр №1 … ударило 5 лет, 7 лет.
Кадр №2 … подглядывал, смелая.
Кадр №3 … моментально съедает, откусываю.
Кадр №4 … длинновязая, удивительно.
Кадр №5 … большим ртом поедать, руками немножко откусываю.
Кадр №6 … могла высоко, ничего нельзя.
Кадр №7 … не церемониться, не заревел.
Кадр №8 … Лелища, худенькими ручонками.
Открытие и осмысление нового.
— Здесь и хранится секрет создания смешного. В чем он?
Итак, слова с противоположным значением поставили друг против друга – это и создает смешной комический эффект. Это выглядит забавно. И этот секрет получил название … (противопоставление).
Его используют при создании смешного образа художники, мультипликаторы, юмористы, писатели (цвет, размер, форма).
— А сейчас мы озвучим так, чтобы было смешно. Читаем, выделяя голосом вставленные слова.
Закрепление.
— Вернемся к теме урока.
— Смешная история или грустная?
— С помощью какого приема она смешная? (Противопоставления)
— Почему автор запомнил эту елку? (Прошла не так, как мечталось)
— Почему спустя 35 лет он смеется над этой историей?
— Подумайте, у вас на это целая жизнь.
С позиции взрослого человека детские неприятности – мелочь. Несмотря на эту шалость, из Миньки вырос замечательный, успешный писатель. Найдите в тексте, как сам он об этом пишет. («Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился»)
Домашнее задание.
— Дома нарисуйте обложку к рассказу и сумейте ее защитить. Подберите пословицу к этому рассказу.
Итог урока.
— Достигли мы поставленной цели?
— Что мы планировали?
— Как оцениваете свою работу на уроке?
Ну, можно ли представить мир без шуток?!
Да он без шуток был бы просто жуток!
Когда на сердце холод, страх и тьма –
Лишь юмор не дает сойти с ума…
Скажу вам, дорогие без лукавства,
Что нам получше ведомо лекарство!
От всех болезней лечит смех,
И он – то из лекарств надежней всех.