ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж им. А.С.Пушкина»
Конспект урока литературы по роману
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Тема урока: Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Боль за человека как основа авторской позиции.
Социальные и философские истоки бунта Раскольникова.
I курс (10 класс)
ПОДГОТОВЛЕН И ПРОВЕДЕН
ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
РОМАНЕНКО ИРИНОЙ СЕРГЕЕВНОЙ
СУРАЖ
Тема урока: Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Боль за человека как основа авторской позиции.
Социальные и философские истоки бунта
Раскольникова.
Цели урока: выявить восприятие студентами этого романа; определить авторскую позицию; выделить основные мотивы и причины преступления Раскольникова; подвести учащихся к мысли о том, что насилие в любой форме может привести только к катастрофе, к уничтожению жизни на земле.
Эпиграф урока (запись на доске):
« Что есть чтение, как не разгадывание, толкование, извлечение
тайного, оставшегося за строками, пределами слов…
Чтение — прежде всего сотворчество. Устал от моей вещи,
значит — хорошо читал и — хорошее читал. Усталость читателя не опустошительная, а творческая. Сотворческая».
М.Цветаева
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
— Сегодня мы с вами начнем читать одно из самых спорных
произведений — роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Да-да, именно начнем читать, хотя я знаю, что многие из вас уже начали
прочитывать его дома и некоторые уже прочитали. Но я хочу показать
вам, научить вас именно читать, а не прочитывать. Ведь как сказала
М.Цветаева: «Что есть чтение, как не разгадывание, толкование,
извлечение тайного, оставшегося за строками пределами слов… Чтение
— прежде всего сотворчество. Устал от моей вещи, значит — хорошо
читал и — хорошее читал. Усталость читателя не опустошительная, а
творческая. Сотворческая» (запись на доске).
Так вот мы с вами постараемся стать соавторами Ф.М.Достоевского и понять, в чем заключена авторская позиция.
II. Подготовка к восприятию.
Добролюбов писал: «В произведениях г. Достоевского мы находим одну
общую черту, более или менее заметную во всем, что он писал: это боль о
человеке…»
Как в творчестве любого писателя, поэта можно выделить главные темы,
проблемы, идеи, так можно определить и доминирующее чувство, которое
возникает у читателя под воздействием его произведений. Чувством —
доминантой у Достоевского будет боль. Именно об этом писал
Добролюбов, и это безошибочно определяете вы как читатели.
Но ведь боль бывает разной:
боль от социального зла — у Некрасова;
«боль от красоты» — у Фета;
боль за Россию — у Рубцова;
боль из-за любви — у Тургенева.
Отчего же боль возникает у Достоевского? Почему каждая страница заставляет читателя мучиться и страдать? Что за этим стоит? «Бессмысленная жестокость» автора, как утверждает некоторые исследователи? Какая у автора цель: показать, как ничтожен, низок и гадок человек? Или иная, высокая? Прав ли Раскольников, утверждая, что «страдания и боль обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди… должны ощущать на свете великую грусть»?
III. Работа с текстом.
Попробуем ответить на эти вопросы, осмыслив первый сон Раскольникова, «безобразный сон» — одну из самых потрясающих сцен в романе. (Чтение учителя).
Какие чувства вызывает у вас эта сцена?
Какова позиция автора?
Вывод: автор скорбит, чувствует острую, невыносимую боль за каждого человека, за всех людей, за весь мир.
Отблеск этого чувства есть и в Раскольникове, что сразу заметил
Мармеладов: «…в лице вашем я читаю как бы некую скорбь…» Именно в
этом чувстве ключ к пониманию Достоевского. Только испытав и пережив
это чувство, вы сможете найти верный путь к открытию и постижению
загадочного и бездонного мира художественных произведений
Достоевского.
Следующий вопрос — это мотивы преступления Раскольникова. Их мы
можем определить уже при чтении первых страниц романа.
Задание.
— Найдите в тексте 1 главы ключевое слово, характеризующее мир, в
котором живет Раскольников,
слово, объясняющее причину неразрешимого, трагического конфликта его с этим миром,
слово, определяющее внутреннее состояние героя, наконец, его мечту.
Записи на доске.
1. Мотивы преступления.
« Безобразный» мир «безобразные» чувства «безобразная» мечта.
В этом словосочетании заключается открытие Достоевского: «двойственность души», т.е. описание процесса внутренней борьбы человека. Причем Достоевский осознавал это так: «Серьезнее этой идеи я никогда ничего не проводил».
— Обратим внимание на это словосочетание. В слове «безобразная» звучат
два «голоса»: чувство и ум. В слове «мечта»:
красота и безобразие
стремление к добру; стремление к власти.
Рождается желание стать Наполеоном:
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех — нулями,
А единицами — себя;
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно,
А.С.Пушкин.
— Какие же причины преступления вытекают из мотивов? Их мы тоже
найдем на первых страницах романа.
Задание.
Прочтите 2 абзац 1-й главы. Какая фраза имеет здесь особое значение?
Какие чувства испытывает Раскольников?
голос совести («болезненное и трусливое ощущение»);
голос гордости («которого он стыдился»).
Выявляется противоречие: Совесть гордыня
«безобразная мечта»
Вывод: Таким образом, в этой фразе обнаруживается один из главных конфликтов романа: конфликт между умом, сознанием, теорией и чувством, совестью, природой человека. За этой мучительной внутренней борьбой и стоит одна из причин —
1) нравственная.
— Прочтите 3-й абзац.
психологическая причина: «Он до того углубился в себя и уединился
от всех…»
социальная: «Он был задавлен бедностью».
Но есть еще одна причина — высшая, философская, скрытая в словосочетании «безобразная мечта».
4) безбожие, безверие.
— Когда мы говорим об идее, мысли, то нужно иметь в виду, что это
художественное произведение, в котором главное место занимает образ,
слово. У Достоевского каждое слово взвешено, обдумано,
многозначительно.
Попытаемся вникнуть в слово Достоевского.
— Сопоставьте две детали во внешности Раскольникова: темно-русые волосы
и словосочетание «немецкий шляпник».
Вывод: идея раскола, который произошел в отдельном человеке: противопоставление русской души и теории, пришедшей с Запада.
IV. Итог урока.
Сегодня мы сделали только первый маленький шаг к познанию творчества Достоевского. Вы поняли, как это познание трудно и мучительно для каждого вдумчивого читателя. Но я надеюсь, что вы пройдете этот путь до конца, а я вам постараюсь в этом помочь.