Конспект урока литературы для 6 класса по теме «Значение дружбы в жизни героев повести В. Г. Короленко «Дети подземелья»
Автор: Суитина Галина Владимировна
Место работы: МКС(К)ОУ «Школа № 4», Кемеровская область, г. Осинники
Должность: заместитель директора по БЖ, учитель русского языка и литературы
Цель: а) проанализировать главы «Кукла» и «Заключение»; б) показать значение дружбы в жизни героев.
Задачи:
Обучающие: а) научить учащихся выявлять главное в тексте; б) показать, какие ценности воплощает автор в повести.
Развивающие: а) развивать эмоциональную сферу школьников; б) формировать умение выразительного чтения; в) формировать умение анализа художественного текста.
Воспитательные: а) привить ученикам чувство сострадания, понимания ближнего.
Вид урока: беседа.
Методы: репродуктивный, эвристический, творческого чтения.
Список использованной литературы:
Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочные разработки по литературе. 5-й класс. М.: ВАКО, 2002, — с. 321-322
Галимова Л. М. Без доброты и сострадания нет человека. // Литература в школе, — 2003, № 7, с. 44-45
Гуськов С. Н.: Русские писатели. XX век // Библиографический словарь. –М.: Просвещение, 1998, Ч. 1, — с. 665-670
Ерёмина О. Уроки по повести В. Короленко «В дурном обществе». 5-й класс // Литература, — 2003, № 24, с. 2-4
Литература. Начальный курс. 6 кл.: Учебник-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В двух частях. Ч. 2 / Авт.-сост.: О. М. Хренова, М. А. Снежневская. – 6-е изд., перераб. и доп. – Мнемозина, 2004. – с. 27- 94
Сосновская И. В. Повесть В. Г. Короленко «Дети подземелья». // Литература в школе, — 2003, № 7, с. 43-44
Уфимцева Н. П. Изучение повести В. Г. Короленко «Дети подземелья» в среднем звене. // Методические проблемы преподавания литературы в современной школе, -2002, с. 53-55
Ход урока:
I. Вступительный этап
Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Садитесь. Цель сегодняшнего урока — проанализировать главы «Кукла» и «Заключение» и показать значение дружбы в жизни героев. Откройте ваши тетради по литературе и запишите в них дату (Двадцать шестое февраля) и тему урока «Значение дружбы в жизни героев».
– Как вы помните, на прошлом занятии мы с вами рассмотрели особенности создания образов главных героев и сделали вывод о том, что характер Васи и его отношение к жизни после встречи с Валеком, Марусей и Тыбурцием сильно изменились: он научился терпению, состраданию, стал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви. Если мы посмотрим дальше, то увидим, что чувство жалости и сострадания Васи к ним приобретает действенный характер: ему уже не достает просто жалости в душе, он начинает действовать, чтобы дать радость умирающей девочке.
II. Работа с текстом
Анализ эпизода с куклой. Беседа по вопросам.
– Давайте проанализируем эпизод с куклой: (эвристическая беседа):
– Почему Вася попросил у Сони куклу? («Ясные дни миновали, и Марусе опять стало хуже. На все наши ухищрения с целью занять ее она смотрела равнодушно своими большими, потемневшими и неподвижными глазами, и мы давно уже не слышали ее смеха. Я стал носить в подземелье свои игрушки, но и они развлекали девочку только на короткое время. Тогда я решился обратиться к своей сестре Соне.
У Сони была большая кукла, с ярко раскрашенным лицом и роскошными льняными волосами, подарок покойной матери. На эту куклу я возлагал большие надежды и потому, отозвав сестру в боковую аллейку сада, попросил дать мне ее на время. Я так убедительно просил ее об этом, так живо описал ей бедную больную девочку, у которой никогда не было своих игрушек, что Соня, которая сначала только прижимала куклу к себе, отдала мне ее и обещала в течение двух-трех дней играть другими игрушками, ничего не упоминая о кукле.» — с. 77)
– Чем эта кукла стала для Маруси? («Действие этой нарядной фаянсовой барышни на нашу больную превзошло все мои ожидания. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, казалось, вдруг опять ожила. Она так крепко меня обнимала, так звонко смеялась, разговаривая со своей новой знакомой… Маленькая кукла сделала почти чудо: Маруся, давно уже не сходившая с постели, стала ходить, водя за собой свою белокурую дочку, и по временам даже бегала, по-прежнему шлепая по полу слабыми ногами.»- с. 78)
– Как характеризует Васю этот поступок? (Герой предстает перед нами как человек, полный доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлёк на себя подозрения ради того, чтобы его маленькая подруга могла радоваться игрушке – первый и последний раз в своей жизни.)
– Была ли в нем необходимость, ведь Маруся все равно умерла? («На горе дела были плохи. Маруся опять слегла, и ей стало еще хуже; лицо ее горело странным румянцем, белокурые волосы раскидались по подушке; она никого не узнавала. Рядом с ней лежала злополучная кукла, с розовыми щеками и глупыми блестящими глазами.
Я сообщил Валеку свои опасения, и мы решили, что куклу необходимо унести обратно, тем более что Маруся этого и не заметит. Но мы ошиблись! Как только я вынул куклу из рук лежащей в забытьи девочки, она открыла глаза, посмотрела перед собой смутным взглядом, как будто не видя меня, не сознавая, что с ней происходит, и вдруг заплакала тихо-тихо, но вместе с тем так жалобно, и в исхудалом лице, под покровом бреда, мелькнуло выражение такого глубокого горя, что я тотчас же с испугом положил куклу на прежнее место. Девочка улыбнулась, прижала куклу к себе и успокоилась. Я понял, что хотел лишить моего маленького друга первой и последней радости ее недолгой жизни. — с. 79)
– Как вы понимаете слова Тыбурция, обращенные к Васе: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? (Если ребёнок из обеспеченной семьи с детства узнает о том, что не все живут хорошо, что есть бедность и горе, то он научиться сострадать этим людям, жалеть их и помогать им.)
Анализ эпизода объяснения Васи с отцом. Беседа по вопросам.
– Давайте внимательно прочитаем эпизод объяснения Васи с отцом. Откройте 80-ую страницу (чтение: «Прошло четыре томительных дня…»). Ответьте на вопросы (эвристическая беседа):
– Почему именно взгляд отца, его движения, интонация приковывают внимание Васи? О каких чувствах отца они говорят? («Тяжелый, неподвижный, подавляющий взгляд», «лицо было бледно, глаза горели гневом», «вскрикнул вдруг, отталкивая кресло», «подошел ко мне и положил на плечо тяжелую руку», «в голосе его зазвучала угроза». Все это говорит о том, что отец видит в сыне лишь бродягу, который совершил ужасный поступок: украл куклу, «подарок матери, которым должен был дорожить, как святыней».)
– Какие два, казалось бы, несовместимых чувства переполняли сердце Васи? («Был только маленький мальчик, в сердце которого встряхнули два разнородных чувства: гнев и любовь – так сильно, что это сердце замутилось».)
– Почему для Васи было так важно не сказать, кому он отдал куклу? (Вася не мог предать своих друзей, ведь он им дал слово, что никому не расскажет о них.)
– Почему Тыбурций не побоялся прийти в дом к судье ? (Тыбурций увидел доброту мальчика (ведь он пожертвовал своим покоем ради Маруси), поэтому также пожертвовал своим скрытным житьём на горе и пришёл в дом судьи. Т. е. сострадание, добро ведет к ответному добру.)
– Как вы думаете, что сказал Тыбурций отцу Васи? Как изменилось отношение отца к сыну? (С помощью самоотверженного поступка Тыбурция судья увидел не образ бродяги-сына, а истинную душу своего ребёнка, увидел в нём «человека с сердцем». Отец признает, что был виноват перед сыном.)
– Как характеризует отца его последняя помощь Тыбурцию? (Как человека «с сердцем», сострадающего, понимающего, готового помочь людям в трудные минуты жизни.)
Выразительное чтение последних страниц повести. Беседа по вопросам.
– Давайте теперь зачитаем выразительно последние станицы повести (чтение: «В подземелье, в темном углу…» — с. 85). Обратите внимание на то, что Маруся умирает осенью. Засыпает природа, осыпаются и увядают цветы, собираются дожди. Как будто сама природа оплакивает эту невинную жертву. Ответьте на вопросы (эвристическая беседа):
– Почему умерла Маруся? Какие чувства испытывал Вася, прощаясь с девочкой? А что испытали вы? (Недолгая жизнь маленькой девочки оставила глубокий отпечаток в сердце Васи, научила сочувствию, умению видеть мир глазами других людей, пробудила самые добрые чувства.)
– Почему могилка Маруси становится для Васиной семьи святым местом, где брат и сестра думали, делились мыслями, «произносили обеты» ? (Безвинно пострадавшее дитя, она заплатила за преступления дурного общества, за человеческую несправедливость, бездушие и жестокость. Поэтому могилка становится своеобразным символом веры, надежды, мечты о достойном назначении человека в жизни. Потому что для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания. Может быть, они дали обет всегда помнить о маленькой Марусе, о человеческом горе и помогать этому горю везде, где бы оно не встретилось, своими делами изменять мир к лучшему.)
III. Итоговая часть урока
Обобщающее слово учителя (учеников):
– Я думаю, вы все согласны с тем, что для доброты нет «дурного общества», сострадание вне деления на группы, эти понятия – общечеловеческие. Скажите, какие уроки мы получили, проживая с Васей встречу и дружбу с нищими?
(– Повесть учит ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.
– Короленко учит нас терпимости.
– Надо не унижать людей, ценить их. Любить людей, беречь их.
– Не надо быть равнодушным к чужому горю.)
Домашнее задание: прочитать статьи в учебнике, с. 90-93.
Допуск к уроку:____________________________
Отметка за урок:__________________________
Методический самоанализ проведенного урока:
Урок литературы в 6 классе «В» на тему «Значение дружбы в жизни героев» по произведению В. Г. Короленко «Дети подземелья» состоялся. Он был рассчитан на один учебный час, мы немного не уложились в это отведенное время, поэтому нам не удалось сделать обобщения. В классе была рабочая атмосфера, учащиеся с интересом отвечали на поставленные учителем вопросы, высказывали и аргументировали свою точку зрения. Следует отметить, что судьба главных героев данной повести заставила ребят задуматься о том, что нужно не унижать людей, ценить их, беречь и любить, не надо быть равнодушным к чужому горю. В целом, урок прошел успешно: на нем школьники не только показали свое умение анализировать произведение, но и умение сочувствовать, сопереживать.
6