Грудинина Ольга Петровна
учитель русского языка и литератуы
МБОУ СОШ № 8 г. Шахты Ростовская область
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ «ЧУВСТВО ДОБРОТЫ И КРАСОТЫ В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ НАЧАЛА ХХ ВЕКА» ЦЕЛИ: СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СПОСОБНОСТЬ К ЭТИЧЕСКИ — НРАВСТВННОМУ ОЦЕНИВАНИЮ, ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ТЕКСТОВ СТИХОТВОРЕНИЙ И.СЕВЕРЯНИНА И А.БЛОКА, ЧЕРЕЗ ПОНИМАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ИДЕИ СТИХОТВОРЕНИЙ, ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ, ЧЕРЕЗ ОСМЫСЛЕНИЕ НРАВСТВЕННОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ТИП УРОКА: РАБОТА С ТЕКСТОМ (ОСВОЕНИЕ ТЕКСТА) ТЕХНОЛОГИЯ СИТУАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: ЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ( ПРИЕМ ИНДУКЦИИ И ДЕДУКЦИИ ), ВДУМЧИВОЕ ЧТЕНИЕ, ЧТЕНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ, ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД, ПРИЕМ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
СТРУКТУРА УРОКА
I ПРЕДТЕКСТОВЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА
II ТЕКСТОВЫЙ
III ПОСТТЕКСТОВЫЙ
Ход урока
1.- Ребята, в последнее время в нашем классе произошло несколько случаев ссор, после которых в душе у многих остались обиды. Об этом мы говорили, спорили, мирились, находили те самые слова, которые помогали вам найти общий язык друг с другом. Давайте сегодня начнем наш урок с таких ВАЖНЫХ слов ( по цепочке ребята прикасаются друг к другу и произносят добрые, хорошие слова: «Женя, ты очень умная,…Ксения, ты добрая…. и т.д. » ).
— Трудно было выполнить это задание?
— Оказывается, это не так уж просто: найти добрые слова, выразить свое отношение к человеку ,поэтому я предлагаю сегодня на уроке поговорить о доброте, об этом удивительном человеческом качестве.
— На доске вы видите тему урока « Чувство доброты и красоты в стихах поэтов начала ХХ века». — Имена каких поэтов нач . ХХ века вам известны ?( БУНИН, СЕВЕРЯНИН, БЛОК) — Чем интересно начало ХХ века? ( Новый век, изобретение радио, первые полеты авиаторов, война…) — О чем пишут поэты, что их интересует? ( Человеческая душа…) — Но почему поэты обращаются в своих произведениях к теме доброты и красоты? ( Эти качества должны быть у каждого человека) 2.- Чтобы увидеть это на примере , давайте обратимся к стихотворению Игоря Северянина « В парке плакала девочка…»
В парке плакала девочка: «Посмотри-ка ты,
папочка,
У хорошенькой ласточки переломлена лапочка,-
Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю»…
И отец призадумался, потрясенный минутою,
И простил все грядущие и капризы, и шалости
Милой, маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.
1910
— Ребята, что вам известно об этом поэте? ( Д/ З учащихся)
— Действительно, удивительный человек, тонко чувствующий красоту вокруг себя, художник слова, фантазер. И его стихи тому доказательство. ( Выразительное чтение стихотворения подготовленным учащимся ) — Какое чувство осталось после прочтения стихотворения? Почему? — Что вызвало жалость девочки? — Что так потрясло отца в поведении девочки? Что стало ему понятно ? ( Доброта, которую проявила девочка, останется с ней навсегда.) — Какие слова об этом говорят? ( «потрясенный минутою») — Какие слова, употребленные поэтом в этом тексте, можно считать КЛЮЧЕВЫМИ ? ( ПАПОЧКА, ЛАСТОЧКА, ЛАПОЧКА, ПЛАТОЧЕК, МИЛОЙ, МАЛЕНЬКОЙ ) — О какой доброте рассказывает в этом стихотворении поэт? ( ДОБРОТА – ОТЗЫВЧИВОСТЬ – СОЧУВСТВИЕ )
3.- Доброта человека проявляется по-разному. Давайте вместе обратимся еще к одному стихотворению И. Северянина « Не завидуй другу…», которое поможет нам узнать что-то важное.
Не завидуй другу, если друг богаче,
Если он красивей, если он умней.
Пусть его достатки, пусть его удачи
У твоих сандалий не сотрут ремней…
Двигайся бодрее по своей дороге,
Улыбайся шире от его удач:
Может быть, блаженство — на твоем пороге,
А его, быть может, ждут нужда и плач.
Плачь его слезою! Смейся шумным смехом!
Чувствуй полным сердцем вдоль и поперек!
Не препятствуй другу ликовать успехом:
Это — преступленье! Это — сверхпорок
Дата написания: 1909 год
( Учащимся, поделенным на группы, предлагаются тексты стихотворения. Вопросы к тексту записаны на доске: 1.Кто такой друг, по вашему мнению?
2.О какой жизненной ситуации рассказывает поэт в стихотворении?
3.Какие слова, выражения особенно запоминаются? Почему?
4.Какая ДОБРОТА описывается в стихотворении?
5.Какие художественные средства помогают понять позицию автора?)
— Ребята, каждая группа отвечает на вопросы, за полные и интересные ответы вся группа получит отличную оценку.
ВЫВОДЫ ГРУПП: Доброта – это человеколюбие, человечность, отзывчивость, добросердечие, душевность. Прошло больше века после создания стихотворения, а его содержание нам близко и понятно: дружба, доброта, понимание всегда рядом с человеком.
4.- Ребята, мы сейчас говорили о доброте по отношению к близким людям. А может ли Доброта объединить всех людей? Давайте прочитаем стихотворение еще одного известного поэта нач. ХХ века А.А Блока « Девушка пела церковном хоре…» и ответим на этот вопрос. ( Детям раздаются тексты. Слушаем подготовленное выразительное чтение наизусть этого стихотворения. )
Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Так пел её голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у царских врат,
Причастный тайнам, — плакал ребёнок
О том, что никто не придёт назад.
1905 г
— На какие смысловые части делится стихотворение? Почему?
— Какие образы противопоставляет поэт в стихотворении? ( УСТАЛОСТЬ – РАДОСТЬ, МРАК – СВЕТ )
— О чем поет девушка ?( Она просит в молитве о ДОБРЕ ко всем людям )
5.- Ребята, что общего между этими тремя стихотворениями? ( Поэты нач. ХХ века были неравнодушны к человеческой боли, переживали о внутреннем мире человека. Это стихи о красоте человеческой души .)
6.Д.з.: выучить наизусть понравившееся стихотворение, нарисовать эскиз обложки будущей книги «О доброте».
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ :
https://stroki.net/content/view/9874/66/ «В парке плакала девочка…» И.Северянин
https://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/severynin73.html «Не завидуй другу…» И.Северянин
https://www.poetry-collection.ru/blok_devushka_pela_v_cerkovnom_hore.html «Девушка пела в церковном хоре…» А.Блок