Литературно-музыкальная композиция «Афганистан — наша память и боль»

Литературно-музыкальная композиция

«Афганистан — наша память и боль».

Цель: Ознакомить учащихся с причинами ввода советских войск в Афганистан, ходом войны, определение исторического значения Афганской войны.

Задачи:

1Расширить кругозор учащихся

2Воспитывать чувство долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма;

3Духовно обогащать учащихся поэтическим и песенным наследием воинов-интернационалистов.

Оборудование: Проектор, экран, компьютер, фонограммы песен.

Ход мероприятия:

  1. Звучит песня, Афганская, сопровождающаяся презентацией: на экране — военные действия ограниченного контингента советских войск в Афганистане.

Ведущий:1

Здравствуйте, дорогие друзья!

25 декабря 1979 года в 15.00. московского времени государственную границу СССР пересекли воздушно-десантная дивизия, военно-транспортные самолеты, инженерные части, в повышенной готовности стали мотострелковые дивизии Краснознаменного военного округа. Начался ввод ограниченного контингента советских войск на территорию Афганистана, через Кушку — на Герат и Кандагар, а дальше на Кабул.

Ведущий:2

С первых дней войны из-за высоких гор Гиндукуша не поступало почти ни- каких сведений, лишь воздушные «черные тюльпаны», доставлявшие гробы, напоминали, что там идет настоящая война и нашим ребятам служба выпала не из легких… Военные действия в Афганистане продлились сто тринадцать месяцев, 3285 дней.

Ведущий:1

Мало до боли мало, если задуматься над историей и судьбой человечества.

Тогда, до декабря 1979 года, все было также, как и всегда. Мальчишки учились, работали, бегали на дискотеки, влюблялись.

И вдруг…

Эта страшная, чудовищная, чужая война… Афганская война.




Ученик

Вчера мальчишки, выпускной гуляли,

Ломился стол от всяческих сластей.

И в ночь подруги им судьбу гадали-

И нагадали тысячу путей.

Но выпала всем дальняя дорога

В чужую, неизвестную страну.

И не нашлось другой судьбы у Бога,

Чем эта — через страшную войну!

Ученик

И им пришлось, испить ее до края,

И, обманув в письме отца и мать,

Мол, не на бой — « по делу» вылетаем-

В жестокой сече к смерти привыкать.

Их уносили «Черные тюльпаны»

Не в небо, к Богу в девятнадцать лет…

За землю предков дрались там душманы ,

А мы за что? Никто не даст ответ.

Ученик

И вот вернулись парни. Поседели.

У сердца — боевые ордена.

И шрамы — как отметены на теле.

И в душах- не кончается война.

Ученик

И в снах — опять восстанет из могилы

Тот, на твоих глазах погибший друг.

И не найдется в целом мире силы, Чтоб разорвать порочный этот круг!

Ведущий:2

Наша сегодняшняя встреча-дань памяти всем, кто причастен к героической и трагической афганской войне, которая длилась в два раза больше, чем Великая Отечественная. Ее долго замалчивали. Дозировали правду о героях и потерях. Даже плакать над могилами не разрешали. Скупились на ордена.

Потом эта война прорвалась стихами и песнями, трагическими, светлыми и мужественными. Сегодня мы их услышим. Они, как солдаты, вернувшись из боя, расскажут нам о мужестве и силе духа человеческого.

Ведущий:1

Тех, кто служил в Афганистане, мы узнаем не только по орденским нашивкам на штатской одежде…

Мы узнаем их по спокойным и твердым лицам. Это люди, на которых можно всегда положиться. Каждому хотелось бы иметь таких друзей, отцов, братьев. Сегодня в этом зале присутствуют родители и дяди, которые участвовали в афганской войне. Просим их поделиться своими воспоминаниями.

Выступление ветеранов Афганской войны.

Предоставляется слово Чурилову Валерию Павловичу и Гурунян Михаилу Куркеновичу

Ученик

Ты не хотел, чтоб стала я вдовой,

Чтобы с тоской смотрела ночью в небо.

Слезами умываясь, не водой,

Шепча: Вернись! Давно ты дома не был!»

Хоть ты и слышишь голос мой земной,

И хоть ко мне вернуться , ты не вправе,

Пусть будет слышен всюду шепот твой,

В журчании ручья и в шорохе дубравы.

Прости меня, что стала я вдовой,

Но не горюй, любимый мой не надо,

Тебя, я помню — значит, ты- живой.

Моей душе все это как награда.


Песня: Белый танец


Ведущий:2

15 февраля 1989 года последним по мосту дружбы через Амударью покидал Афганистан батальон 201 дивизии. Перед выходом Борис Громов, командующий 40-й армией, построил батальон и, зная, что с ним уже больше не придется встречаться, поблагодарил всех бойцов и сказал, что в этот особенный день батальон разведки 201-дивизии войдет в историю как последнее подразделение советских войск, покинувшее территорию Афганистана. Замыкал эту огромную колонну командующий Герой Советского Союза генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов. Всю свою боль, вложил этот мужественный человек вот в такие строки:

Ученик:

Наша боль, и опасений тень

С вашими тревогами слились,

Наконец настал последний день,

Наконец, его мы дождались.

Кто вставал, кто падал под огнем,

У судьбы не спросишь что — кому,

Девять лет вы жили этим днем,

Девять лет с боями шли к нему.

Как измерить боль горячих ран?

Облегчить как горе матерей?

Будет сердце жечь Афганистан

И в объятьях Родины своей.

Ведущий:1

В истории каждого государства есть свои войны…, а у каждого народа есть герои этих войн. И нам ли судить о праведности или неправедности давно оставшихся в истории войн. Раны одинаково болят. Мы ушли из Афганистана. Но не все пули извлечены. И эта рана заживет не скоро. И мы обязаны помнить и чтить всех тех, кто честно выполнил приказ, чтобы война для них, наконец, закончилась.

Ведущий:2

Согласно статистике в Афганистане каждый день погибало:4 человека.

Самым гибельным годом оказался 1984- погибло 2434 человека. До 1985 года военкоматам предписывалось следить за, тем, чтобы на памятникам погибшим была написана единая фраза: «Погиб при исполнении служебных обязанностях». С началом перестройки смягчилась, цензура и разрешалось писать: «Погиб при исполнении интернационального долга.

Ведущий:1

За время присутствия советского контингента в Афганистане погибли около 15 тысяч человек из числа советских военнослужащих, более 50 тысяч были ранены, более 300 человек до сих пор считаются без вести пропавшими.

Ученик:

Прости, нам было только, двадцать.

Нам жизнь не обещали.

Сынок не надо плакать,

Мы правду защищали.

Не сбылись наши планы.

Война прожгла сердца.

Зверинный вой душмана

Ворвался в сон бойца.

Сгорали вертолеты,

В крови стальной клинок.

Взрывались мы на взлете.

Не плачь, терпи, сынок!

Нас солнце выжигало.

Рукой манил мираж.

И смерть в руках сжимала.

Могилы — весь пейзаж.

Я так хотел Победы!

Я знаю слово-долг!

Но на гробах — береты.

И плачь, гитары смолк.

В песках моя могила.

Потупился, клинок,

Да смерть глядит уныло.

Не плачь, терпи сынок!

Медали не надеты.

Страна отводит взор.

Простреляны береты.

В глазах — немой укор.

Ушел — не оглянулся.

Не жизнь, один рывок.

Прости, что не вернулся!

Прости, не плачь, сынок!

Ученик:

Пусть не все герои-те кто погибли.

Павшим — вечная слава!

Вечная слава!

Мечту пронесите, через года

И жизнью наполните!

Но тех, кто уже не придет никогда

Заклинаю: помните!

Минута молчания.

Ведущий:2

Хотя третья Мировая война не объявлена официально, но в средствах массовой информации многократно упоминается о войне, объявленной террористами всем людям доброй воли, независимости от национальности и вероисповедания. Нам поколению вступающим в жизнь, особенно это касается мальчиков, предстоит взять на себя ответственность за исход этого противоборства. На этом фоне очень актуальна тема нашего мероприятия

«Афганистан — наша память и боль». Память о парнях, для которых совесть, долг, отечество, честь были главными в жизни, пусть и останется в ваших сердцах частичкой гордости за русского солдата.


Свежие документы:  Конспект урока для 11 класса «А. Платонов «Котлован». Роль «ключевых» слов-понятий в художественной системе повести»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: