Урок литературного чтения. В. П. Астафьев «Капалуха»
Ход урока:
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Все красиво дружно стали,
Улыбнулись, подравнялись.
Посмотрели на гостей,
Поздоровались прилично,
Чтоб учиться на «отлично»,
Тихо сели за свой стол,
Начинаем разговор.
А наш разговор мы начнем со скороговорки:
Шли сорок мышей
Несли сорок грошей
Две мыши поплоше (Слайд 1)
Несли по два гроша.
Тренировка памяти: Попробуйте по отрывкам узнать произведение.
«Мышонок Пик» Виталий Валентинович Бианки (Слайд 2,3)
«Моя Родина» Михаил Михайлович Пришвин (Слайд 4)
«Листопадничек» Иван Сергеевич Соколов-Микитов (Слайд 5,6)
«Еще про Мальку» Василий Иванович Белов (Слайд 7,8)
А как называется наш раздел, рассказы которого мы вспомнили? (Слайд 9)
Сегодня на уроке познакомимся еще с одним автором и его произведением по этой теме. Проверим домашние задание. Восстановите план рассказа. (Слайд 10)
1. Жучка – любимица ребят.
2. Злой поступок надзирателя.
3. Страшный приговор.
4. Исполнение приговора.
5. Бессонная ночь.
6. Счастливая встреча.
Тест. (Слайд 11-13)
Вопросы:
Как вы считаете, правы ли были ребята, спасая одну Жучку за счет жизни другой? (Нет, ведь другая Жучка ни в чем не была виновата и не могла отвечать за действия «дядьки», которого, действительно, следовало проучить)
Что повлияло на решение Володи стать дрессировщиком?
Чему научил вас этот рассказ? (Любить животных, бережно относиться ко всем живым существам, не обижать их, оценивать свои поступки, отвечать за них.)
Новая тема.
-Может ли человек быть только хорошим или только плохим?(Я думаю ,что в человеке есть что-то хорошее и что-то плохое, как две половинки: белая и чёрная. Важно только какую половинку человек открывает в себе больше. Обратимся к словам Агнии Барто.
(Слайд 14)
— Ребята, что значит, по-вашему «прикоснуться к красоте сердцем»? (Значит, радоваться всему живому, любоваться заходом и закатом солнца, улыбаться бабочкам, цветам, разговаривать с животными; знать, что это нужно беречь, любить.)
-Сегодня мы продолжим путешествовать по разделу «Люби живое» и отправляемся в удивительную Зеленую страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну:
Ноги, чтобы идти.
Уши, чтобы слышать.
Глаза, чтобы видеть.
И сердце, чтобы все это понять.
— Назовите эту Зеленую страну. (Лес.)
А помогут нам все это увидеть и услышать рассказы Виктора Петровича Астафьева. Обратите внимание на портрет этого писателя. А теперь послушайте его краткую биографию. (Слайд 15)
Ефремов: (В. П. Астафьев родился в Красноярском крае, на берегах Енисея. Очень любил свой край, его природу. Большинство его произведений посвящены природе и человеку. Произведения этого автора – это его жизнь)
Почти все рассказы у него о Родине, о Сибири, о далеком деревенском детстве, которое, несмотря на трудное время, было очень светлым и счастливым.
Сегодня прочитаем его рассказ “Капалуха”. Можно ли по названию рассказа узнать о ком или о чем пойдет речь? Может вам поможет иллюстрация в книге?
— Что означает это название? (Птица, глухарь)
— Что вы знаете об этих птицах?
— Послушайте сообщение о глухаре.
Дети: (Слайд 16-18) Глухарь – это большая чёрная птица, краснобровая и бородатая. Самка меньше самца. Живут в сосновых лесах. Весной самка откладывает от 4 до 15 яиц. Глухарят за собой водит мать. Зимой птицы кормятся хвоей сосен, пихт, кедров.
Ночуют в снегу. Удивительное зрелище- вылет птиц из-под снега. Идёшь на лыжах, кругом ровный снег, снежинки сверкают на солнце. И ВДРУГ ИЗ-ПОД НОГ ВЫРЫВАЕТСЯ СТАЯ ПТИЦ С ГРОМКИМ ХЛОПАНЬЕМ крыльев и снежная пыль забивается в глаза. Часто гибнут под ледяной коркой. Этих птиц осталось мало на Земле. Их надо беречь и охранять. В нашем крае они тоже водятся.
Почему птицу носят такое название? (Весной, когда глухарь поет свою песню, он часто ничего не слышит, за то и прозван глухарем)
— Посмотрите на картину. Что там изображено? (тайга — трудно проходимый лес) (Слайд 19)
— В тексте встретятся трудные слова. Научимся читать и понимать их. Читаем хором. (Слайд 20)
Тайга – трудно проходимый лес
Просека – очищенное от деревьев место
Пастьба´ – место, где пасут скот
Валежник – сухие сучья, деревья
Папоротник – растения с крупными листьями
Черничник – заросли черники
Покоробленные – кривые
Напружены– напряжены
Космы — взлохмаченные пряди волос
Альпийским – высокогорные (22,23)
Прочитаем текст по частям. Прислушайтесь к своим чувствам.
1 часть – учитель
2 часть – ученик Юля
3 часть – ученик Лея
4 часть – ученик Женя
— Что чувствовали при чтении? Мы с вами прочитали по частям, озаглавим каждую часть.
Физминутка
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Дружно хлопаем
Раз, два, три
Ногами топаем!
Раз, два, три
Хорошо мы погуляли
И немножко устали!
Работа над текстом по плану:
У черничного бугорка на просеке.
Гнездо! Гнездо!
Тревога капалухи. (Слайд 24)
Снова в гнезде.
Работа по частям плана.
1 часть “Жужжащее чтение”.
Задайте друг другу вопросы по содержанию этой части.
— Где происходило действие?
— Что делали дети в тайге?
— Где поднялся шум?
— Что еще помог Астафьев увидеть в этом лесу?
2 часть Чтение про себя.
— Прочитайте название.
— Найдите в тексте и прочитайте ответы на вопросы:
— Почему сердце автора забилось от испуга? Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? (озираться по сторонам, ощупать глазами бугор, сердце мое забилось от испуга)
— Как выглядело гнездо?
— Что решили сделать мальчики с гнездом? Какие правила они забыли? Давайте их вспомним!
( Для того чтобы лес открыл нам свои тайны, надо вести себя в нем тихо, чтобы не спугнуть, не нарушить жизнь лесных жителей и тогда можно многое увидеть и узнать)
— Почему дети не взяли яйца?
3 часть Чтение вслух.
— Что вас поразило, удивило в этой части?
— Какой матерью была капалуха? (Заботливой, преданной, очень смелой, самоотверженной матерью)
— Что испытала птица? (страх, испуг, бесстрашие)
— Прочитайте этот абзац и подчеркните в тексте слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду. Зачитайте эти слова. (Слайд 25)
— Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи.)
— Что необычного увидели дети? Найдите и прочитайте отрывок. Как об этом сказал автор? (это доказывает, что Капалуха – заботливая мать)
4 часть Индивидуальное чтение.
— Что испытывали ребята? А глухарка?
— Какие чувства испытали вы?
— Найдите абзац и подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей. (Слайд 26)
— Давайте сравним поведение капалухи до встречи с людьми и после.
Работа с иллюстрацией.
— Расскажите, какой момент изображён? Найдите строчки для подписи. Прочитайте.
Обобщающая беседа.
— Понравился ли вам рассказ?
— Были ли моменты, когда вам было страшно за капалуху?
— Какой вывод вы сделали для себя? (Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших)
— Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе, после этого случая или нет?
— Прочитайте последний абзац рассказа и скажите, почему именно им завершает произведение Астафьев?
— Не вспомнился ли вам другой рассказ? (Еще раз про Мальку)
____________________________________________________________________________
— Выберите пословицу, которая отражает основную мысль рассказа? Объясните свой выбор.
Материнская ласка конца не знает.
Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет.
Родную мать никем не заменишь. (Слайд 27)
Мала пташка и та свое гнездо бережет.
Итог урока.
Чему учит рассказ Астафьева? (любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших, чаще прикасаться к красоте природы сердцем). Ну и в конце мы с вами прочитаем стихотворение. (Слайд 28)
Опомнись, вздрогни, человек!
Перед природой ты в долгу,
И славен, будет пусть твой век
Травой душистой на лугу.
И трелью птиц веселой, звонкой,
И шумным плеском родника,
И гроздьями рябины тонкой,
И синим глазом василька,
И свежим ароматом трав,
И рощи шумом, и дубрав.
Берегите эту Землю, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
Главное назначение человека – творить добро, беречь Землю, все живое на ней и тогда Земля, природа будет добра к нам.
Природа, её красота помогает человеку стать добрее, а человеческая доброта помогает природе стать красивее.
Домашнее задание:
повторное чтение рассказа,
выборочный пересказ понравившейся части,
рисунок по содержанию текста (по желанию). (слайд 29)