Литературное чтение
Рассказ К.Г. Паустовского «Жильцы старого дома»
в 3 классе «Б»,
разработан учителем начальных классов
МКОУ СОШ № 2 г. Пудожа
Соловьёвой О.А.
Тема раздела: ЛЕТНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ И ПРИКЛЮЧЕНИЯ
Тема: Необычная жизнь обычных жильцов старого дома (Рассказ К.Г. Паустовского «Жильцы старого дома»)
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний.
Цели:
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
• развитие умений делить текст на части, составлять простой план.
Оборудование: выставка книг и рисунков о животных, карточки, мультимедийное оборудование,
Авторский медиапродукт: презентация
Ход урока
| Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | |
Ι. Актуализация знаний.
| 2 1. Проверка домашнего задания. Слушаем выразительное чтение, пересказы, устные рассказы детей. Обращаем внимание на юмор Паустовского как одну из основных особенностей его стиля. Дети зачитывают выбранные отрывки, комментируя смешные эпизоды, выражения. – Почему петуха прозвали Горлачом? (Кричит попусту, горло дерёт, горлопан.) – Какую характеристику дал автор петуху всего лишь одним предложением? – Действительно ли испугались рассказчик и его друзья, что кот протрёт себе шерсть на затылке? – Как чувство юмора помогает писателю сделать рассказ интереснее? Слайд 2 2. Введение в тему урока. — Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством Константина Георгиевича Паустовского Слайд3 — Прочитайте его высказывание Слайд 4 — Как вы думаете, что имеет в виду автор, говоря «сухая душа? Как вы понимаете это выражение? Подберите синонимы.Слайд5 — Назовите антонимы к этому выражению. — Как вы считаете, какая душа у писателя Паустовского? — Вы правы, только человек с доброй, щедрой, живой душой способен увидеть чудесное в простом. А как же пишет автор, какой стиль он выбирает для своих произведений. Давайте поближе познакомимся с этим. Слайд 6 Работа в парах. — Перед вами лежат листы с описанием стиля К.Г.Паустовского. Прочитайте текст и сделайте пометки знаками: V – уже знал + — новое для меня — — думал иначе ? — не понял, есть вопросы Слайд 7 Слово учителя о стиле Паустовского. Действительно, добрый юмор, способность увидеть необычное в обыденном, простом свойственны К. Паустовскому. Герои его произведений – обычные люди, животные, они живут в обычных домах, занимаются привычными делами, но писатель рассказывает о них очень эмоционально, по-доброму, показывает союз природы и человека, пробуждает способность видеть прекрасное и творить его самим. Любить то, что нас окружает, понимать «душу» даже неживых предметов, совершать открытия помогает нам К. Паустовский. Слайд 8 | Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. 4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. |
II. Развитие умений.
| I. Работа с текстом рассказа. 1. Работа с текстом до чтения. – Сегодня нас ожидает новая встреча с героями К.Г. Паустовского. На доске размещены карточки со словами. Попробуйте собрать название произведении. ЖИЛЬЦЫ СТАРОГО ДОМА Кто они? Попробуйте предположить это, рассмотрев иллюстрацию и прочитав название произведения. – Каким вы представляете старый дом? Где он может находиться? Чем он может быть интересен? – Кто такие жильцы? Кто же может жить в старом доме? Слайд9 Как всегда Внезапно Пристальный взгляд Нарушитель спокойствия Твёрдые привычки Жить как кошка с собакой РАБОТА В ГРУППАХ Слайд11 Разбейтесь на группы по 4 человека посовещайтесь и попробуйте самостоятельно написать определение этих слов. ( ПРОВЕРКА НА СЛАЙДЕ) Первичное восприятие. Слушание. (дети следят по учебнику и подчеркивают главные слова) — А сейчас поднимите зелёный кружок, если, по вашему мнению, вам всё понятно в содержании произведения. Жёлтый, если есть сомнения и вам надо ещё немного поработать над произведением. Красный, если вам непонятно. — Спасибо, продолжаем дальше. Сейчас ответьте на мои вопросы. Вопросы после первичного прослушивания: – О чём рассказывается? (Ученики кратко передают содержание). – Понравилось ли вам произведение? – Чье предположение совпало с сюжетом? – Кто главные герои сказки? – Кто вам симпатичен? Работа с текстом во время чтения на уровне содержания. Дети читают 1 часть по цепочке, пытаются самостоятельно вести диалог с автором (в тексте учебника сделана соответствующая разметка). Часть 1 — Какие герои вам встретились в этом отрывке? Давайте сравним эти клички ( слайд 12) — Как вы думаете, почему автор назвал кота Степаном, а не Барсиком или Пушком? — Почему таксу назвали Фунтик? — Какие между ними были взаимоотношения? — Чем занимался кот перед встречей с таксой? — Что разозлило Степана?- Насколько сильно разлило? — Какова была реакция Фунтика на неожиданную встречу? — Кому принадлежат слова: «Ах! Вот как!» — В каких произведениях разговаривают животные? — Почему Паустовский вводит этот приём в рассказ? — Как кот отреагировал на любопытство щенка? (Найдите и прочитайте) — Кто же объявил войну? — Почему жизнь Степана потеряла всякую прелесть? — Но почему именно сейчас «усы вздрагивали от негодования»? ФИЗМИНУТКА Мы листики осенние, На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели, И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю снова сели. VII. Работа со 2 частью — Прочитайте 2 часть самостоятельно. Подчеркните слова и выражения, значение которых вам непонятно. — Какие слова были вам непонятны? Попробуем объяснить их вместе. Слайд 12 — С каким героем вы встретились во второй части? ( «петух Горлач») — Почему кот усмехнулся? Что он увидел? — Что такого страшного сделала такса? — Кто вступился за свою собственность? — Почему у петуха такая кличка? — Сильно ли разозлился Горлач? — Как петух забрал хлеб? VIII. . Работа с текстом после чтения. б) Вопросы и задания после чтения: – Что узнали о главных героях? – Расскажите, какими вы представляете себе героев. (Словесное рисование.) – Почему не смогли поладить главные герои? Работа с иллюстрацией. – Какой момент действия отражён на иллюстрациях? (Ученики пересказывают текст выборочно.) Рефлексия – Выберите и дополните одно из предложений: Мне на уроке было интересно… Мне на уроке было трудно… Урок заставил меня задуматься о том, что… — А сейчас поднимите зелёный кружок, если, вам всё понятно. Жёлтый, если есть сомнения и вам надо ещё немного поработать над сказкой. Красный, если вам на уроке было трудно. XIX. Домашнее задание слайд 13 — Фунтику не удалось найти взаимопонимания во дворе, подружиться со старожилами котом Степаном и петухом Горлачом. Но, оказывается, есть кто-то пострашнее их. Прочитайте дома 3 часть и вы узнаете, о ком я говорю.
| Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. 4. Учиться работать по предложенному учителем плану. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
Технология продуктивного чтения (работа над произведением)
Технология проблемного диалога (этап введения в тему урока)
Технология оценивая образовательных достижений (этапы первичного восприятия и рефлексии)
Формы работы: урок открытых мыслей.
Виды работ:
— работа в парах
— групповая работа
— индивидуальная работа
5