Урок литературного чтения В.В.Бианки «Неслышимка» 3 Класс



Урок литературного чтения в 3 в классе

Тема: В.В.Бианки «Неслышимка».

Цели:

  1. Познакомить с творчеством В.В.Бианки. Учить определять жанр произведения и его главную мысль.

  2. Развивать навык выразительного чтения, внимание, расширять кругозор, творческие способности.

  3. Воспитывать художественный вкус, обогащать чувственный, нравственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе, любовь к животным.

Оборудование: компьютер, портрет В.В.Бианки, иллюстрации, слова для словарной работы.

Методическое обеспечение: учебник по чтению Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева для 3 класса «В одном счастливом детстве» 1 часть.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

  1. Организационное начало урока.

Я рада новой встрече с вами

Мы снова вместе – вы и я.

Начинаем наш урок – он для вас.

Я желаю всем удачи, в добрый час.

Сейчас посмотрим, как вы подготовились к нашей встрече.

  1. Речевая минутка.

Прочитайте скороговорку жужжащим чтением.

Сорок сорок воровали горох,

Сорок ворон отогнали сорок.

Сорок орлов напугали ворон,

Сорок коров разогнали орлов.


А теперь прочитаем хором быстро и чётко.

3. Проверка домашнего чтения

— Что вы готовили к уроку?

— Какими чувствами поделился поэт с вами в этом стихотворении?

Бунин очень любил природу и с нами поделился красотой русской природы. Вы должны передать чувства поэта, прочитать стихотворение мелодичным тоном.

Послушаем стихотворение.(2- 3 уч.)

Оценивать чтение будите вы.

— Молодцы ребята!

4.Сообщение темы урока

Мы с вами убедились, что Бунин любил природу, а сегодня мы продолжим тему природы.

Нигде нельзя соприкоснуться с природой, как в лесу.

Вот и мы с вами отправимся в лес, но не за грибами, а для того, чтобы понаблюдать за жизнью его обитателей.


Звучит фонограмма «Птичьи голоса»

— Что слышали?

— А где можно услышать такое многоголосье?

— Зачем люди ходят в лес?

Сегодня вы узнаете о таком писателе, который любил природу, наблюдал и много изучал её. В своих книгах записал все свои наблюдения за миром в лесу.


Виталий Валентинович Бианки (1894-1959гг.)

(слайд 1-2)

Родился он в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций Зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе, указали ему жизненную дорогу: Виталий Бианки поступил в университет, когда закончил, побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель назвал «сказки — несказки». Герои Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят «человечьим языком». Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь Природы. (слайд 3)

— Ребята, может вы уже читали, встречались с произведениями Бианки. Посмотрите, какие книги он написал, может они вам знакомы. (слад 4-6)


А сегодня мы познакомимся с одним из его рассказов «Неслышимка».

5. Анализ произведения В.Бианки до чтения.

— Каким по жанру будет произведение?

— Прочитайте название рассказа. Встречалось ли вам такое слово раньше?

— Что оно может обозначать?

— Рассмотрите иллюстрацию художника на с.102. Кто на ней изображён?

— Как вы думаете, кто же этот «неслышимка»?

Прочитайте указание в скобках. От чьего имени будет вестись рассказ?

6. Словарная работа

При чтении этого рассказа мы встретим редкие слова и выражения, давайте объясним их значение.

Исподволь занимался – неторопливо, постепенно.

Поразила слух тишина – очень тихо.

Шквал – резкий, сбивающий с ног ветер.

Пожня – заливные луга.

Контраст – резкая противоположность.

Явственно различать – различия очень сильные.

Разумеется – конечно.


Аккомпанемент – музыкальное сопровождения.

Абсурд – бессмыслица, нелепость.

Оригинальная – яркая, не похожая на других.

7. Чтение 1-й части подготовленными учащимися.

8. Анализ текста 1-й части рассказа.

— О ком рассказ « Неслышимка»?

— Кто дал ей такое удивительное название и почему?

— Каким удивительным даром обладала девочка?

— Какой наукой занимался учёный?

Орнитологи – учёные, которые занимаются изучением птиц.

Орнитология – наука о птицах.

— Объясните выражение учёного «включение слуха и зрения на птицу в природе». (Узнавать птиц по голосу, по полёту.)

— Сколько птиц девочка уже хорошо различала по голосу?

— Что значит «сейчас все птицы при гнёздах»?

Физкультминутка

9. Чтение 2-й части самостоятельно про себя.

10. Анализ 2-й части рассказа.

Почему внучки не было в лесу с дедушкой?

— Кто знает, что за цветы – купальницы?

(Расцветает в мае купальница, или, проще, купава. Любит купава воду – растёт на влажных лугах, на речных берегах.)

— Почему в лесу наступила тишина?

— Каким контрастом был поражён учёный?

— Какие чувства испытал учёный?

— Какой звук привлёк внимание учёного?

— Почему оркестр «немой»?

11. Выразительное чтение 3-й части рассказа В.Бианки учителем


Какое маленькое открытие сделал главный герой с помощью внучки?

— А что нового для себя открыли вы, прочитав этот рассказ?

12. Домашнее задание

Подготовить пересказ самого интересного эпизода из рассказа.

Сочинить или подобрать загадки про лесных птиц.

С.15 №2 рт

13. Рефлексия

Чему учит нас это произведение?

— Что нового узнали о писателе — натуралисте В.Бианке?

Сообщение о птичке.

13. Подведение итогов урока

Выставление отметок



5


Свежие документы:  Технологическая карта по Литературе "Сказ об уральском волшебнике. П.П. Бажов. Сказы" 5 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: