Отдать себя целиком или сохранить себя целым?
Размышления над рассказом
М.Горького «Старуха Изергиль»
Эта тема, на мой взгляд, предполагает описание позиции и Горького, и читателя его произведения, то есть автора данного сочинения. О своей позиции я скажу чуть позже, а начну с попытки передать отношение Горького к этому вопросу.
В рассказе «Старуха Изергиль» так или иначе к поставленному вопросу имеют отношение Ларра, Данко и сама рассказчица — старуха Изергиль.
Свой первый рассказ она ведёт о Ларре — сыне орла, который родился человеком, но унаследовал от царя птиц гордость, сознание собственного превосходства и безразличие к людям. Ларра хотел быть свободным и «…сохранить себя целым», то есть брать всё, что захочет, ничего не платя взамен. И он получил это, только безграничная свобода и всё, что он совершал, отдаляло его от людей и в конце концов принесло одиночество и тоску, которые постоянно терзают его. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражён человек за гордость!»
Герой второго повествования старухи Изергиль — Данко — тоже был гордецом, но он гордился тем, что жертвует собой ради людей. Вспомним: сердце Данко, вырванное им из груди, светилось «факелом великой любви к людям».
Очевидно противопоставление: Данко совершил подвиг для людей, а Ларра делал всё для себя.
Сама же старуха Изергиль очень часто в своей жизни была похожа на Ларру каким-то безразличием к людям и принципом «беру что хочу». Кстати, и внешним видом они похожи: Ларра — тень без плоти и старуха Изергиль — «иссушенная временем, без тела, без крови, с сердцем без желаний, с глазами без огня, — тоже почти тень».
Но вместе с этим старуха Изергиль оказывается до сих пор нужной людям: «Любят они меня. Много я рассказываю им разного. Им это надо». В её жизни был человек, который, как и Данко, тоже совершал подвиги, — поляк с изрубленным лицом.
Именно после рассказа о нём Горький устами старухи Изергиль формулирует свою идеологию подвига:
«В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам». Сомнений не остаётся: Горький в своём творчестве превозносит подвиг, фактически заявляя, что лучше отдать себя целиком, чем сохранить себя целым, — легенды о Данко и Ларре подтверждают это.
Не знаю почему, но мне кажется, что фраза «сохранить себя целым» означает не нарушать своей целостности, то есть находиться в гармонии с самим собой, со своим «я».
Ларра справедливо поплатился за то, что хотел нарушить закон, по которому человек получает только то, что он сам заработал. Он хоть и говорил, что хочет остаться целым, но не добился этого и в итоге оказался раздираем на куски изнутри.
Данко же всю жизнь стремился к целостности: он делал то, чего не мог не делать, его вело внутреннее «я». Вырвав сердце, он поступил в соответствии с потребностью своего духа спасти людей и в тот момент даже не подумал о сохранении своей жизни, то есть его поступок был безумным («Безумству храбрых поём мы песню!» — опять Горький).
Но этот поступок — проявление единства и согласованности духа, души и тела; молниеносность действия свидетельствует об отсутствии внутри Данко сомнений и направленности его движения к одной-един- ственной цели — вывести людей из чащи.
Сила Данко заключалась в целостности, причём не обязательно физической — ведь он продолжал идти уже без сердца в груди. Именно такой человек может творить чудеса. Данко, сохранив себя целым, одновременно отдал себя целиком людям. И мне кажется, что именно к этому и надо стремиться в жизни.
Источник: газета «Литература» № 17, 2000 год