Внеклассное мероприятие «Волшебница зима»

Ветвицкая Ирина Николаевна

МБОУ гимназия № 69 г. Краснодар

Внеклассное мероприятие.

Тема. Вошебница зима.

Цель. 1.Познавательные:

Развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать, делать выводы;

2. Развивающие:

Развивать логическое мышление на основе отработки логических операций.

Развивать самостоятельность при организации моделирования.

3. Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Воспитывать культурное общение: учитель — ученик, ученик – ученик.

Оборудование. Интерактивная доска, выставка рисунков и книг по теме «Волшебница зима».

Ход внеклассного мероприятия.

Сообщение темы и цели внеклассного мероприятия.

Учитель. Ребята, мы с вами сегодня собрались, чтобы поговорить о таком хорошем времени года как зима. Вы расскажете, что вы узнали на уроках литературного чтения и музыки об этом времени года. Зима наша очень разная. На первый взгляд – всё одно, снег да мороз. Только приглядеться надо: она и холодная, и с оттепелью, вьюжная и с капелью, снежная, да с солнцем. А какой день зимой разный! Какое утро раннее, неслышное, подёрнутое синевой мороза, со съёжившимся солнцем и снегом, искрящимся в его лучах. А вечер такой длинный и задумчивый, когда сама природа будто ждёт появления сказки, и она приходит в дома из черноты дальнего леса, из таинственного света луны и неожиданно громкого треска сучьев в замёршей тишине ночного воздуха.

Ученик. Зима у поэтов – красавица, порой шелковистая, порой тихая, словно сон. Вот так она появляется у А.С.Пушкина холодная, но беспечальная:

Вот север, тучи нагоняя, Среди полей, вокруг холмов;

Дохнул, завыл и вот сама Брега с недвижною рекою

Идёт волшебница зима. Сравняла пухлой пеленою;

Пришла, рассыпалась, клоками Блеснул мороз…

Повисла на суках дубов И рады мы проказам матушки зимы.

Легла волнистыми коврами

Учитель. О зиме говорят, что она волшебница. Что волшебного

происходит зимой? Действительно, происходят такие явления в природе, которые можно принять за волшебство.

Ученик. О каком волшебстве говорится в стихотворении?

Что за звёздочки сквозные Какой мастер

На пальто и на платке? На окна нанёс

Все сквозные – вырезные, И листья, и травы,

А возьмёшь – вода в руке? И заросли роз?

( О снежинках.) ( О морозе.)

Учитель. Не только волшебник мороз наносил узоры на стёкла, но и вы на уроках изобразительного искусства рисовали зимние узоры.

Ученик. Зиму люди воспринимают по-разному: одни радуются, чувствуют себя бодро, весело, другие, наоборот, становятся грустными. Но мы дети всегда рады зиме. Зимой можно кататься на коньках, лыжах, санках, играть в снежки, строить из снега крепости, лепить снеговиков. Послушайте стихотворение, в котором передано радостное настроение, появляющееся только зимой.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "итературный ринг по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина" 7 класс

Прочь от дома на снежный простор Палку в нос, провертели глаза

На салазках они покатили. И надели лохматую шапку.

Оглашается криками двор — И стоит он, ребячья гроза, —

Великана из снега слепили! Вот возьмёт, вот ухватит в охапку!

Ученик. О ком это стихотворение? (О снеговике.) Сейчас мы исполним песню, в которой героем будет тот же Снеговик, а радостное настроение будет передано не только поэтическим текстом, но и звуками музыки. Песня «Снеговик» слова В. Семернина, музыка И. Кадомцева.

Глазки — угли смотрят зорко, Только вдруг теплее стало,

Вместо шапочки – ведёрко: Ярко солнце засияло –

Посреди двора возник И растаял Снеговик:

Белый – белый Снеговик. Он к такому не привык!

Учитель. И в стихах, и в музыке передаётся настроение человека. И если поэт или композитор описывает природу, то невольно наделяет её чувством, которое испытывает сам. Тогда луна в стихах и в музыке выглядит мрачной, как рассерженный человек, вьюга злится. А утро – доброе и светлое.

Ученик. Вот как звучат такие стихи А.С. Пушкина «Зимнее утро»:

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, Под голубыми небесами

На мутном небе мгла носилась; Великолепными коврами,

Луна, как бледное пятно, Блестя на солнце, снег лежит;

Сквозь тучи мрачные желтела, Прозрачный лес один чернеет,

И ты печальная сидела, И ель сквозь иней зеленеет,

А нынче погляди в окно. И речка подо льдом блестит.

Учитель. Нарисуйте словесную картину к той части стихотворения, в котором описывается зимнее утро.

Ученик. Небо голубое, снег блестит на солнце, много снега, так как поэт говорит, что снег лежит «великолепными коврами», лес чернеет, только ель зелёная, и речка блестит подо льдом. А теперь послушайте, как Пётр Ильич Чайковский изобразил зимнее утро музыкальными звуками.

Учитель. Исполнена пьеса П.И. Чайковского «Зимнее утро». Какое настроение передано в музыке? Какими музыкальными средствами композитор передаёт рассвет, просыпание природы?

Ученик. Но совсем по-другому А.С.Пушкин описывает зимний вечер.

Буря мглою небо кроет То по кровле обветшалой

Вихри снежные крутя, Вдруг соломой зашумит,

То, как зверь она завоет, То, как путник, запоздалый,

То заплачет; как дитя, К нам в окошко застучит.

Учитель. Какими сравнениями поэт даёт нам возможность представить картину бури?

Ученик. Завоет, как зверь; заплачет, как дитя; зашумит соломой; застучит, как путник запоздалый.

Свежие документы:  Литературная гостиная «Я искал в этих женщинах счастье…» 11 класс (о русском поэте С.Есенине)

Учитель. Зима в стихотворении суровая, холодная, мрачная. И очень созвучно это стихотворение с настроением пьесы М.Крутицкого «Зима». (Исполнена пьеса «зима».) Слушая эту пьесу можно представить себе тёмный лес, сугробы, холодную луну, насторожённую тишину. А в песне с названием «Зимний вечер» совсем другое настроение.

Исполняется песня «Зимний вечер» музыка М. Ройтерштейна, слова А.Шевченко.

Ветер бродит по дорожкам, Ну куда ж ей ночью деться?

Дышит тяжело. Плохо без родни.

Темнота, прильнув к окошкам, Ты пусти её погреться,

Просится в тепло. Погаси огни.

Учитель. Какое настроение передано в стихотворении? (Ласковое, доброе, мягкое, убаюкивающее.) В каком жанре написана песня? (Колыбельная.) Действительно, зима – волшебница. Она очаровывает природу. Ф.Тютчев пишет: «Чародейкою зимою околдован лес стоит».

Ученик. Сейчас нет снега за окном. Но так хочется увидеть снежинки, зимние узоры на окнах, поиграть в снежки, покататься на санках. И чтобы сбылись наши желания на прощание давайте споём песню и позовём зиму к нам в гости.

Исполняется песня «Пришла зима» музыка М. Парцхаладзе, слова И.Абашидзе.

Всюду бабочки – пушинки В белой шубе и ушанке

Как хорош их плавный полёт! К нам явилась в гости зима,

То снежинки – балеринки Все на лыжи, все на санки,

Водят пышный свой хоровод. Всюду радость и кутерьма.

Итог. – Что нового узнали?

— Что по вашему мнению было главным?

— Можно ли сказать, что мы с вами работали плодотворно?

Всем нам надо стремиться к тому, чтобы не причинить вред Природе, чтобы она как можно меньше страдала от нашего вмешательства. А для этого надо знать и любить Природу, чтобы сохранить и сберечь. Сегодня вы все хорошо работали. Скажите себе: «Я молодец! Я думал, я старался, я делал открытия!»









Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: