Конспект
урока по литературному чтению
по теме Н.Носов «Фантазеры».
Учитель: Шевченко Н.Е.
г. Аягоз
2013-2014 уч.год
ОСШ №7
Цели урока:
Познакомить с произведением Н. Носова, продолжать работу на развитие беглого, выразительного, умением находить нужный ответ из текста;
Совершенствовать навык выборочного чтения, чтения по ролям, передавая голосом и интонацией характер героя;
Стимулировать интерес к уроку путем использования новых технологий (использование мультимедиа и интерактивной доски, проведением подвижной физминутки и упражнений для снятия усталости глаз).
Методы:
1.Словесные (беседа, рассказ).
2. Наглядные (применение мультимедийного проектора, карточек)
3.Проблемно-поисковый.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, учебник, карточки, рефлексийные карточки («солнышко»).
Ход урока.
I.Орг.момент. (психологический настрой)
Здесь собрались все друзья:
Я, ты, он, она.
Улыбнитесь тем, кто справа,
Вместе мы одна семья.
II. Повторение. Проверка д/з (тест).
III. Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня мы с вами продолжим знакомство с творчеством писателя. Но какого я вам не скажу. Вы должны отгадать. Он автор рассказов «Мишкина каша», «Живая шляпа», «На горке», «Огурцы», «Затейники», «Приключения Незнайки и его друзей».
-Да, это Николай Носов..
Рассказ биографии.
Показ слайдов.
1-Портрет.
2-Родители писателя.
3-Детство Носова.
4-Его творческий путь.
-Сегодня нам предстоит встреча с его героями. Это герои рассказа…? Вы узнаете, если сможете прочитать слово. (Показ слайда)
-Что означает слово фантазер? Фантазия?
Словарная работа.
Фантазер-
-Подберите слова близкие по смыслу.
Выдумщик, затейник.
Отработка дикции.
Та-та-та, та-та-та в нашем классе чистота.
Ту-ту-ту, ту-ту-ту наводим сами чистоту.
Ты-ты-ты, ты-ты-ты все полили мы цветы.
Ят-ят-ят, ят-ят-ят парты ровненько стоят.
Ют-ют-ют, ют-ют-ют очень любим мы уют.
Дыхательная гимнастика «Задуем свечу».
Что нам скажут страницы-
Говорящие птицы?
Первичное чтение текста учителем.
-Кого называл автор фантазерами?
-Что делали Мишка и Стасик?
-Что придумал каждый из них?(выборочное чтение).
Проверка прочитанного, высвечивается на слайде.
-Кто из них был лучшим фантазером?
Физминутка. Снятие общего утомления.
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз- росой она умылась.
Два- изящно покружилась.
Три- нагнулась и присела.
На четыре- улетела.
-В тексте встретились слова (врать). Как называют человека, который врет?
Определение слова врун, врать
Врун-это лгун, который говорит неправду с выгодой для себя.
-Какой глагол применим в слову врун? Что делает человек? (обманывает). Кто же он? (обманщик).
-Найдите отрывок к иллюстрации.
Беседа по тексту.
-Чем вам понравился рассказ?
-С кем из героев вы хотели бы дружить?
-Почему Игоря назвали брехуном?
-Почему плакала Ира?
-Удалось ли Мише и Стасику утешить Иру?
-Какие слова нашли бы вы, чтобы утешить Иру?
-Что лучше: фантазировать или врать?
Гимнастика для глаз.
Капля первая упала- кап!
И вторая пробежала- кап!
Мы на небо посмотрели,
Капельки кап-кап запели.
Намочились лица,
Мы их вытирали.
Туфли- посмотрите!
Мокрыми вдруг стали,
Плечами дружно поведем,
И все капельки стряхнем.
От дождя убежим,
Под кусточком посидим.
-А сейчас прочитайте, чем же закончился рассказ?
-А как бы вы закончили его?
Задание. Зачеркни в карточке те слова, которые указывают на то, чего делать нельзя.
Врать, обманывать, выдумывать, клеветать, изобретать, фантазировать.
-Что у вас осталось?
-Прошу вас прочитать:
Фантазировать, писать и сочинять,
Думать много и над текстом размышлять,
Но не врать, не лгать никогда
Мы клянемся друг другу всегда!
-Как вы думаете, можно ли применить к героям рассказа пословицу «Не любо, не слушай, а врать не мешай!»
-Чему учат нас рассказы Н. Носова? (быть честными, правдивыми, добрыми, любознательными)
-Ребята, на земле каждый день появляется что-то новое? Многие нынешние предметы, техника и т.д. были фантазиями людей, в которые тоже в свое время, живущие рядом люди, не верили. Но прошло время, и эти фантастические идеи реализовались и служат во благо человечеству.
Показ слайдов и рассказ о Леонардо да Винчи и Николе Тесла.
Итог урока.
-Захотелось ли вам прочитать неизвестные вам рассказы Н.Носова?
-Кого бы вы хотели иметь в друзьях: Стасика и Мишу или Игоря?
Рефлексия.
-Было ли вам интересно? Прошу вас выразить свое мнение об уроке, дорисовав улыбку солнышку, которое лежит у вас на парте.
-Увидели ли вы что-то похожее на себя в героях этого рассказа?
Домашнее задание: Чтение по ролям. Составить синквейн со словом фантазер.
Список использованной литературы:
«Фантазеры» (изд-во Детская литература, 1976г. )
Толковый словарь С.И.Ожегова (изд-во Москва, 2006г.)
Пословицы русского народа. Сборник В.И.Даля (1-е изд 1861—62)