Тема: Поэты 19 века о природе 4 Класс

Тема: Поэты 19 века о природе.

Цель: показать мастерство русских поэтов XIX века в создании образа Родины;

Задачи урока:

формировать навык анализа стихотворения;

расширить круг чтения учащихся;

воспитывать чувство любви к природе родного края и его поэтам.

Оборудование: учебник, тексты стихотворений, интерактивная доска, компьютер, видео на стихотворение А.К.Толстого «Вот уж снег последний в поле тает…», портреты поэтов, картины весны.

Ход урока.

1.Вступительное слово

(читаю слова Ралфа Эмерсона, звучит музыка)

Русская природа издавна вдохновляла своей красотой поэтов, писателей, художников-пейзажистов. Рисуя природу, они выражали своё отношение к ней, передавали нескрываемую любовь к родной земле.

«Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране…» Это слова писателя К.Г.Паустовского, непревзойденного мастера описания русского пейзажа, писателя, сердце которого было переполнено нежностью и любовью к родной природе. Кто может не согласится с ним? Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весь мир, не имея родины. И сегодня мы с вами на уроке познакомимся с произведениями русских поэтов о природе.

2. Объявление темы урока.

— Тема нашего урока «Поэты 19 века о природе.» (Слайд 1.)

3. Актуализация знаний.

— А в начале, вспомним поэтов, о которых мы говорили совсем недавно, назовите их имена. ( А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, М.Ю.Лермонтов)

— Какие произведения этих поэтов вам запомнились?

— А что интересного из их жизни вы узнали? (о поэтическом состязании между А.С.Пушкиным и В.А.Жуковском)

— Как закончилось это состязание? (Были созданы две литературные сказки «Сказка о Царе Салтане…» А.С. Пушкина и «Спящая царевна» В.А.Жуковского)

— Давайте вспомним сказки А.С.Пушкина и В.А.Жуковского (слайд 3)

— А знакомы ли с творчеством М.Ю.Лермонтова? (стихотворение «Бородино»)

— Какому событию оно было посвящено? (Отечественной войне 1812года )

— М.Ю.Лермонтов служил на Кавказе. Много стихотворений он посвятил описанию красоте природы Кавказа.

4. Работа с текстами до чтения.

1) Обсуждение темы урока.

— А теперь посмотрите на эти портреты. Знакомы ли вам имена этих поэтов?

— Послушаем сообщение об Алексее Константиновиче Толстом.

— Какое стихотворение А.К.Толстого вы учили наизусть? (Колокольчики мои цветики степные. Что глядите на меня тёмно-голубые…)

— Знаете ли вы стихи А.Плещеева? (сообщение об Алексее Плещееве.)

— Как вы думаете, почему стихи этих двух поэтов в учебнике помещены рядом? Что их объединяет? (они о весне)

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие "О Барсиках и Мурках"

5. Работа с первым текстом во время чтения.

1) Самостоятельное чтение текста стихотворения А.К.Толстого.

Выявление первичного восприятия.

— Какая строка вам показалась самой красивой?

— С помощью какой части речи автор передаёт изменения в природе?

2) Аналитическое чтение стихотворения.

— О чём это стихотворение? Какое название можно придумать к нему?

(Приход весны. Ожидание весны. Торжество весны.)

Чтение первой строфы.

Слышите ли восклицание в начале стихотворения? (Вот уж…, то есть наконец-то.)

— Почему столько действия в четырёх строчках? ( Весна уже в разгаре, всё меняется очень быстро.)

— Каким чувством пронизаны строки? (Любви и радости – кувшинчик, зовут друг друга журавли, тёплый пар восходит)

Чтение второй строфы.

— Какой лес можно назвать юным? (В этом слове – и описание леса, только что проснувшегося, одетого ещё не в листву, а в «зелёный дым» и уподобление леса всему молодому, юному – «нетерпеливо ждёт»)

— Какой эпитет второй раз употребляется в стихотворении? (тёплый)

— Чувствуете ли общую теплоту стихотворения? Где? В каких строчках? (Всё весны дыханием согрето, всё кругом и любит, и поёт.)

— Кто, что подразумевается под словом «всё»? (И снег, и поле, и земля, и кувшинчик, и журавли, и лес, и все, кто это видит, понимает и принимает. «Всё» — это полная гармония природы и человека.)

3) Выразительное чтение стихотворения. (Задача – передать радость, любовь, доброту, которыми пронизано всё стихотворение.)

— Спасибо, вы очень старались. А сейчас мы с вами посмотрим видео и послушаем, как читает это стихотворение артист.

4) Просмотр видео.

Физминутка.

6. Работа со вторым текстом во время чтения.

1) Чтение стихотворения учителем.

— Похожа ли весна Плещеева на весну Толстого? Чем?

— Какова весна в изображении Плещеева? С каким чувством её ждут?

2) Аналитическое чтение стихотворения.

Чтение первой и второй строфы.

— Как пересекаются реальность и ожидание в стихах?

— Прочитайте строчки, рисующие весну. (1-2, 5-6)

— Каким настроением пронизаны эти строки?

Чтение третьей и четвёртой строфы.

— О ком третья строфа?

— Только ли в природе бывает весна?

— Что бывает с людьми при наступлении весны?

— Что противопоставлено счастью и веселью? (забота, тяжкий труд, горе)

— О ком идёт речь в этих строках, кому автор явно сострадает? (крестьянам)

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие по литературе «Хотим под мирным небом жить!»

— Почему весна для них праздник? (Весной в душе каждого просыпаются мечты и надежды)

Чтение пятой строфы.

— Кто более всего счастлив в дни «природы обновленья»? (дети и птички)

— Почему именно дети и птички? (Они беззаботны, для них не существует забот, зла, тяжкого труда, горя.)

3) Выразительное чтение стихотворения. (по желанию детей)

— Какие же два настроения соседствуют в стихотворении?

— Постарайтесь это отобразить при чтении.

6. Итог урока. Беседа с учащимися.

Что объединяет стихи Толстого и Плещеева? (Общая тема, настроение радости, общие картины весны…)

— Что поэты видят, чувствуют по-разному?

— Какое из стихотворений вам ближе по настроению?

— Понравился ли вам урок?

— Спасибо за работу! (смайлик)



7. Домашнее задание.

1) Подготовить выразительное чтение этих стихотворений (по желанию можно выучить).

2)Нарисовать иллюстрацию к одному из них.









Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: