Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье;
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
1.В какой период жизни написано стихотворение «К Чаадаеву»?
а) в петербургский (1817-1820); б) во время южной ссылки (1820-1824);
в) после ссылки (1826-1830)
2. Данное стихотворение близко лирике а) философской, б) вольнолюбивой, в) любовной ?
3. Какому жанру классической поэзии принадлежит это стихотворение:
а) элегия, б) ода, в) послание?
4. Каким настроением пронизано стихотворение?
а) грустным, печальным; б) бодрым, жизнерадостным; в) и грустным, и бодрым
5. Для создания поэтических образов Пушкин использует определения: «святая вольность», «прекрасные порывы», « пленительное счастье» и др. Как в литературоведении называется подобное определение?
6. Какой художественный приём используется Пушкиным для изображения силы страсти , с которой лирический герой ожидает « вольности святой»?
7. Какое средство иносказательной выразительности использовано в заключительных строках стихотворения («звезда пленительного счастья», « на обломках самовластья»?
8. И в начале, и в конце стихотворения создаётся один и тот же поэтический образ сна («как сон, как утренний туман», — Россия вспрянет ото сна»). Как называется такой приём?
9. Определите характер рифмовки во втором четверостишии стихотворения.
10. Определите размер, которым написано стихотворение.
а) ямб; б) хорей; в) амфибрахий; г) анапест; Д) дактиль.
ЧАСТЬ С. (ЗАДАНИЕ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ ( 5 – 10 предложений)
1. Как меняется настроение лирического героя от начала стихотворения к его финалу?
2. Как различные поэтические средства помогают выразить идею этого стихотворения?
3. В чём особенность вольнолюбивой лирики Пушкина и кто из русских поэтов раскрывает в своей лирике тему свободы?