Открытый урок по математике в 1 классе.
Автор: Филиипова Е.Г. учитель начальных классов
Предмет: Математика (Учебник №2, стр.27)
Класс: 1 класс
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного обучения)
Уменьшаемое. Вычитаемое. Разность.
| |
Цели
| Образовательные: Познакомить с названиями компонентов при вычитании. Способствовать развитию математической речи, умения читать, составлять и записывать выражения, используя термины «уменьшаемое, вычитаемое, разность», умение выполнять устно и письменно арифметические действия . Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, парной работе, самостоятельной работе.
|
Планируемые результаты | Предметные: Учащиеся научатся использовать математическую терминологию при составлении, чтении и записи математических равенств на вычитание; выполнять устно и письменно арифметические действия с числами (сложение и вычитание в пределах 7). Личностные: Принятие образа «хорошего ученика», развитие интереса к математике. Контролировать и оценивать свою работу и её результат. Учиться проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Регулятивные УУД Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителю плану. Средства формирования этих действий: технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средства формирования этих действий: технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Познавательные УУД Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; выделять существенную информацию из сообщений разных видов; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; устанавливать аналогии; уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Средства формирования этих действий: учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета. Коммуникативные УУД Слушать и слышать речь учителя; слушать ответы одноклассников, дополнять и уточнять их;
Средство формирования этих действий: технология проблемного диалога. Совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Средства формирования этих действий: организация работы в парах |
Оборудование:
учебник «Моя математика» Т.Е.Демидова, С.А.Козлова;
рабочая тетрадь к учебнику «Моя математика»;
набор цифр и моделей чисел
Ход урока |
| Формируемые УУД | |
1 этап.
Мотивация к учебной деятельности. (1 мин.)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне.
|
— Громко прозвенел звонок, Он позвал вас на урок. — Какое у вас настроение? Покажите его с помощью смайликов. Я вижу, что у вас прекрасное настроение. Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь гостям. Я думаю, что это настроение сохранится у вас до конца урока. Ведь сегодня нас вновь ждут открытия, мы продолжим развивать вашу память, ваше внимание и логическое мышление. — Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай». — Желаю вам удачи1
|
| ЛичностныеУУД 1)Принятие образа «хорошего ученика», 2)развитие интереса к математике. .
|
2 этап Актуализация знаний и пробное учебное действие . (5 мин) Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
|
Какое число наименьшее? Назовите наибольшее число Какое число следует за числом 2? Назовите его соседей Расскажите о числе 5.
— Рассмотрите рисунок. Составьте рассказ. — Выберите выражение к рисунку. ( на альбомном листе)
7 – 1 = 6 3 + 2 = 5 3 + 4 = 7 5 – 2 = 3
— Прочитайте это выражение, используя термины «слагаемое», «сумма». (слаг.+слаг. = сумма, сумма 3 и 4 это 7)
— Выберите выражение к такому рисунку:
— Что такое 4? 1 и 3? — Можно ли его прочитать, используя эти же термины? Попробуем? Получилось? |
| Регулятивные УУД 1)Учиться определять тему и формулировать цель на уроке с помощью учителя. 2)Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. 3)Контролировать и оценивать свою работу и её результат. 4)учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему 5)учиться высказывать свое предположение 6)Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;
|
3 этап Выявление места и причины затруднения (2 мин) Цель: обсуждение затруднений |
— Почему не получилось? (Выявить причину затруднения) — Значит чего мы ещё не знаем? — На какой вопрос нам предстоит ответить? |
|
|
4 этап Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
| 1) Целеполагание — А хотите узнать, как называются числа при вычитании? — Сегодня на уроке вы это узнаем. — Значит, какая тема нашего урока? — Это будет урок повторения или открытия новых знаний? — А для чего нам нужны эти знания? — А в будущем, чтобы научиться решать уравнения и задачи. Значит, эти знания вам будут необходимы для дальнейшего обучения. 2 Поэтому, какая ваша цель на уроке? (Запомнить названия чисел при вычитании; Научиться читать, составлять и записывать выражения на вычитание.) У вас на столах лежит пример и названия чисел..Числа при вычитании называются так: уменьшаемое, вычитаемое, разность. Только какое название к какому числу относится? (Проблемная ситуация) Давайте сами попробуем догадаться. Поработаем в паре. Паре выдаю лист с записью примера на вычитание и название чисел. Вверху каждого числа приклейте его название. Не торопитесь, подумайте, почему вы даёте именно это название. Ну, вот вы высказали свои предположения. Как узнать, кто прав? 2. Построение проекта выхода из проблемной ситуации. — Начнём своё исследование. Посмотрите на первую цифру. Это часть или целое? Перед вами торт. Из скольких частей он состоит? (6) Из этого целого торта сколько частей нужно убрать? (2) Убираем. Что произошло с тортом? Он уменьшился, а значит, и число 6 увеличилось или уменьшилось? Если оно уменьшается, как его можно назвать? (Вывешиваю табличку «УМЕНЬШАЕМОЕ») А что мы сделали с одной частью? (отрезали, убрали, вычли) Как можно назвать эту часть? «ВЫЧИТАЕМОЕ» Сколько частей осталось? (4) Как бы вы назвали это число? Давайте проверим ваши предположения. Читаем правило на стр 29 Так как называется первое число при вычитании? (уменьшаемое, целое) Как называется второе число при вычитании? (вычитаемое, часть) Назовите результат (разность, часть) Как можно прочитать это выражение? Все его числа получили имена. Ребята, какие новые слова вы сейчас узнали? Это и есть тема сегодняшнего урока. Физпауза Мы — веселые мартышки, Мы играем громко слишком. Все ногами топаем, Все руками хлопаем, Надуваем щечки, Скачем на носочках. Дружно прыгнем к потолку, Пальчик поднесем к виску И друг другу даже Язычки покажем! Шире рот откроем , Гримасы всем состроим. Как скажу я слово три, Все с гримасами замри. Раз, два, три!
|
| Коммуникативные УУД 1)Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. 2)Слушать и понимать речь других. 3)Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 4) формировать умение аргументировать свое мнение 5)уважительно относиться к позиции другого 6) формировать умение работать в паре
Познавательные УУД 1)Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. 2)Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы. 3)Использовать математическую терминологию. 4)Уметь оформлять свои мысли в устной форме. 5) ориентироваться на странице в учебнике 6)формируем умение на основе анализа объектов делать выводы. |
5 этап Первичное закрепление ( 5 мин) Цель: проговаривание нового знания
|
Сейчас проверим, как вы запомнили название чисел при вычитании: ( название чисел при вычитании) 8-1 6-2 5+3 4-3 Что записано на доске? На какие группы разделим записи? Выпишите в тетрадь разности и найдите их значения. Подчеркните синим цветом уменьшаемое, зелёным – вычитаемое, разность – красным Обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли вы решили примеры у вашего соседа. Сравните правильность решения с решением на доске. Обменяйтесь снова тетрадями.
|
|
|
6 этап Включение в систему знаний и повторение.
| Работа в группах
Раздать трем группам кассы с числами и знаками, нужно составить примеры на вычитание и прочитать их математическим языком – каждая группа защищает свое выражение.
Работа над задачей.
Разбираются задачи 2,4 (с.27 учебника)
Учащиеся выделяют в задачах условие и вопрос, аргументируют выбор знака действия, составляют схему каждой задачи, записывают решение и ответ. |
|
|
6 этап Итог урока. Рефлексия. (2- 3 мин)
Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
| — Вот и подошёл к концу ещё один урок. Благодаря слаженной работе, взаимовыручке и поддержке друг друга, мы смогла повторить изученный материал и открыть новые знания. -Какую задачу ставили? — Какие новые знания вы унесёте с этого урока? -Что вам особенно понравилось? -Что не совсем получилось, какие вы испытали трудности? — Какое у вас сейчас настроение? Покажите с помощью смайликов.
|
|
|
| Спасибо за урок! |
|
|
Самоанализ урока по ФГОС.
Учитель Филиппова Е.Г.
Класс 1 А МБОУ « Тальжинская ООШ»
Предмет Математика
Автор учебника Т.Е. Демидова, С.А Козлова Программа «Школа 2100»
Тема урока Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Тип урока: ОНЗ (технология деятельностного обучения)
Образовательные: Познакомить с названиями компонентов при вычитании.
Способствовать развитию математической речи, умения читать, составлять и записывать выражения, используя термины «уменьшаемое, вычитаемое, разность», умение выполнять устно и письменно арифметические действия .
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, парной работе, самостоятельной работе.
В связи с переходом на ФГОС в школе вводятся новые формы организации учебного процесса. Но основной формой обучения в начальной школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Но урок должен строиться по совершенно иной схеме. Вся учебная деятельность на современном уроке должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Особенность деятельностного метода заключается в том, что дети самостоятельно «открывают» математические понятия в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия и знакомя с общепринятой системой обозначения.
Я проанализирую свой урок, придерживаясь структуры урока, которую предполагает «технология деятельностного обучения».
Начать хочу с того, как внешне выглядит конспект урока.
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
1-2 минуты
| Приёмы работы: Я в начале урока высказала добрые пожелания детям; пожелала хорошего настроения и удачи; подобрала Девиз «Знаешь – говори, не знаешь – слушай»я считаю наиболее подходящий для первоклассников в данное время.
|
|
|
|
На данном этапе происходит осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. Предполагается сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я — идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.
ЛичностныеУУД
1)Принятие образа «хорошего ученика»,
2)развитие интереса к математике.
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.
4-5 минут
| На данном этапе я провела подготовку к знакомству с новым материалом на основе полученных ранее знаний, стремилась заинтересовать детей(мотивация). Для этого создала проблемную ситуацию. (- Можно ли его прочитать, используя эти же термины? Попробуем? Получилось? — Почему?) Попыталась выявить причину затруднения. Познавательные УУД 1)Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Регулятивные УУД 4)учиться совместно с учителем обнаруживать учебную проблему
|
|
|
|
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
2 мин | Используя подводящий к теме диалог, я выявляла у детей их причину затруднения. Мне нужно было, чтобы они самостоятельно определили, что им не хватает конкретных знаний, умений для решения поставленной задачи. Регулятивные УУД 5)учиться высказывать свое предположение Коммуникативные УУД 3)Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
|
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
10 мин | При помощи диалога с учителем ребята учились определять тему урока и ставить перед собой цели. А так же выяснили, зачем нужны эти знания ученикам. Так как дети еще только стали учениками, они не умеют выстраивать план работы, поэтому я использовала на этом этапе диалог, подводящий к открытию новых знаний. А дети учились работать в паре. |
ЛичностныеУУД
2)развитие интереса к математике
Регулятивные УУД
1)Учиться определять тему и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
2)Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
5)учиться высказывать свое предположение
Коммуникативные УУД
1)Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.
6) формировать умение работать в паре
Познавательные УУД
2)Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.
4)Уметь оформлять свои мысли в устной форме
5. Первичное закрепление.
7 мин | Моя задача как учителя на данном этапе заключалась в том, чтобы помочь учащимся связать новые знания с ранее полученными. Дети должны были четко увидеть и понять взаимосвязь между понятиями «части и целое» с одной стороны и «Умен. Вычит. Разн.» с другой. Что это одно и тоже и находятся одинаково. Дети решали типовые задачи, но с использованием новых знаний. Работа была и индивидуальная и фронтальная. |
Познавательные УУД
2)Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.
3)Использовать математическую терминологию.
4)Уметь оформлять свои мысли в устной форме.
5) ориентироваться на странице в учебнике
6)формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД
2)Слушать и понимать речь других.
3)Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
6. Включение в систему знаний и повторение
| Организуя этот этап, я подобрала всего 1 задание, в котором тренируется использование изученного ранее материала, ( название компонентов действия сложения и переместительный закон), а также в котором новое знание используется вместе с изученными ранее. |
Познавательные УУД
1)Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
3)Использовать математическую терминологию.
Коммуникативные УУД
3)Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
2-3 минуты
| На данном этапе дети дети оценили свою деятельность на уроке и зафиксировали это в еженедельнике. |
Регулятивные УУД
3)Контролировать и оценивать свою работу и её результат.
6)Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;