Тема: Н.А. Некрасов «Славная осень!…».
Цели: 1. Формировать представление о творчестве Н.А. Некрасова; познакомить с одним из его стихотворений; учить видеть картины, описываемые автором; способствовать формированию навыков выразительного чтения.
2. Развивать познавательные процессы, речь, расширять словарный запас.
3. Способствовать воспитанию любви к природе, умению замечать её красоту; воспитанию здорового образа жизни; умение быть культурным «слушателем» и «читателем».
Оборудование:
1) карточки с трудными словами из стихотворения, со словами: эпитет, сравнение; 2) иллюстрации осени, портрет Н.А. Некрасова, книги с его стихами, 3) мультимедиа, ноутбук, экран, грамзаписи с разными мелодиями.
Работа над темой урока.
1Орг.момент (В стихах)
2.Проверка дом.задания.Чт.наизусть стих.Мужичок с ноготок.
3.Актуализация знаний.
Отгадайте загадку (про осень)
— А только ли грустное настроение может вызывать осень? Как думаете? Давайте это выясним.
— И продолжим работу с одним из замечательнейших, великих русских поэтов Николаем Алексеевичем Некрасовым.
. Показываю на портрет.
Доска:Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1877)
Презинтация
.Жил он давно, около 130 лет назад, в 19 веке.
Детство его прошло в деревне Грешнево, на берегу реки Волги. И хотя
отец его, будучи богатым человеком, запрещал сыну дружить с крестьянскими детьми, мальчик тайком убегал в деревню, купался с крестьянскими детьми в Волге, ловил рыбу, ходил в лес за ягодами и грибами. Николай Алексеевич рос бесстрашным человеком, упорным, чутким к чужим несчастиям и горю.
4.- Посмотрите на книги, которые находятся на выставке. Прочитайте их названия, рассмотрите иллюстрации.
— Как думаете, о чём писал Николай Алексеевич Некрасов?
— Действительно, став известным русским поэтом, писал о Родине, о её лесах, полях, о простых людях. Писал стихи и для детей. Герои его стихотворений – крестьянские ребятишки, друзья далёкого детства.
5.Знакомство со стихотворением.
— Давайте теперь познакомимся с одним из его стихотворений. Откройте учебник на странице 155
— Есть ли у стихотворения название? Как его определить? (По первой строчке.)
— А теперь послушайте. Постарайтесь во время моего чтения представить картины, которые с помощью слов рисует автор.
После чтения:
— Что представили? Какие картины увидели? Что запомнилось?
— Прочитайте теперь стихотворение шепотом с заданием:
над непонятными словами ставьте точки.
Повторное чтение по цепочке:
1 и 2 строки:
— Что значит славная? Как понимаете?
Доска
— Где же надо бывать чаще, чтобы отдохнуть, набраться сил, здоровья?
(В лесу, в парке, на свежем воздухе).
— Прочитайте 3 и 4 строки:
— Как поэт говорит о реке? Что значит студёной?
Студёный– очень холодный
— А что Н.А. Некрасов говорит про первый лёд на реке?
Прочитайте правильно :не-о-креп-ший — некрепкий, тонкий.
-Какое средство выразительности использует?
Доска: опора.
-Какое слово помогло определить, что это сравнение?
-Почему поэт сравнивает тонкий осенний лёд с тающим сахаром?
— Вот как это выглядит в природе.
Мультимедиа.
— Прочитайте следующие 4 строки:
— Как в стихотворении показано, что лес изменился, что деревья сбросили листву?
— Про какую мягкую постель говорит здесь автор? (Про опавшие листья). Почему он так их называет? Какое средство выразительности использует?
— Какими увидел листья автор во время прогулки?
Доска:Поблёкнуть — стать блеклым, лишиться яркости, свежести.
— Какое средство выразительности использует?
— Какое слово помогло определить, что это сравнение?
— А вы наблюдали сами такую картину? Расскажите.
— Какой тип предложения здесь использует автор? Почему? Какое своё чувство выражает поэт?
Работа с карточкой – помощником.
Восхищение, восторг.
Мультимедиа.
6. Физминутка.
Доска: До глубины души.
— Как понимаете это выражение? (Очень сильно).
— Можно ли отнести к стихотворению? Как?
— Сколько слов в выражении?
Столько раз:
· голову наклоняем вперёд – назад
· вправо – влево
· плечи вперёд – назад
· круговращение туловищем
· столько раз сделайте вдох и выдох.
9 и 10 строки:
— Прочитайте теперь последние 2 строки стихотворения.
— Какие дни мы называем ясными? (Солнечные). А какие мы называем тихими? (Когда нет ветра.)
— Значит, какую погоду здесь описывает поэт? (Солнечную, безветренную.)
— Скажите: картины какой осенней поры – ранней, золотой или поздней нарисованы в этом стихотворении?
(Скорее время, когда золотая осень плавно переходит в позднюю.)
— Какие строки стихотворения повторяются дважды?
— Как, думаете, зачем? (Чтобы подчеркнуть, как нравится это время года, эта погода поэту)
— Какое настроение вызывает это стихотворение?
Чудесное, прекрасное, радостное.
— Отличаются ли чувства поэта, жившего в 19 веке, от ваших чувств?
Карточки настроения.
— Это говорит о том, что меняется время и люди, но чувства, которые человек испытывает при виде красоты природы остаются навсегда.
Работа с карточкой – помощником.
— Придвиньте к себе карточки.
— Подумайте, зачем автор написал это стихотворение? Покажите номер ответа.
Работа в парах
1.Чтобы сказать о том, что настала осень.
2. Чтобы передать свою радость.
3. Чтобы привлечь внимание к красоте природы.
4. Чтобы вызвать взаимное сопереживание у читателей.
— Почему так думаете?
Вывод:
— Так только ли грустное настроение может вызывать осень?
Доска: чудесное, прекрасное, радостное.
— Отчего это зависит? (От состояния окружающей природы)
7.Подготовка к выразительному чтению.
— С какой интонацией: грустной или радостной, прочитаете это стихотворение? Почему?
— Какие слова вам подсказывают интонацию?
— В каком темпе: быстром или медленном? Почему?
— Какие строки особенно выделите голосом? Почему?
— Прочитайте самостоятельно. Подчеркните слова, которые, по вашему мнению, следует выделить голосом при чтении.
8.Выразительное чтение.
Оценивание.
— Чьё чтение вам понравилось больше всего? Почему?
9. Экскурсия в художественную галерею.
— А теперь мы отправимся с вами в художественную галерею и посмотрим картины художников, на которых изображена осень.
Мультимедиа.
— В учебнике нет иллюстрации к этому стихотворению. Картину какого художника можно было бы использовать в качестве иллюстрации? Почему?
10. Итог:
— На этом мы заканчиваем урок. Вам понравилось в гостях у осени?
— Какое стихотворение на тему осени сегодня читали? Кто его автор?
— Что для вас сегодня стало открытием?
— Что нужно делать, чтобы каждый день стал открытием? (читать).