Урок литературного чтения по теме «Учимся наблюдать то, что трудно увидеть глазами» (В. Берестов «Плащ», В.Ван Гог «Ботинки» 3 Класс

Урок литературного чтения в 3 классе по теме «Учимся наблюдать то, что трудно увидеть глазами» (В. Берестов «Плащ», В.Ван Гог «Ботинки»

Цель: на примере стихотворения В. Берестова “Плащ”, картины В. Ван Гога “Ботинки” подвести детей к осознанию того, что можно реконструировать жизнь людей, глядя на предметы.

Задачи урока:

  • создать условия для осознания детьми важности пристально вглядываться в окружающую действительность, реконструировать жизнь людей, глядя на принадлежащие им предметы;

  • содействовать формированию у ребят умений и навыков осознанного и выразительного чтения;

  • способствовать развитию у учащихся деятельности наблюдения.

Оборудование:

  • портреты В. Берестова, В. Ван Гога;

  • аудиозаписи звуков, магнитофон;

  • таблички с рисунками условных знаков;

  • таблички с рисунками видов оружия (арбалет, мушкет, копьё);

  • опорные таблички с надписями ФИО авторов, темы урока;

  • плакаты-рисунки героев УМК ПНШ (Анишит Йокоповна и Михаил Потапович).

Прогнозируемые результаты урока:

1. Учащиеся должны осознать, что наблюдательность, бережное и внимательное отношение к окружающему нас миру способны приоткрыть его тайну.

2. Учащиеся смогут проявить свое творчество, фантазию, воображение.

3. Учащиеся должны использовать приобретенные знания для высказываний оценочных суждений о прочитанном произведении.

4. Учащиеся должны научиться читать стихотворение с нужными чувствами и правильной интонацией.

5. Учащиеся должны понять, что картина В. Ван Гога “Ботинки” не просто натюрморт, а достаточно объемный рассказ о жизни их владельца.

Ход урока

I. Организационный момент (1 минута):

Учитель:

Я рада видеть каждого из вас!
И пусть прохладой осень в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

II. Актуализация знаний (3 минуты):

— Мы продолжаем с вами учиться наблюдать то, что трудно увидеть глазами. Наш урок литературного чтения я предлагаю начать с того, что мы немного пофантазируем. Закройте глаза, вслушайтесь и представьте себе дом в деревне у бабушки. Вас всегда так манило забраться на чердак, где бабушка хранит старые вещи. И вот вы, преодолевая ступеньку за ступенькой старой скрипучей лестницы, оказываетесь в его царстве…

(Включается запись различных звуков: скрип, скрежет, треск, шум, писк и т. д. )

— Попробуйте рассказать, что вы увидели на чердаке? Чем он смог вас удивить? Почему? (Выслушиваем фантазии ребят)

— Понравилось ли вам фантазировать?

— Догадались ли вы, почему мы так начали наш урок?

III. Тема урока, целеполагание (2 минуты):

— Перечитайте ещё раз тему урока.

— Михаил Потапович предлагает нам в рамках темы познакомиться со стихотворением Валентина Берестова “Плащ” (Открывается портрет поэта и опорная табличка).

— Знаком ли вам автор? (Читали его произведения “Большой мороз”, “Картинки в лужах”)

— А о чём сегодня будем читать?

— Куда же предлагает нам отправиться сегодня Анишит Йокоповна? (Дети по условному знаку определяют: в “Музейный Дом” в конце учебника)

— Она предлагает нам познакомиться с картиной В. Ван Гога “Ботинки” (Открывается автопортрет художника и опорная табличка).

— Предположите, что это будет: портрет, пейзаж или натюрморт? Обоснуйте свой ответ.

— Что общего на первый взгляд у этих двух произведений: стихотворения “Плащ” и картины “Ботинки”?(Произведения о вещах, принадлежащих человеку)

— Чтобы рассмотреть то, что на первый взгляд трудно увидеть глазами, что нам необходимо? (Внимательно читать текст, прислушиваться к словам друг друга, немного вообразить, делиться своими мыслями…)

— Что нам предстоит на уроке? (Дети “читают” условные знаки с доски: работать в группе, в паре, работать с толковым словарём, поход в “Музейный Дом”)

— С каким произведением вам хотелось бы познакомиться сначала? (Дети выбирают. Учитель, ориентируясь, продолжает урок либо с анализа стихотворения, либо с анализа картины)

IV. Изучение нового материала: (36 минут)

1. Работа со стихотворением В. Берестова (20 минут)

1) Мотивация (1 минута)

— Как вы думаете, почему поэт Берестов создал стихотворение о плаще?

— Чтение кого из одноклассников вам хотелось бы послушать сначала? (Дети называют учеников)

2) Чтение стихотворения 3 учениками по строфам. Учебник, стр. 48 (1 минута)

3) Проверка восприятия стихотворения (1 минута)

— Кому понравилось стихотворение?

— Мне тоже стихотворение понравилось, как и нашим героям, Мише, Маше и Косте. Миша говорит, что здесь 2 части и два совсем разных плаща.

— Согласны ли вы с Мишей?

— О каких плащах идет речь? (Один — из книги, плащ мушкетера, другой – из жизни, папин)

— Нашли ли вы границу частей?

4) Самостоятельное чтение. Работа в парах (3 минуты)

— Мы с Михаилом Потаповичем предлагаем вам поработать в парах. (Дети читают задание из учебника по условному знаку: работа в парах. )

— Договоритесь между собой, кто читает о героическом плаще, а кто о папином. (Дети читают друг другу вполголоса по очереди свою часть)

Физминутка. Гимнастика для глаз: снятие напряжения, усталости глаз (1 минута)

5) Анализ стихотворения. Выборочное чтение. Словарная работа. Работа над выразительностью чтения (13 минут)

— А теперь прочитаем вслух о героическом плаще.

— Какие предметы дополняют образ плаща? (Виды оружия: арбалет, копьё, мушкет)

— Уточним значения этих слов в словаре. В каком? (Условный знак: работа с толковым словарём)

— Выберите, значение какого слова будет каждый из вас искать. (Спросить, как они определились)

(Дети по очереди зачитывают значение слова, учитель вывешивает таблички рисунков оружия)

— Красив ли плащ? Какие слова показывают, что мальчишке он нравится?

— Перечитайте так, чтоб передать восторг.

— А теперь перечитаем другую часть – о папином плаще.

— Новый ли он? Так ли красив? (Выборочное чтение. Уточнение значения слова “линялый” в толковом словаре. )

— А какой плащ лучше для мальчика?

— Найдите строчки и те слова, который подтверждают, что папин плащ лучше? (Читают строчки со словом “зато”)

— Костя подметил, что вторая часть тоже делится на 2 части. Догадались ли вы, о чём речь? (Папин плащ дома и папин плащ на природе)

— Почему же линялый и мятый плащ способен так сказочно преображаться? (Герою очень нравится быть вместе с отцом)

— Может быть, это стихотворение не только о плаще? (Да, ещё и о дружбе отца и сына)

— Перечитайте ту часть, где плащ – свидетель дружбы папы с сыном, что им хочется быть вместе. Постарайтесь так прочитать, чтобы все поняли, что мятый и линялый плащ гораздо лучше. Выделяйте голосом необходимые слова.

(Чтение вслух 2-3 учеников, оценивание)

6) Обобщение (1 минута)

— Почему же поэт написал стихотворение о плаще? (Герой очень ценит дружбу с отцом)

— Плащ поведал нам о дружбе отца с сыном.

Физминутка. Двигательная гимнастика: снятие мышечного напряжения (1 минута)

2. Работа с картиной (14 минут)

1) Мотивация (1 минута)

— А теперь Анишит Йокоповна предлагает нам отправиться в “Музейный Дом”, познакомиться с картиной художника Винсента Ван Гога.

— Знаком ли вам этот художник?

— Какие картины его вам уже знакомы? (“Подсолнухи”, “Комната в Арле”, “Церковь в Овере”)

— В какой из них предметы рассказывают о человеке? (“Комната в Арле”)

2) Молчаливое рассматривание картины (1 минута)

— А теперь молча рассмотрите ещё одно его произведение – картину “Ботинки”. Всмотритесь в натюрморт.

3) Работа в группах (7 минут)

— О чём могут рассказать обыкновенные ботинки? Давайте пофантазируем. Я предлагаю вам поработать в группах. Каждому высказать своё мнение. Договоритесь, кто в группе будет читать вопросы учебника на стр. 50: условный знак “выскажи своё мнение”.

— Определитесь, кто будет от группы рассказывать.

4) Свободные высказывания детей по вопросам по картине. (Проверка работы в группе) (5 минут)

Дети говорят, что хозяин ботинок мужчина, человек немолодой, что он бедный, что он очень давно носит ботинки. Ботинки рваные, потерявшие форму, шнурки потрёпанные. Ботинки многое повидали на своём веку, а, может быть, у них очень однообразные впечатления: всё работа в поле да в поле. А когда-то эти ботинки были новые, и их хозяин, молодой ещё человек, носил ботинки лишь по праздникам, они скрипели, блестели, наслаждались запахом цветов и трав. Постепенно они отслужили свой век и теперь стоят в углу рядом с мусорным ведром…

— Чьё мнение вам особенно понравилось?

— Что же помогло нам увидеть в картине то, что на первый взгляд трудно увидеть глазами? (воображение)

V. Обобщение изученного. Рефлексия (1 минута)

— Наш урок подошел к концу. У кого оправдались надежды на сегодняшний урок?

— Что помогло нам добиться решения поставленной задачи: увидеть то, что трудно увидеть глазами?

— Поэты и художники на самые обыкновенные вещи смотрят по-особенному. Мир прекрасен. Всмотрись, вслушайся, вчитайся, и он не перестанет удивлять тебя.

VI. Домашнее задание (2 минуты)

— Какое домашнее задание, связанное с темой урока, вы хотели бы получить?

Варианты (записаны на доске):

  • выучить стихотворение наизусть, стр. 48-49;

  • прочитать стихотворение выразительно, стр. 48-49;

  • сделать свой рисунок к стихотворению;

  • создать творческое сообщение (можно в стихах) о какой-нибудь самой обыкновенной вещи.

Дети выбирают себе задание по силам.




Свежие документы:  Реферат на тему «Полемика Ломоносова и Сумарокова»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: