Литература. Тема : К. Бальмонт « Россия»

Тема : К. Бальмонт « Россия»


Цели : учить выразительно читать стихотворение;

формировать умения определять авторское настроение и свои чувства, возникающие при чтении и прослушивании стихотворения;

учить детей высказывать своё впечатление, внимательно слушать товарищей;

развивать и обогащать речь учащихся;


Оборудование: портрет К. Бальмонта, словарь настроений, тетради



Ход урока



  1. Орг. момент.


  1. Речевая разминка. Проверка дом.зад.


……дело …..не обижаю

……раз …приглашаю

…….смело …угощаю

…….класс …играю

( дети дома пробовали составить четверостишье, для общего развития учитель знакомит с акростихами, тавтограммами, центонами)


  1. Сообщение темы урока и учебных целей.

— Я хочу прочитать вам одно произведение. Определите его жанр.

( читать желательно наизусть)

Я вольный ветер, я вечно вею,

Волную волны, ласкаю ивы,

В ветвях вздыхаю, вздохнув немею,

Лелею травы, лелею нивы.

Весною светлой, как вестник мая,

Целую ландыш, в мечту влюбленный,

И внемлет ветру лазурь немая-

Я вею, млею, воздушный, сонный.


— Почему вы решили, что это стихотворение?

На доске: рифма- смежная, перекрестная, охватная

Ритм- это порядок, а где порядок, там и красота.


Именно в ритме и состоит главное отличие между прозой и поэзией.

Интонация( от лат.слова «произносить громко»)

Это основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к тому, о чем он говорит.

— Хотели бы вы узнать, кто автор этого стихотворения?

( написать на доске имя автора)

— Мне еще хочется прочитать маленький отрывок из стихотворения К. Симонова.


Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города.

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.


-О чем идет речь в этом отрывке?

( на доске написать название)


  1. Подготовка к восприятию нового произведения.

-Сегодня на уроке мы отправимся в мир поэзии. Тема нашего урока ….

-Этот поэт вам малоизвестен, но в начале ХХ века он блистал и был очень популярен в поэтических кругах Москвы. К.Бальмонт родился в дворянской семье в деревне Гумнищи Владимирской губернии. Самые яркие впечатления детских лет- природа среднерусской полосы. Поэт очень любил путешествовать. Он изъездил всю Европу, посетил Мексику. Был в Египте, Греции, Южной Африке, Австралии, Индии и во многих других странах. Судьба распорядилась так, что поэт навсегда покинул Родину, столь любимую им и поселился во Франции.


V . Первичное чтение лирического стихотворения.

— Давайте раскроем « секрет» данного стих-ния. Я прочитаю вам , чтобы хорошо передать ритм, подчеркнуть рифмы.

— Понравилось вам стих-ние?

— Какие чувства возникли в вашей душе, когда вы слушали его?

( в помощь словарь чувств)

На доске: радости грусти

Восторга задумчивости

Любования лирическое

Нежности теплое

Любви грустной радости


VI .Аналитическое чтение стих-ния.


— Говорят, что настроение – это состояние души человека.

— Как вы думаете, что побудило поэта написать это стих-ние?

( ответы детей)



_ Тосковать можно когда расстаемся, когда кого-то теряем, но есть особая тоска- тоска по Родине. Она называется новым для вас словом- ностальгия.

— Какое настроение было у автора, когда он сочинял это стих-ние?

( словарь настроений)


Лирика- изображение переживаний человека, его душевного состояния, его чувств. А мы – читатели находим в стихотворении отзыв собственным чувствам, мыслям, переживаниям, настроению.

-Какие выразительные средства языка вы знаете?

-Обратимся к тексту. Найдите эпитеты, сравнения, слова- звуки.

-Найдите и определите рифму.

-Сколько частей в стихотворении?

— О чем идет речь в первой части?


-Бальмонт был символистом. Это одно из направлений в литературе. Весна для поэта -значит обновление, свобода.


— О чем поэт пишет во второй части?


-Посмотрите на иллюстрацию. Можем мы отнести её ко всему стихотворению или к отдельной части?


  1. Подготовка к выразительному чтению.

-Подошло время сделать самое главное то, ради чего мы провели такую работу – выразительно прочитать стихотворение. Выразить то, что поняли, почувствовали, представили.

— Поработайте над партитурой , помните « закон конца строчки».


  1. Выразительное чтение стихотворения.


  1. Итог урока.


— Откройте рабочие тетради, прочитайте задание № 1. А для вас что значит Россия? ( устные ответы детей)



  1. Дом. задание.





Эпиграф урока: Отчизна – это край, где пленница душа.

Вольтер


Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению "И. С. Никитин "Русь" 3 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: