Тема : К. Бальмонт « Россия»
Цели : учить выразительно читать стихотворение;
формировать умения определять авторское настроение и свои чувства, возникающие при чтении и прослушивании стихотворения;
учить детей высказывать своё впечатление, внимательно слушать товарищей;
развивать и обогащать речь учащихся;
Оборудование: портрет К. Бальмонта, словарь настроений, тетради
Ход урока
Орг. момент.
Речевая разминка. Проверка дом.зад.
……дело …..не обижаю
……раз …приглашаю
…….смело …угощаю
…….класс …играю
( дети дома пробовали составить четверостишье, для общего развития учитель знакомит с акростихами, тавтограммами, центонами)
Сообщение темы урока и учебных целей.
— Я хочу прочитать вам одно произведение. Определите его жанр.
( читать желательно наизусть)
Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув немею,
Лелею травы, лелею нивы.
Весною светлой, как вестник мая,
Целую ландыш, в мечту влюбленный,
И внемлет ветру лазурь немая-
Я вею, млею, воздушный, сонный.
— Почему вы решили, что это стихотворение?
На доске: рифма- смежная, перекрестная, охватная
Ритм- это порядок, а где порядок, там и красота.
Именно в ритме и состоит главное отличие между прозой и поэзией.
Интонация( от лат.слова «произносить громко»)
Это основное выразительное средство звучащей речи, позволяющее передать отношение говорящего к тому, о чем он говорит.
— Хотели бы вы узнать, кто автор этого стихотворения?
( написать на доске имя автора)
— Мне еще хочется прочитать маленький отрывок из стихотворения К. Симонова.
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города.
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
-О чем идет речь в этом отрывке?
( на доске написать название)
Подготовка к восприятию нового произведения.
-Сегодня на уроке мы отправимся в мир поэзии. Тема нашего урока ….
-Этот поэт вам малоизвестен, но в начале ХХ века он блистал и был очень популярен в поэтических кругах Москвы. К.Бальмонт родился в дворянской семье в деревне Гумнищи Владимирской губернии. Самые яркие впечатления детских лет- природа среднерусской полосы. Поэт очень любил путешествовать. Он изъездил всю Европу, посетил Мексику. Был в Египте, Греции, Южной Африке, Австралии, Индии и во многих других странах. Судьба распорядилась так, что поэт навсегда покинул Родину, столь любимую им и поселился во Франции.
V . Первичное чтение лирического стихотворения.
— Давайте раскроем « секрет» данного стих-ния. Я прочитаю вам , чтобы хорошо передать ритм, подчеркнуть рифмы.
— Понравилось вам стих-ние?
— Какие чувства возникли в вашей душе, когда вы слушали его?
( в помощь словарь чувств)
На доске: радости грусти
Восторга задумчивости
Любования лирическое
Нежности теплое
Любви грустной радости
VI .Аналитическое чтение стих-ния.
— Говорят, что настроение – это состояние души человека.
— Как вы думаете, что побудило поэта написать это стих-ние?
( ответы детей)
_ Тосковать можно когда расстаемся, когда кого-то теряем, но есть особая тоска- тоска по Родине. Она называется новым для вас словом- ностальгия.
— Какое настроение было у автора, когда он сочинял это стих-ние?
( словарь настроений)
Лирика- изображение переживаний человека, его душевного состояния, его чувств. А мы – читатели находим в стихотворении отзыв собственным чувствам, мыслям, переживаниям, настроению.
-Какие выразительные средства языка вы знаете?
-Обратимся к тексту. Найдите эпитеты, сравнения, слова- звуки.
-Найдите и определите рифму.
-Сколько частей в стихотворении?
— О чем идет речь в первой части?
-Бальмонт был символистом. Это одно из направлений в литературе. Весна для поэта -значит обновление, свобода.
— О чем поэт пишет во второй части?
-Посмотрите на иллюстрацию. Можем мы отнести её ко всему стихотворению или к отдельной части?
Подготовка к выразительному чтению.
-Подошло время сделать самое главное то, ради чего мы провели такую работу – выразительно прочитать стихотворение. Выразить то, что поняли, почувствовали, представили.
— Поработайте над партитурой , помните « закон конца строчки».
Выразительное чтение стихотворения.
Итог урока.
— Откройте рабочие тетради, прочитайте задание № 1. А для вас что значит Россия? ( устные ответы детей)
Дом. задание.
Эпиграф урока: Отчизна – это край, где пленница душа.
Вольтер