Бацына Н.В.,
учитель начальных классов
ЧОУ-СОШ «Развитие»
ОТ МАЛЕНЬКОГО ПИСАТЕЛЯ К БОЛЬШОМУ ЧИТАТЕЛЮ
В системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова основная цель курса «Литература как предмет эстетического цикла» (авторы Г.Н. Кудина, З.Н. Новлянская) — воспитание эстетически развитого читателя, способного понимать автора художественного текста и порождать собственное суждение о произведении и описанных в нем жизненных явлений.
Теоретической базой курса является концепция М.М.Бахтина, согласно которой процесс создания автором и воссоздания читателем художественного образа можно понимать как диалог между ними, опосредуемый через художественный текст. Освоение отношения «автор – художественный текст – читатель» представляется авторами как непрерывный процесс практической литературной деятельности самих школьников – то в позиции «автор», то в позиции «читатель». Обе эти работы – творческие; ни автор, ни читатель не имеют готового образца: первый создает его из жизненного материала по законам искусства, а второй воссоздает его тоже по законам искусства и по «вехам», заданным автором в художественном произведении.
Для успешной работы в каждой из этих основных позиций нужно владеть литературно-критической оценкой, т.е. овладеть позицией «критика». Необходимым средством для творческой работы и автора, и читателя являются знания по теории литературы. Законы художественной содержательной формы ребёнок открывает для себя на сознательном уровне в позиции «теоретика», а практически осваивает их в авторской позиции.
Известно, у эстетически развитого читателя все выше названные позиции слиты, он полностью владеет способами работы в них. Но таков путь становления читателя долог, и насколько он будет успешен, во многом зависит от того, как и чему учит, куда ведёт его учитель с первых лет пребывания в школе.
Достичь поставленной цели возможно, поставив учеников в указанные выше позиции, утвердив их в них, передав средства и сформировав способы работы в каждой.
Для введения и освоения основных позиций авторы курса предлагают воспользоваться многократно проверенным психологами принципом коллективно-распределительной деятельности, который позволяет ребёнку в реальном взаимодействии с другими детьми и взрослым занимать разные позиции, чередовать их, переходить из одной в другую. Постоянная смена позиций в процессе проблемного обучения обеспечивает их взаимовлияние и создаёт условия для их последующего слияния в единой литературной деятельности.
Работа в позиции автора-художника особенно важна для курса, потому что главная цель – ввести ребёнка в литературу как в область искусства, в область художественного творчества. Детское художественное творчество направлено на создание художественного текста в соответствии с законом выразительной художественной формы. Широкое использование такого творчества и его ведущая роль в начальной школе – принципиальное отличие курса. Учитель не ставит перед собой задачу воспитать профессиональных писателей. Художественное творчество необходимо, прежде всего, самому ребёнку для развития своего воображения, эмоционально-эстетической сферы, для овладения речью как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира (Л. С. Выготский).
Собственное художественное творчество является условием развития читателя: «от маленького писателя к большому читателю» — так формулировала этот принцип ученый-педагог М.А.Рыбакова еще в 1929 году. Действительно, собственный писательский опыт обогащает читателя пониманием авторских задач и замыслов, по-иному высвечивает для него процесс чтения. Каждый автор в той или иной мере ориентируется на будущего читателя, пытается посмотреть на произведение его глазами.
Работа ребёнка в авторской позиции обусловлена и психологически. Во-первых, у него развиваются способности к сюжетно-ролевой игре и игре-драматизации, в которой он и автор, и герой, и актер. И если появится зритель, то сочиняющий автор, и исполняющий роль «для себя» станет ориентироваться на зрителя, при этом задачи игры меняются на художественно-коммуникативные.
Это происходит все потому, что у младшего школьника есть все предпосылки для художественного творчества, ему присуще чувство новизны и удивления к окружающему миру. И эта детская непосредственность и «свежесть взгляда» роднит ребёнка с художником. Наконец, он очень чувствителен к языку как материалу литературы: у него развито «чувство языка», ему небезразлично звучание, ритмичность, смысловые оттенки слова.
Какие же виды работы позволяют развивать художественное творчество? Один из важнейших видов работы основывается на наблюдении за реальностью, явлениями и предметами окружающей жизни: всматривание, вслушивание, выявление характерных признаков (разглядывание осенних листьев, кочанов капусты, снежинок, снега, вида за окном и т.д.).
Для того чтобы создать художественный образ, необходимо не просто наблюдать, подмечать какие-то конкретные признаки предмета или явления, но и открывать через них в предмете его возможную внутреннюю жизнь, родственную собственной внутренней жизни. Внимательно всматриваясь в мир, художник как бы постоянно переходит границу «я» и «не я», соединяя субъективное и объективное, воплощает своё единство с окружающим миром. Это свойство художника М.М.Пришвин называл «родственным вниманием» и считал, что этим качеством обладают все люди.
Эта работа в начале обучения проводится в форме коллективного этюда (под руководством учителя класс решает общую творческую задачу), и в ней происходит реальное распределение позиций: автор-художник сочиняет, читатель-критик оценивает созданную картину мира и помогает её совершенствовать. Следующий этап – индивидуальная письменная работа – классное или домашнее сочинение (работа в позиции автора-художника). И завершающий урок – обсуждение детских сочинений, на котором читатели-критики оценивают работу авторов-художников, учатся видеть удачи и неудачи, помогают сделать произведение совершеннее.
На этих уроках ребёнок развивается и как автор, и как читатель. Это достигается, прежде всего, потому что обсуждается не достигший высот мастер-писатель, а сверстник, имеющий право на неудачу. К нему можно непосредственно обратиться с вопросами, сравнить замысел и результат, а сам автор может учесть мнение одноклассников, т.е. разворачивается диалог автора и читателя.
Авторы курса Г.Н. Кудина и З.Н. Новлянская «Литература как предмет эстетического цикла» считают, что при организации работы детей в авторской позиции, необходимо соблюдать определённые условия. Во-первых, в письменных детских работах творческого характера не оценивать грамотность. Это прямо противоположно традиционной методике, но вполне соответствует психологическим законам творчества: ребёнок не может удержать в голове одновременно несколько разных и сложных задач. Оценка грамотности убивает творчество. Об этом же писал Л.Н. Толстой: «Никогда во время рассматривания детских сочинений не делать ученикам замечаний ни об опрятности тетради, ни о каллиграфии, ни об орфографии и, главное о постройке предложений и о логике». Во-вторых, для мотивации авторской работы необходимо заботиться об оформлении её конечного результата. Можно создавать классные литературные журналы, в которых публиковать лучшие работы.
Приведем примеры фрагментов уроков, заданий, форм работы, способствующих решению поставленных задач.
Тема: Голоса колокольчиков.
Цель: развитие художественного воображения и эстетического отношения к действительности.
Этапы урока.
1. Коллективный этюд.
Учитель показывает детям разные колокольчики: школьный -крупный, блестящий с заливистым, звучным «голосом»; колокольчик детского сада — маленький с тихим и нежным звоном; маленький декоративный не звенящий так, как звенят настоящие.
Учитель просит детей сначала хорошенько рассмотреть колокольчики, вслушаться в их «голоса», найти различия в их звоне и внешнем виде. Затем предлагает творческое задание: «перевести» звуки колокольчика и его «рассказ» о себе на понятный человеку язык.
2. Работа в позиции автора-художника и читателя (слушателя)-критика.
Дети по очереди, взяв в руки колокольчик, пытаются сочинять устный рассказ-импровизацию. Остальные ученики вместе с учителем оценивают, выдержана ли форма рассказа от первого лица, соответствует ли рассказ особенностям внешнего вида и звучания колокольчиков, какими выразительными средствами пользуется автор (меняет ли голос, интонацию, подбирает ли подходящие по звучанию слова).
Работа автора оценивается не с точки зрения, нравится или не нравится сам автор (младшим школьникам свойственна такая оценка деятельности далёкая от субъективности), а с точки зрения решена ли автором творческая задача.
Если дети легко справляются с индивидуальным исполнением заданий, то можно разделить их на группы по два-три человека и предложить сочинить вместе и разыграть перед классом сценку «Спор колокольчиков». Критерии оценки: получился ли спор, соответствуют ли реплики колокольчиков их облику, выразительна ли игра.
Выдержки из классного литературного журнала 2-го класса
Я колокольчик. Я живу дома, меня вешают на шею и бегают, играются со мной, а я всегда звоню и радуюсь. (Ангелина)
Я звонкий колокольчик. Мне нравится висеть на двери. Когда дверь открывается, я начинаю весело и громко звенеть: динь-динь-динь! А иногда мне становится скучно, потому что все уходят, кто на работу, а кто в школу. И я с нетерпением жду, когда откроется дверь, и зазвенит мой голосок: динь-динь-динь! А еще я люблю висеть на шее у коровы Зорьки. Когда она потеряется, то по моему динь-динь её смогут найти. (Хасанова Надежда)
Звон колокола
Здравствуйте, я царь-Колокол. Я живу в Москве, в Кремле. Раньше я работал: в меня звонили. Теперь я исторический памятник, стою на площади в Кремле, и на меня смотрят люди. Я большой и очень красивый. Звук у меня был громким, басистым. Когда в меня звонил звонарь, слышал весь город. (Коровина Анна)
Привет, я колокольчик. Я вишу на шее у коровы для красоты. И еще я звеню, когда она бежит. А когда корова потеряется, она бежит, и пастух слышит меня и бежит к тому месту, где корова. (Ханжиев Геннадий)
Привет, ребята. Я живу в шкафу. И мне очень нравится, когда в меня звонят. Меня зовут средний колокольчик. Я очень громко звоню. И всем очень нравится мой звонкий голос. Меня достают из темного шкафа только на новый год или на восьмое марта, и на другие праздники. Меня вешают иногда на новогоднюю ёлку. (Стуканова Милана)
Я школьный звонок. Когда свет выключают, электрический звонок не работает. Вместо него выхожу я. Мне нравится звонить, потому что когда я звоню на урок, дети начинают учиться. А еще надо звонить с урока, если б не было звонка, дети все время учились. Я живу в темном ящике, иногда его открывают, и я звоню. (Волкова Арина)
Я колокольчик. Я живу в школе. И подаю звонки на уроки, чтобы ребята не опаздывали. А также подаю с уроков, и ребята идут с радостью домой. Я также могу приносить горе старшеклассникам: могу быть и последним звонком в их жизни. (Александр)
Я живу в железной коробке. Меня достают на праздник «1 сентября» и на «Последний звонок». Когда я звоню, дети улыбаются и хлопают. Все красиво одеты, стоят с цветами в руках и получают подарки. (Виктория)
Я маленький колокольчик, меня носят для красоты. Меня могут носить на кофте и на ленте. И еще меня берут домой и помнят о школе.
Я средний колокольчик, меня могут брать играть в игры. Так что мне всегда весело!
Тема: Кому что снится?
Цель: подготовить детей к работе по введению понятия «точка зрения».
Перед уроком дети получают домашнее задание: подумать, какой сон может присниться какого-нибудь из героев – зайцу, петуху, волку, ежу, лягушке, медведю.
Урок строится в форме демонстрации своих творческих работ. Авторы должны рассказать сон своего героя и объяснить, почему именно этому герою приснился такой сон, а не какой-нибудь другой.
Работая в позиции читателя (слушателя) — критика, дети совместно с учителем оценивают работы, подчеркивая авторские находки и удачи.
В конце урока обсуждается вопрос: почему разным героям снятся разные сны?
Выдержки из классного литературного журнала 2-го класса.
Кому что снится?
Сон мышки
Я шла по дому и увидела сыр. Я подошла к нему, понюхала и уже собиралась съесть, но тут — Кошка. Я растерялась и не знала, что делать мне. Додумалась! взять кусочек сыра и убежать! А тут Кошка как прыгнет и … я проснулась. (Ханжиев Геннадий)
Сон зайца
Я шёл в огород за капустой и морковью. И вдруг вижу такую картину: НИЧЕГО НЕТ! Тогда я пошёл в другой огород, и там ничего не было. Так я обошёл десять огородов! И вот, наконец, на одиннадцатый раз я нашёл и капусту, и морковку. И я очень обрадовался! (Волкова Арина)
Сон мышки
Я иду по повалу дома, в котором живу давно. И вот я вижу: передо мной БОЛЬШАЯ ГОРА СЫРА. Я сразу же набросилась на него.
Но вдруг послышались шаги. Кто-то спускался в подвал. Я, конечно, спряталась в норку. Это хозяин дома спустился проверить мышеловку, которую спрятал в куче сыра! И я пожалела, что спустилась в подвал и вдруг… проснулась. Я так обрадовалась, что всё закончилось ХОРОШО! (Дубышкина Елена)
Сон кошки
Я вышла на прогулку и увидела мышку. Такую сочную, сладкую, вкусную! И я побежала за ней, но мышка стала от меня убегать. А я так хотела кушать! А мышка всё убегала и убегала от меня, я не могла её догнать. (Шахназарян Ангелина)
Сон мышки
Однажды я лежала в своей любимой норке, и мне приснился сон. В своём сне я пошла на кухню и увидела на полке СЫР!!! Он был такой огромный. Я хотела взять его чуть-чуть, и понести в свою норку.
Но вдруг — три кошки: Серая, Белая и Чёрная. А я только о сыре и думала. Только забралась на полку, как за мной побежала Чёрная кошка,… но на этом месте я проснулась. Сначала всё оглядела, нет ли Чёрной кошки? Хорошо, что её не было! (Стуканова Милана)
Сон кошки
Я вышла на прогулку и увидела мышку. Такую сочную, сладкую, вкусную! И я побежала за ней, но мышка стала от меня убегать. А я так хотела кушать! А мышка всё убегала и убегала от меня, я не могла её догнать. (Шахназарян Ангелина)
Сон лисы
Вот я иду по лесу и разговариваю сама с собой. И вдруг вижу, бежит Пятачок. А я его хвать и съела. Тут на меня охотник наставил своё ружьё и… бах! Хорошо, что я проснулся! (Крылов Глеб)
Урок-обсуждение сочинений «Моя снежинка».
Этому уроку предшествует урок-праздник «Путешествие в Зимнее Царство», на котором дети отправляются в волшебную страну, где их ждёт волшебник. Этот волшебник очень любит снежинки, поэтому каждый гость должен прийти с подарком: дети вырезают или рисуют снежинку. На уроке ученики знакомятся с отрывками из сказки В.Ф.Одоевского «Мороз Иванович» и сказки финского писателя Закриса Топелиуса «Сампо-Лопарёнок», в которой мальчик Сампо попадает в Царство Горного короля на праздник Торжества ночи. Задача урока: показать характеры двух разных зимних сказочных героев.
Домашнее задание: нарисовать снежинку и составить рассказ о ней: почему она такой формы, какой у неё характер, настроение.
Выдержки из классного литературного журнала 2-го класса.
Моя снежинка очень нежная и весёлая. Она очень захотела прилететь к нам и рассказать…
-А где ты бывала?
-На небе летала,
людей развлекала.
-А где ты живёшь?
-Летаю по небу вот там и живу!
(Шахназарян Ангелина)
Моя снежинка летела по небу и упала мне на ладонь. Она стала рассказывать мне всё, что видела: как люди полетели в космос на ракете, как Дед Мороз летал по небу на санях. (Хасанова Надежда)
Моя снежинка нежная, она прилетела из небесной фабрики Мороза Ивановича. Когда она летела, то видела много всего интересного: и поля, лежащие под снегом и озёра покрытые льдом. А потом она села ко мне на ладошку и всё рассказала. Но что самое интересное – она очень долго не таяла!!! (Волкова Арина)
Летела снежинка по небу
И всё, что видала она рассказала:
— На небе всё голубое,
а внизу всё белое.
Удивила снежинка меня…
-А летом, — спросила она
Каким всё бывает цветом?
Я ей отвечаю:
-Цветным!
Дунул ветер, и моя снежинка улетела.
(Сергеева Елизавета)
Любопытная снежинка
Когда моя снежинка летает по небу, то становится очень любопытной.
-Я снежинка. Я полетела путешествовать по небу!
Через час она посмотрела вниз и увидела снежное царство из снега и льда.
-Полечу скорее домой и всё расскажу Ане. (Коровина Анна)
Снежинка – хвастунишка
Однажды я летела высоко, высоко в небе. Внизу на земле я увидела много снежинок. Они не были похожи на меня. Я ведь красивая, с узорами, очень нежная. Я была лучше их.
Вдруг я стала потихоньку спускаться вниз. Я поздно поняла, в чём дело — меня тянет на землю! Внизу было мало снежинок, а когда засветило солнце, и я растаяла. (Стуканова Милана)