УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 класс «И.А.Бунин «Листопад»»

УРОК ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

(4 класс, 3 четверть).


Тема: И.А.Бунин «Листопад».


Цель: Познакомить уч-ся с новым произведением И.А.Бунина.


Учебные задачи:

учить детей наблюдать за ритмом, построением стихотворной строки, строфы, видами рифм, познакомить с новым понятием «охватная» рифма;

— закреплять понятия «эпитет», «сравнение», «олицетворение;

— учить понимать чувства поэта и выражать свои;

— учить читать выразительно наизусть стихи И.А.Бунина.


Планируемые результаты:

предметные: уметь видеть и передавать красоту осенней природы и

настроение автора;

личностные: эстетические ценности и чувства, этичность, чувство гордости

за Родину с её необыкновенной природой.


Оборудование: портрет И.А.Бунина, портреты поэтов А.С. Пушкина, К.Д. Бальмонта, А.Н. Майкова, картины художников (Левитан «Золотая осень» и др.), рисунки детей и родителей на тему осени, муз. произведение

П.И. Чайковского «Времена года» и Г. Свиридова «Октябрь».


Ход урока.


  1. Организация класса.


  1. Проверка домашнего задания ( на доске записано число, висит портрет И.А. Бунина и подписаны инициалы).


а) чтение наизусть стихотворения И.А. Бунина «Гаснет вечер, даль синеет…»;

б) чтение наизусть стихотворения И.А. Бунина «Детство».

— какие авторы назвали свои произведения таким же заголовком?

в) чтение наизусть стихотворения И.А. Бунина «Шире, грудь, распахнись для принятия…»

— назовите основные темы стихотворений Ивана Алексеевича Бунина

(дети отвечают)

— молодцы, вы совершенно правы, И.А. Бунин писал о природе, Родине и

людях.

(решаемая проблема: актуализация знаний обучающихся).


1

3. Работа над новым материалом.

а) вводная беседа

— сегодня мы с вами познакомимся с новым произведением И.А. Бунина, а вот о чём пойдёт речь в этом произведении, вы должны мне сказать сами, посмотрев на рисунки, которые вы нарисовали вместе со своими родителями (на доске оформлена выставка детских рисунков).

(Дети называют тему урока).

— действительно, сегодня мы будем говорить о самом прекрасном времени

года. Именно осень воодушевляла на творчество поэтов, композиторов,

художников, музыкантов.

— а скажите, произведения, каких поэтов об осени, мы учили? (1 слайд) — чтение стихотворений детьми наизусть (показ портретов авторов):

( читают призёры конкурса чтецов на тему: «Осенняя пора! Очей

очарованье…»)

А.С. Пушкин «Осень». (2 слайд)

Унылая пора! очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.


А.Н. Майков «Осень». (3 слайд)

Кроет уж лист золотой Мох не приподнят, не взрыт

Влажную землю в лесу… Грудой кудрявых груздей;

Смело топчу я ногой Около пня не висит

Вешнюю леса красу. Пурпур брусничных кистей.

С холоду щёки горят: Долго на листьях лежит

Любо в лесу мне бежать, Ночи мороз, и сквозь лес

Слышать, как сучья трещат, Холодно как-то глядит

Листья ногой загребать. Ясность прозрачных небес…

Нет мне здесь прежних утех!

Лес с себя тайну совлёк:

Сорван последний орех,

Свянул последний цветок.


К.Д. Бальмонт «Осень». (4 слайд)

Поспевает брусника, Все деревья блистают

Стали дни холоднее. В разноцветном уборе.

И от птичьего крика Солнце реже смеётся,

В сердце только грустнее. Нет в цветах благовонья.

Стаи птиц улетают Скоро Осень проснётся

2

Прочь, за синее море. И заплачет спросонья.

(решаемые проблемы:

1. настроить детей на восприятие нового произведения;

2. выражать при чтении своё отношение к различным состояниям

природы);


б) знакомство с произведением И.А. Бунина «Листопад».

— мы прослушали сейчас несколько произведений об осени и вы, конечно, не раз видели осенний лес, когда деревья стоят в своём прощальном уборе. Какие краски должен взять художник, чтобы написать на полотне картину и назвать её «Осенний лес»?

— сейчас мы услышали в стихотворении А.С.Пушкина такие слова: «Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса». Подберите синонимы к слову «багрец». (Багрянец, багряный, багровый). Этими словами называют густой, тёмный оттенок красного.

— а вы видели багряные листья?

— художники и поэты не только более наблюдательны, чем мы с вами, они умеют изображать окружающий мир в своих произведениях, делятся с читателями своими наблюдениями и чувствами, учат нас видеть красоту природы. (5 слайд: картина Левитана «Золотая осень»).

— сегодня мы познакомимся с прекрасным произведением И.А. Бунина об этом времени года, которое называется «Листопад» и обратим внимание на то, какие краски использует поэт. (6 слайд).

— давайте сразу начнём оформлять титульный лист, что мы уже сможем расположить на нём? А вот жанр и тему вы назовёте после того, как прозвучит это произведение. (7 слайд).

— а помогут мне его прочитать мои помощники-консультанты (комбинированное чтение стихотворения под музыку Григория Свиридова «Осень», включить музыку).


1 ученик:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

3

2 ученик:

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят как сеть из серебра.

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом;

Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листиков шуршанье.


Учитель:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Заворожённый тишиной;

Заквохчет дрозд, перелетая

Среди подседа, где густая

Листва янтарный отблеск льёт;

Играя, в небе промелькнёт

Скворцов рассыпанная стая –

И снова всё кругом замрёт.

— назовите жанр этого произведения

— какова его тема?

( решаемые проблемы:

1. образец выразительного чтения;

2. умение видеть и передавать красоту осенней природы и настроение

автора при чтении поэтического произведения;

3. развитие поэтического восприятия окружающего мира;

4. пробуждение чувства ритма;

5. формирование специальных умений: называть фамилию автора, заго-

ловок, определять жанр и тему услышанного произведения);

в) первичное восприятие работа над содержанием

— понравилось ли вам это стихотворение?

— что понравилось?

— что не понравилось?

( решаемая проблема: умение высказывать своё мнение об услышанном

произведении );


4

г) работа с содержанием произведения

— какие чувства вы испытали, прослушав стихотворение?

— какие слова были непонятны? (подсед – молодой ярус деревьев).

— какие цвета, краски называет поэт, чтобы передать своё восхищение красотой осеннего леса?

— какие цвета неизвестны вам и вы не можете их представить?

(Багровый, переходит в фиолетовый).

— чтобы ярче показать тот или иной предмет, какой поэтический приём использует Бунин?

— что такое эпитет? Найдите их в тексте. (8 слайд).

— что напомнил осенний лес поэту? С чем сравнивает он его?

— видели ли вы хотя бы на картине терем? Чем терем отличается от современного дома?

— терема строились в Древней Руси. Кто жил в этих теремах? (9 слайд).

— все терема были украшены резьбой, вот осенний лес и напомнил поэту такие терема.

— листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема? (Листья берёзы).

— какие деревья напомнили поэту вышки?

— что напомнило поэту оконца русских теремов? (Просветы между клёнами).

— а чем пахнет в этом тереме?

— какое выразительное средство помогло донести до нашего сознания красоту осеннего леса? (Сравнения). (10 слайд).

— что такое сравнение?

— найдите их в стихотворении.

— как вы представляете такую картину: «И Осень тихою вдовой вступает в пёстрый терем свой»?

— какой поэтический приём использует поэт, чтобы рассказать об осени?

(11 слайд).


( По мере ответов детей, на доске появляются определения:

Эпитет – яркое, образное описание предмета.

В толковом словаре Ожегова лексическое значение этого слова звучит

так:

Эпитет – определение, прибавляемое к названию предмета для большей

изобразительности.

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного

предмета другому.

Олицетворение – перенесение свойств одушевлённых предметов на

неодушевлённые.

Олицетворение – воплощение чего-нибудь в образе живого существа.

С.И. Ожегов.).


5

— какова осень в представлении поэта – весёлая или грустная?

— как вы догадались?

— кого называют вдовой?

— а о чём грустит осень?

— как можно догадаться, что осенняя красота леса – последняя,

недолговечная? (Играет последний мотылёк, молчание мёртвое).

— что нарушает тишину?

— как поэт описал это шуршание, что помогло ему? ( Звукопись,

шипящие звуки).

— в каком произведении мы уже слышали такой приём?

(Бальмонт «Камыши»).

— давайте повторим, какие выразительные средства необходимы для

выразительного чтения любого поэтического произведения? (12 слайд)

— как будем читать это произведение – быстро или медленно?

своеобразием этого стихотворения является то, что в нём строфы имеют разное количество строк. Поэтому автор использует разные виды рифм.

( решаемые проблемы:

1. развитие умения обобщать, сравнивать и делать выводы;

2. обогащение речи учащихся:

3. повторение изученного материала и умение применять знания при изучении нового произведения );


д) работа над выразительными средствами

чтение стихотворения и выделение рифм (у каждого ребёнка на столе напечатанное стихотворение);

работа в группах:

1 группа – 1 часть стихотворения;

2 группа — 2 часть;

3 группа — 3 часть.

(применение коммуникативных технологий)

в первой строфе рифма перекрёстная ( на доске схема 1-3 строки,

2-4 строки );

во второй – парная (1-2 строки, 3-4 строки);

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк

И, точно белый лепесток,

На паутине замирает…

Рифмуются 1-4 строки, 2-3 строки.

Проблема: как называется такая рифма?

— Такая рифма называется охватной. (новое понятие).

— запомните, ребята, меняется ритм – меняется и рифма. Помните об этом при чтении.

— проверка по тексту (слайды 13, 14, 15).

( решаемая проблема: умение работать в группах );


6

г) отработка выразительного чтения

— чтение стихотворения детьми с соблюдением логических пауз и логического ударения.


д) выполнение заданий в рабочей тетради

с. 37, з. 5


4. Закрепление и повторение изученного.


а) рубрика «Картинная галерея» (слайд 16).

— а сейчас мы отправимся в картинную галерею и познакомимся с выдающими произведениями художников (дети смотрят, а учитель читает стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»).


Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь лес стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё – простор везде, —

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле.

( решаемая проблема: умение передавать свои чувства при чтении поэтического произведения ).


5. Итог урока.

— скажите, ребята, что нового вы узнали на уроке?

— понравилось ли вам новое произведение и чем?

— какое у вас было настроение на этом уроке? (слайд 17).


6. Домашнее задание.

— задание по выбору: можно выучить всё стихотворение, а можно найти это произведение в полном объёме и прочитать его выразительно,

«Р. т.». с. 38, з. 5







7

Свежие документы:  КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ЧТЕНИЮ И ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ, ПРОВЕДЕННОГО ВО 2 КЛАССЕ Тема : Белоствольное чудо. В.Бианки "Волшебная берёза"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: