Литература. Урок в 1 классе «О чём будем читать?»


Урок в 1 классе.

Тема урока: О чём будем читать?

План урока


Этап урока

Деятельность учителя

Характеристика деятельности ученика

Задания для учащихся,

которые приведут к достижению

запланированных результатов

Планируемые результаты


Тема урока: О чём будем читать?

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.

Цели: формировать коммуникативные качества ( умение слушать и слышать, отвечать на вопросы)

Задачи

1.Совершенствовать читательские умения, навыки наблюдения, сравнения, анализа; умения делать выводы.

2.Закреплять умения обнаруживать различные виды орфограмм(опасных мест)по известным признакам

3.Воспитание бережного отношения к хлебу и уважительного отношения к труду земледельца





1.Актуализация знаний (2 мин)

Прозвенел звонок у нас

Все вошли спокойно в класс

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво.

Тихо сели. Спинки прямо.

Слушаем, запоминаем.

Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный

Сегодня с вами мы узнаем

Что важней и главней на нашем столе бывает.

Слайд 1

Настрой на урок.

Активизация внимания.

Слушают учителя

Регулятивные

УУД:

организовывать своё рабочее место под руководством учителя


2.Подведение к проблеме урока

Мотивация к учебной деятельностит

(2мин)











3.Постановка проблемы урока

(2 мин)







4.Работа по проблеме урока

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)


(8 мин)



















































































5.Физминутка

(2 мин)




























6.Первичное закрепление

(10 мин)

































7.Самостоятельная работа с самопроверкой

(6 мин)





































































8.Физминутка

(2 мин)



9.Закрепление

(5 мин)





















10.Рефлексия, оценивание

(4мин)















11.Вопрос в семью

(1мин)






































Как вы думаете, какой продукт за обеденным столом самый главный?

Выслушав ответы детей, учитель загадывает загадку:

Отгадать легко и быстро

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. ( Хлеб)

— Какие слова в загадке помогли догадаться , что речь идёт о хлебе?

Слайд 2


Как вы думаете, почему в загадке некоторые места в словах выделены красным цветом?

— А какие опасные места в словах вы знаете?

-Какую проблему урока мы будем сегодня решать ?

— А о чём будем говорить на уроке, о каком важном продукте на нашем столе?


А сейчас посмотрим небольшой фильм о главном продукте нашего стола.

Слайд 3


Давайте произнесём первый звук в этом слове и дадим ему характеристику .

К какой группе звуков отнесем звук [х] ?

А какое опасное место в слове хлеб находится?

А как доказать, что нужна именно буква Д, ведь мы слышем совершенно другой звук?



Мне очень хочется, чтобы вы прочитали самое главное, слово нашего урока- это слово — ХЛЕБ

Что мы называем хлебом?

ХЛЕБ – зерновое растение ( демонстрация снопика ржи) – ( к доске прикрепляется картинка с хлебным полем)

ХЛЕБ – батоны, булки, пирожки и т.д ( показ картинки)

ХЛЕБ – любая пища человека, продовольствие. (показ картинки)

В старину говорили « Хлеб да соль вашему дому»

Как вы думаете , что этим хотели сказать?

Слайд 4

А как называются слова , которые имеют много значений?



Люди с давних времен бережно относились и относятся к хлебу. Но однажды вот, что произошло…

Жила – была девочка. Она была еще маленькая и в школу не ходила. И больше всего она любила…

А что она любила, прочитайте на слайде:

ГРУШИ

АПЕЛЬСИНЫ

ЛИМОНЫ
ЯБЛОКИ

Назовите эти слова одним словом

Назовите имя девочки

Слайд 5

Однажды мама посадила ее обедать, налила ей суп и дала кусок хлеба. А Галя раскапризничалась:

— Не буду есть этот противный и невкусный хлеб!

И только она это произнесла, как оказалась в неведомом царстве, хлебном государстве. И правил этой страной царь.

Прочитайте как его зовут ( КАРАВАЙ)

Слайд 6

Рассердился Каравай на Галю.

А скажите, почему?

А потом сказал:

— Не отпущу тебя, пока не выполнишь все мои задания!

— Поможем Гале вернуться домой?

Настройтесь на серьезную работу.

  • Чтение, наблюдение над словами

Прочитайте название жителей страны Каравая

БУЛКИ, ПИРОГИ, КАЛАЧИ, БАРАНКИ, ЛЕПЁШКИ, ПРЯНИКИ, БАТОНЫ

Как можно все эти слова назвать одним словом?

Слайд 7

Прежде чем приступить к заданиям Каравая , нам нужно приготовиться.

Давайте разомнёмся.


Поле вспахано у нас,


Но готово ли оно?


Мы присели, ощутили –


От земли идет тепло.


Сеем раз и два и три:


Колоски у нас взошли.


Их мы будем собирать:


Наклоняться и вставать.


Их мы сразу растираем,


Зернышки все собираем.


Смелем зерна на муку.


Из муки замесим тесто –


Будет нам пирог чудесный!


Молодцы. Отдохнули и настроились на серьёзную работу.

Вот первое задание Каравая.

Много сложено пословиц о хлебе.

Давайте прочитаем их на стр.84 и объясним их значение, но прежде вспомним, а что такое пословица?

(чтение и объяснение значений)

Какое опасные места вы заметили в пословице?

А в каком смысле использовано данное слово, в прямом или в переносном?

(в переносном, т.к. это не настоящее сокровище)

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой главной святыне.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

« Хлеб всему голова!»

В поле, в доме, в державе.

ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА. – как вы понимаете эту пословицу?



Выслушиваются ответы. Молодцы! Справились с заданием Каравая.

Вот вам второе задание:

Прочитайте стихотворение у вас на парте и скажите, где родина хлеба:

( самостоятельное чтение)

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют.

Сил для хлеба не жалеют.

Ответив на вопрос, 1-2 ученика еще раз прочитывают стихотворение, после чего задается вопрос:

А что значит лелеют?

А какие опасные места вы можете назвать в этом стихотворении?

Слайд 8-9

А вот следующее задание Каравая.

Он говорит, что

Слайд 8

ЕСТЬ ПОСЛОВИЦА В НАРОДЕ
ХЛЕБ – НА СТОЛ – И СТОЛ РАСЦВЕЛ.
НУ, А КТО РЕБЯТА, ЗНАЕТ,
КАК К НАМ ХЛЕБ НА СТОЛ ПРИШЕЛ?

Сейчас мы станем учёными и изучим путь появления хлеба у нас на столе.

Чтобы прийти к нам на стол, хлеб проделывает очень длинный путь, а какой, вы сейчас поработаете в парах.

Ваша задача: по картинкам логически выстроить путь хлеба от поля до нашего стола.

Слайд 9

Итог: Каждая пара по картинкам составляет предложения.



А сейчас Каравай проверит насколько вы внимательны и грамотны.

Он приготовил вам игру «Разбей на группы» , с помощью которой вы ответите на вопросы какие продукты нужны для приготовления хлеба ? Какая техника для этого должна потрудиться? Если я называю продукт, то хлопают в ладоши девочки,

когда я называю технику , то приседают мальчики.

Сахар, комбайн, сеялка, соль, вода, грузовик, мука, трактор, дрожжи, масло,плуг.

Молодцы, и с этим заданием Каравая вы справились.

Он не падает с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба

Нужен труд десятков рук.

В народе говорят: « Мал кусок пирога, а стоит много труда» Объясните смысл данного высказывания.

Вы устали и Каравай вам приготовил музыкальную разминку

Музыкальная физминутка «Каравай, каравай»

Слайд 10

Как много нужно технических приспособлений и машин, чтобы маленький кусок пирога был на нашем столе. А всегда ли было так?

Слайд 11

Когда-то, давным – давно все работы выполняли крестьяне вручную.

Тяжелым был труд хлебороба. Работы было много. Нужно было вовремя убрать все с полей до зимних холодов .

Работа по учебнику. Стр. 85. Чтение текста.

— О чём узнали из текста?

Возьмите плёнку, наложите на текст и найдите в нём опасности на месте парных согласных в конце слова.

Понравились Караваю ваши ответы, отпустил он Галю, но напоследок сказал ей,…

Как вы думаете что?

Слайд 12-13

А теперь скажи , дружок,


Тебе понравился урок?

Что расскажешь дома маме?

Поделись сейчас ты с нами.



— О чем говорили на уроке?

— Что нового узнали о хлебе?

— Почему хлебу – почет навеки?

— С чем сравнивают хлеб во всем мире? Почему?

— Как нужно к хлебу относиться?

— Чему научил урок?

— Что было самым интересным?

— Настроение в конце урока? (солнышки, тучки)

Мне понравилась ваша работа на уроке, особенно … (отметить детей )

Придумать пословицу или поговорку о хлебе, или сочинить сказку о хлебе.



— И на прощание Каравай хочет угостить всех ребят и гостей своими лакомствами.












Оценивать свой ответ и ответы одноклассников





Распознавать «опасные» места в словах и уметь их объяснять


Уметь внимательно слушать и наблюдать




Выделять звук (звуки)

в слове и давать ему характеристику


Уметь доказывать свою точку зрения



Развивать

фонематический

слух, образное, ассоциативное мышление. Активизировать

органы восприятия: слуховой, кинестетический, визуальный.


Определять многозначность слова

Воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа.





Развивать логическое мышление
















Читать целыми словами




Развивать логическое мышление






























Читать целыми словами

Объяснять понятие «пословица»


Распознавать «опасные» места в словах и уметь их объяснять

Объяснять понятие «слова в прямом и переносном смысле»















Уметь объяснить смысл пословиц


Выслушивать мнение своих товарищей






Читать выразительно, осознанно.

Высказывать своё мнение о прочитанном


Объяснять смысл слов


Распознавать «опасные» места в словах и уметь их объяснять






Уметь работать самостоятельно и сообща

Развивать логическое мышление, речь

Составлять предложения по картинкам




Развивать внимание, мышление.







Уметь объяснить смысл пословиц











Читать целыми словами, отмечать основную мысль текста


Распознавать «опасные» места в словах и уметь их объяснять



Уметь объяснить смысл пословиц

























































Уметь подвести итог урока

Давать самооценку







Самый главный продукт- это хлеб.






Отвечают на вопрос









Перечисляют опасные места в словах



Мы будем читать о хлебе и находить опасные места в словах.





Дают характеристику звуку.(согласный, непарный, глухой, твёрдый)





Просматривают слайд.





















Желали добра и благополучия


Такие слова называют многозначными.














Это всё фрукты.

















Галя плохо отозвалась о хлебе.











Ученик читает слова.


Это всё хлеб.







































Пословица- народное изречение с поучительным содержанием.









В переносном, т.к. это не настоящее сокровище.
















Имеется в виду, что хлеб главный на обеденном столе. С хлебом и сытнее и вкуснее. Если есть хлеб- уже праздник






Читают «про себя», 2-3 человека «вслух»



Родина хлеба в поле.




Лелеют, значит ухаживают, заботятся.













Дети собирают картинки в нужном порядке, а потом поясняют смысл каждой картинки.


















Дети слушают учителя и выполняют действия по ходу игры.










Т.к. затрачивается очень много труда.











Дети выполняют танец «Каравай» под музыку.












В тексте говорится о хлебе, его видах.

Дети называют слова с опасными местами.

(воды, хлеб, проживают, когда-то, ит.д.)



Бережно относись к хлебу, в него вложен труд многих людей.


Отвечают на вопросы,

показывают настроение на уроке.

Предметные:

осмысленно, правильно читать целыми словами,

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;


Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;


Познавательные:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Предметные:

называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный,

безударные; согласные – звонкие, глухие, твёрдые, мягкие);

делить слово на слоги, ставить ударение.

Отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного


Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне

предложения или небольшого текста);


Личностные УУД

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

–– высказывать своё отношение к прочитанному.




Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне

предложения);






























Познавательные УУД: ориентироваься в учебнике.




























Регулятивные

УУД:

осуществлять контроль за сличение своей работы с заданным эталоном.





Совместный контроль







Самоконтроль последующая проверка


































Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме.












































































Познавательные УУД: ориентироваься в учебнике.


Коммуникативные УУД:

уметь оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки.

Личностные УУД:

способность к самооценкена основе критерия успешности учебной деятельности.


Северьянова Елена Михайловна, учитель начальных классов

МБОУ «Кваркенская средняя общеобразовательная школа»

с. Кваркено Кваркенского района Оренбургской области




Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Тема войны в творчестве В.М.Гаршина и В.В.Верещагина" 10 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: