Урок литературного чтения в 4 классе «Поединок добра со злом в произведении В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»»

Поединок добра со злом в произведении В.М. Гаршина

«Сказка о жабе и розе» (урок литературного чтения в 4 классе УМК Школа России)

(учитель Гончарова ЖВ.)

. Цели:

  • . Продолжить работу над «Сказкой о жабе и розе» В.М. Гаршина;

  • Помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания;

  • Учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни;

  • Формировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота;

  • Работать над развитием речи, развивать воображение и наблюдательность;



Форма урока –исследование

Задачи:

    1. Совместный поиск истины и собственные открытия, жизненные ценности в художественном тексте.(Личностные действия УУД, Познавательные УУД)

    2. Исследование текста с последующим доказательством правильности рассуждения, контроля, оценка успешности усвоения (регулятивные УУД)

    3. Словесное разрешение противоречий с опорой на сравнение в тексте.( умения слушать, слышать, понимать партнера, вступать в дискуссию 9Коммуникативные действия)

    4. Создание эмоционального отклика грусть, трагедия.




Оборудование: книги со сказкой, иллюстративный материал с изображением жабы и розы, портрет В.М. Гаршина, музыка А.Г. Рубинштейна

Ход урока приветствие гостей. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство со сказкой, будем читать, сравнивать, свободно говорить, обсуждать и рассуждать, думать, высказывать своё мнение и слушать чужое, учиться спорить.

— О чем мы будем говорить на уроке? (о героях, назовите их?)

-Что хотел писатель подсказать названием сказки? (жаба и роза вместе не смотрятся)

-Что это будет ?( конфликт)


Этапы урока

Содержание урока

Примечания

Введение в тему

Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле…». Но чтобы почувствовать глубину этой мысли, понять удивительный мир образов художника слова, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы, серьезны. Ведь сегодня речь на уроке у нас пойдет о художнике слова, который подарил нам прекрасную по форме и глубокую по мысли «Сказку о жабе и розе», с которой вы познакомились на прошлом уроке.

 

 

 

 

 

Сообщение темы урока

Итак, давайте сформулируем тему урока тема нашего урока: «Вечный поединок добра со злом в произведении Гаршина «Сказка о жабе и розе».

 

Сообщение задач урока

Мы сегодня не просто будем говорить о содержании сказки, но попытаемся понять причину поступков персонажей, почувствовать движение души героев, чтобы не просто осознать главную мысль сказки, но и извлечь из нее уроки мудрости и нравственности.

 

Биографическая справка

Чтобы представить все отчетливее и ярче, необходимо узнать немного о самом авторе, а именно о Всеволоде Гаршине.

Посмотрите на портрет писателя. Что вы можете сказать о Всеволоде Михайловиче, всматриваясь в портрет?

Вывод. Вдумчивый взгляд писателя свидетельствует о серьезном отношении к жизни, ко всему тому, за что он в ответе. Умный, строгий облик подчеркивает не только его характер и образованность, но и требовательность к себе и к своей творческой деятельности.

Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в Санкт-Петербурге. Детство у него было не таким уж и счастливым. По каким-то причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Он был внимательным читателем, очень наблюдательным ребенком. Когда он повзрослел, то стал глубоко сочувствовать людям. Однажды, Гаршин был на концерте у А. Рубинштейна, напротив композитора уселся и пристально смотрел неприятного вида старик.Именно эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула писателя на мысль написать сказку. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, но и принять живое участие в их

 

 

Портрет писателя

Использование приема словесного рисования по портрету художника слова


















Музыка, дополнить историей написания сказки.






Судьбе!

Изучение нового материала

Вычленение главных героев

Почему автор обратился к такой серьезной теме? (Тема поединка добра со злом).

(Писатель был добрым, способным проникнуть в мир души человека, понять его боль. Гаршин понимал, что зло разрушает человека, что оно отвратительно и мешает всему прекрасному. Безусловно, злу надо противостоять).

1.Обратимся к первому абзацу, где автор создает образ дикого сада. Каким нам показан дикий сад? Подтвердите текстом.

(Цветник запущен, по нему разрослись сорные травы, дорожки не чищены, деревянная решетка облезла, рассохлась и развалилась. Обстановка вокруг розы убогая, но роза от этого ещё прекраснее).

Что хотел показать автор в этом абзаце? Подтвердите текстом.

(Среди убогости можно встретить, увидеть прекрасное).

А так ли некрасив был этот цветник?

Прочитайте II абзац. Только что мы говорили о полном запустении цветника. Каким он сейчас предстал перед вами?

(Цветник от разрушения стал нисколько не хуже. Он приобрел свою индивидуальность).

Что придало красоту и индивидуальность этому запустению? Подтвердите словами из текста.

(…Остатки решетки заплели хмель, повилика с крупными белыми цветами и мышиный горошек, висевший целыми бледно-зелеными кучками, с разбросанными кое-где бледно-лиловыми кисточками цветов).

Как среди такой красоты выглядела роза?

(Она выглядела торжественной и прекрасной).

Как чувствовала себя роза в этом цветнике?

(Она чувствовала себя необыкновенно счастливой).

Итак, роза распустилась тонким ароматом, нежностью красок, щедростью красоты к миру.

А если человек достигает расцвета своей души, что он подарит людям?

(Любовь, заботу, тепло и счастье)

Каким изобразил Гаршин майское утро?

(Ярко светит солнце. Все искрится и играет в лучах майского солнца. Дует ветерок, несущий свежий запах молодой травки. Природа просыпается ото сна, зеленеют деревья. Природа оживает).

Оживает природа, казалось бы, все хорошо, а роза плачет.

Отчего плачет роза?

(Она плачет от счастья. Ведь она дарит красоту миру).

Подберите синонимы к слову «добрая», отражающие высокие качества личности.

(Милосердная, отзывчивая, ласковая, нежная, милостивая, заботливая, добросердечная…).

А что особенного, духовного, было в поступке розы? Найдите в тексте слова, подтверждающие эту мысль.

(Она молилась).

О чем могла молиться роза? Подтвердите текстом.

(Она молилась о своей жизни, чтобы дольше прожить, принести пользу людям, чтобы жить в лучших условиях).

2.Анализ образа Жаба

Какой персонаж в сказочной истории изображает зло?

(Жаба).

Какие отрицательные черты характера символизирует (подчеркивает) она?

(Ненависть к прекрасному, зависть, жестокость, стремление погубить красоту).

Подберите синонимы к слову «злая», отражающие мир души жабы.

(Жестокая, коварная, черствая, завистливая, грубая, безжалостная, бесчувственная, бессердечная…).

Мы подчеркивали, что роза мечтала служить миру красотой, изливая чудесный свет… (

Дыхательная гимнастика

А о чем мечтала жаба?

(Погубить розу).

А чем отличаются люди, похожие на розу?

(Чистотой души, любовью к ближним, миру, кротостью, смирением, но и сильной волей в своем служении…).

А каких людей (к сожалению, и детей) напоминает жаба?

(Жестоких, равнодушных, черствых душою, обижающих окружающих, разрушающих природу…).

А в жизни зло может победить добро? Почему?

Так в чем же разные роза и жаба,? (Работа по группам)

(Не может, потому что добрых людей нельзя уничтожить морально. Если и можно причинить физическое зло, то морально победить нельзя).

А какой отрывок в сказке по вашему самый трагический (Обращаемся к тексту, где повествуется о последних часах жизни мальчика, в жизни которого роза имела большое значение).

Как вы считаете можно ли сказать, что роза свой долг выполнила.?

Почему автор говорит нам, что это было лучшим происшествием в жизни розы?

(Роза подарила улыбку мальчику в самые трудные минуты…).

Использование приема постановки вопросов к тексту и

 

Использование приема выборочного чтения

Изображение дикого сада

 

 

Использование приема постановки вопросов

Использование приема выборочного чтения

 

 

 

 

Использование приема выборочного чтения

 

 

 

Использование приема нахождения нужного отрывка текста

 

Изображение розы (работа с иллюстрациями)

 

 

 

 

 

Использование приема постановки вопросов, способствующих осмыслению темы

 

Использование приема постановки вопросов, способствующих осмыслению темы

(осмысление образа)

Обогащение словарного запаса и формирование нравственных ценностей

Использование приема выборочного чтения

Использование приема постановки вопросов

Использование приема постановки вопросов, способствующих осмыслению темы и формирующих нравственные ценности детей

(осмысление образа)

 

Использование приема постановки вопросов, способствующих осмыслению темы и идейного замысла

Изображение жабы (работа с иллюстрациями)

Использование приема постановки вопросов

Использование метода драматизации

 

 

Использование приема постановки вопросов, способствующих осмыслению темы и идейного замысла


Сценка диалог Жаба, роза Автор. Действие в саду.










Сценка кульминация

Подведение итогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

Какие уроки нравственности можно извлечь из этой сказочной и в то же время правдивой истории?

1. Человек с чистой душой изливает свет доброты и любви.

2. В поединке добра со злом всегда побеждает справедливость.

3. Жизнь дана на добрые дела.

4. Доброе дело питает и душу, и тело.

5. Доброму человеку что ни день, то праздник. А злому и в праздник будни. (Вокруг жабы необыкновенная красота чудного сада и благоухание розы, а она полна ненависти и злобы).

Подберите иллюстрации (нарисуйте), подтверждающие главную мысль сказки. Подберите пословицы, поговорки (придумайте сами), отражающие тему произведения.

Использование приема постановки вопросов, способствующих извлечению уроков нравственности

 

 

 

Развитие творческого потенциала и формирование духовно – нравственных ценностей



Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Красота, с красотою, о красоте…"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: