Тема : «И. А. Крылов. Басни»

Костанайская обл

Г. Лисаковск

Калюх Ольга Константиновна

ГУ «СШ№2»

Урок литературного чтения

3 класс


И. А. Крылов. Басни.


Цели: повторить произведения И. А. Крылова, вспомнить чем басня отличается от других жанров литературы развивать память, внимание, формировать умение выражать своё отношение к прочитанному, воспитывать любовь к литературе.

Оборудование: компьютер, книжная выставка

Ход урока:

  • Организационный момент.

  • Вступительное слово учителя.

слайд

-Кому принадлежат эти слова «Люблю, где случай, есть порки пощипать»?

слайд

-Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовёт дедушкой Крыловым. В Летнем саду в Санкт- Петербурге был установлен памятник великому баснописцу

( русский скульптор Пётр Карлович Клодт, 1855г). Крылов изображён сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, изображены фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России. Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявился в баснях.

Он писал басни так просто, доходчиво, по- народному, что каждый легко их запоминает.



— Басни писали и до И.А.Крылова. Считают, что первым начал писать басни Эзоп, живший в Греции в 6в. До н.э. Именно в его баснях животные говорят, думают как люди. Автор высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным. Позже эти басни переводились на русский язык известными нам авторами. Давайте познакомимся с одной из них.

Слайд


  • Давайте сначала разберёмся, что такое басня.

слайд

  • -А теперь попробуем определить жанры литературы, указать из них басни.

слайд

  • Мы вспомнили какие произведения называются баснями, давайте же вспомним и прекрасный мир басен И.А. Крылова.

«РАЗМИНКА» слайд

«ТЕАТР» инсценировка басни «Ворона и лисица»

выразительное прочтение «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей».

-В чём мораль басни?

-Какие пороки высмеивает Крылов?

-Какое выражение стало крылатым?


«ХУДОЖНИК» слайд

-Более 200 басен было создано Крыловым. Многие художники делали к ним иллюстрации. Давайте по некоторым из них узнаем сами басни.


  • В это время несколько человек поработают самостоятельно.

«УГАДАЙ-КА»

«ЭРУДИТ»




«ЗАГАДОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ»

-Пока ребята завершают свою работу, хочу предложить вам игру «Путаница». Отгадайте, что здесь перепутано?



  • Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит…

  • Как милый Кочеток поёшь ты громко, важно…

  • Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись…

  • Ворона гавкнула во всё воронье горло…



  • Мартышка к старости слаба ушами стала…

  • «Соседка, перестань срамиться» – ей бабка говорит…

« ЧЁРНЫЙ ЯЩИК»

  • В ящике лежит предмет, которых героиня басни нашла себе с полдюжины. (очки)

— В ящике лежит предмет, при помощи которого можно было увидеть, «что там за рожа». (зеркало)

  • И.А . Крылов в своих баснях давал нам советы как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Многие слова и выражения его произведений стали крылатыми, т.е. со страниц книги перешли в нашу речь. Это произошло и потому, что Крылов обладал великим даром: он умел в одной строчке передать основную мысль басни, её мораль.

-Давайте вспомним басни, из которых я взяла крылатые выражения и объясним их, определим, когда уместно их использовать.

Слайд




  • А в это время небольшая самостоятельная работа для 2 учеников.

«ЛОТО» (После окончания работы — Проверка. Программа «Ученик-учитель»)


  • Итог урока.

  • Какие же пороки любил «пощипать» Крылов?

  • Полезным ли для вас оказался урок? Чем?

  • Нужно ли изучать басни?

  • Чему они учат?

-Крылов учил людей узнавать в баснях самих себя, помогал обнаруживать недостатки и подсказывал, как можно от них избавиться. Крылов учил мудрости жизни. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.

  • Послушайте стихотворение Михаила Исаковского, посвящённое юбилею Ивана Андреевича Крылова:



Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни «Букварь» постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Я надеюсь, что и в вашей жизни надолго останутся слова Крылова, которые помогут стать лучше.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Нравственные уроки повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»" 5 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: