Статья
Вейбер Татьяна Владимировна
МБОУ СОШ № 2,
город Куйбышев
Формирование интереса к книге и чтению в начальной школе.
Чтение« как источник духовного общения не сводится к умению читать, этим умением оно только начинается»
В. А. Сухомлинский
Главная задача учителя — это открыть дорогу своим ученикам в мир книг, заинтересовать их книгой. На примерах настоящих художественных текстов показать учащимся , что яркое художественное слово связано с определенным представлением, оно помогает воссоздать образ, картину. Чтение обязательно предполагает общение с автором, общение с самим собою (осознание собственного «Я», своего отношения к прочитанному, к описываемому), общение со слушателями.
Я убедилась, что детям нужны книги, которые заставляли бы их удивляться, восхищаться, которые давали бы потребность в высказываниях. А это способна вызвать только настоящая художественная классическая литература. Перечитывание одних и тех же вполне понятных со стороны содержания и формы произведений в классе, дома и снова в классе, чтобы показать, как научились читать этот уже поднадоевший текст, ничего не прибавляет в развитии ребёнка и не формирует качественные и количественные стороны навыка чтения. Надо учить читать детей интересные книги целиком, а не довольствоваться отрывками из них.
Так в первом классе мы прочитали сборники сказок К. Чуковского, стихи С. Маршака, С. Михалкова, удивительную сказку А. Толстого «Золотой ключик».
Прежде всего детям надо представить книгу как объект, т.е. предмет особого рода, чтобы они увидели в нём: а) интересного собеседника, который до времени, пока мы не начали с ним разговор, хранит чей-то опыт; б) инструмент для общения; в) показать как действовать с ним.
Большое значение я уделяю первому посещению школьной библиотеки, стараюсь превратить его в праздник. Школьный библиотекарь частый гость в моём классе.
Привить любовь к книге – это научить детей думать над книгой. Чтение становится процессом, подчинённым единой программе умственных действий – интересному алгоритму чтения. Вместе с тем интегральный алгоритм чтения значительно повышает активность восприятия, а значит, понимание и запоминание прочитанного. Перед началом чтения я стараюсь научить детей зрительно представлять блоки алгоритма. Образец интегрального алгоритма я оформляю на большом листе бумаги с названием блоков: название произведения, автор, выходные данные, основное содержание, новые сведения, проблема, особенности языка. Зрительный образ алгоритма как мнемонический приём активно работает только в первое время, затем он как бы стирается, но остается навык чтения, основанный на выделении информативной части текста. Дети пользуясь интегральным алгоритмом чтения, учатся думать, что они будут читать, о чем, ,что читают, что прочитали( пережили, что нового узнали, что поняли в беседе с автором).Идёт общение, происходит равноправный диалог с автором книги, с друзьями, с учителем.
Психология рассматривает общение как один из видов деятельности. Его следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой учебный навык. На своих уроках общению я уделяю много внимания. Как работать вдвоем с одной книгой? Как соглашаться, возражать, когда споры необходимы? Даю образец работы, в том числе и форму общения друг с другом.( Ты согласен? А я думаю по-другому и т.д.) Иногда стоит разыграть роль Выскочки, который всегда во всём уверен, это типичный детский спор: «Нет, я прав!» « Нет — я!». Из этой ситуации есть выход: «свои мнения надо не навязывать , доказывать.
Погружение в мир произведений одного автора требует времени. Создаёт атмосферу, в которой возможно формирование литературных способностей. Так мы прочитали книги Е. Чарушина, Н. Носова, А. Пушкина, П. Бажова. У моих детей появилась потребность высказать свою точку зрения, привести аргументы. Это произошло потому, что книги, которые мы читали, не просто увлекательны и интересны детям, они близки им по настроению и содержанию, заставляют их думать, спорить. Чтение трех- четырёх рассказов В. Осеевой или М. Пришвина последовательно без недельных и двухнедельных разрывов даёт возможность погрузиться в ткань текста, ощутить его эмоциональную тональность, приблизить к пониманию авторской позиции, хотя бы на уровне узнавания авторского стиля.
С большим удовольствием и интересом мои дети читали сказки братьев Гримм, не одну- две, как в учебнике, а целый сборник сказок. Нашли сказку со знакомым названием «Мальчик с пальчик» у Ш. Перро – французского сказочника. Да нашли ещё русскую народную с таким же названием. Прочитали, проследили за формой и содержанием, сравнили. И не случайно возник вопрос: «Как могло такое быть?». Во время дискуссии я не стремлюсь привести всех к одному мнению, а внимательно выслушиваю всех желающих и стараюсь помочь в трудном процессе рождения мысли в слове. Так развивается логика, образность мышления, стимулируется наблюдательность, любознательность, общение.
Большие по объёму произведения прочитываем без принуждения, благодаря методу чтения со звуковым ориентированием. На таких уроках всем интересно и комфортно. Слабые не мешают двигаться вперед сильным, все заняты. Слабые понимают содержание, участвуют в обсуждении. Каждый читает и развивается в своем темпе. Идет обучение щадящее психику ребенка.
Надо помогать детям полюбить мыслительную деятельность, помочь научить радоваться новой мысли, каждому наблюдению. В наслаждении мыслью, интеллектуальной деятельностью — огромные возможности для пробуждения и формирования творческих способностей ребенка. Воспроизвести текст помогают тесты по содержанию и описанию, и если необходимо то дети перечитывают только те места, которые забыты, или наоборот, хотят ещё раз соприкоснуться с позиции автора. Дочитали рассказ Д. Мамина-Сибирика « Приёмыш». Что вас привлекает или наоборот, не понравилось в отношении друзей? Как вы думаете, правильно ли они вели себя? Как автор относится к героям? Что в произведении доказывает его отношение? Чем автор хотел поделится с читателем? Такие вопросы на моих уроках активизируют аналитическую и эмоциональную реакцию ребёнка. Мои вопросы помогают «почувствовать» писателя в произведении, уловить его отношение, интонацию. В ходе беседы дети раскрепощаются, хотят высказаться, вчитываются ещё раз в текст, чтобы подтвердить своё высказывание. Идет глубокое осмысление.
Очень люблю и уделяю внимание обобщающим урокам по прочитанным произведениям. Так заключительный урок по сказкам зарубежных писателей прошел в игровой форме «Угадай, кто я?», где дети должны были узнать стиль автора, героя сказки. По произведениям Н. Носова провели КВН, где дети вспоминают произведения Н. Носова. героев, элементы быта. На таких уроках уместны инсценировки, ролевые игры, диафильмы, конкурсы рисунков. Ребята сами составляют кроссворды по произведениям, пишут письма героям.
В процессе самостоятельного творчества, интеллектуального общения у моих детей возникают и интеллектуальные чувства. И мне ещё раз хочется вспомнить слова В.А. Сухомлинского «Чтение-это окошко, через которое дети видят и познают мир»
Список литературы:
Левин В.А. « Когда маленький школьник становиться
большим читателем ». М., 2004г.
2. Полозова Т.Д. « Всем лучшим во мне я обязан книгам ».
М., 1990г.
3. Сухомлинский В.А. « Сердце отдаю детям ».
Киев, 2000г.
4. Музыка Л.А. « Интерес к чтению: как его пробудить? »
Начальная школа. 2007.№ 6.
5. Ипполитова Н.А. Развитие речи школьников в процессе обучения чтению. //Р. я. в шк. — 1997, №1.-С.11-19
6. Ипполитова Н.А. Обучение школьников разным видам чтения. Ознакомительное чтение. //Р. я. в шк. — 1998, №2. -С.9-14
7. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. — М.. 1982 г.- С.52 Санников В.3. Языки юмор.//Р. яз.-1997, №12-С.5-12