План – конспект урока. Литературное чтение 3 класс «Великие русские писатели»

Великие русские писатели

 

1

ФИО (полностью)

Чуян     Александрова Елена Дмитриевна

2

Место работы

Мун     Драгунская основная общеобразовательная школа МБОУ «Утинская СОШ»

           Называевского района Омской области

3

Должность

             Учитель начальных классов

4

Предмет

          Литературное чтение

5

Класс

             3

   Ррр

6

Тема и номер урока       в теме                      

   Ллл     Великие русские писатели (24 урок)

 

7

Базовый учебник

            Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. Литературное чтение 3 класс. Москва: Просвещение, 2012год


План – конспект урока

Цели урока: обобщить сведения учащихся о писателях, изученных в разделе; совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений, басен; приобщать учащихся к познанию литературного наследия.


Планируемые метапредметные результаты.


Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с задачей.


Познавательные: Осуществлять поиск и выделение информации, выбирать вид чтения в зависимости от цели.


Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, ставить вопросы и обращаться за помощью.


Личностные: осознание своей этической принадлежности, уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов, самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности

Оборудование: портреты писателей: Л.Н.Толстой, М.Ю.Лермонтов, И.А.Крылов, А.С.Пушкин,  компьютер.



Ход урока



1.Оргмомент (Записать в тетрадь: число, классная работа).

2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи (слайд № 2)

— Назовите лишнее. Объясните ваш выбор.

(Михаил Иванович Глинка, Пётр Ильич Чайковский — композиторы).


— Что оставили и почему?

(Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Пушкин, Иван Андреевич Крылов, Лев Николаевич Толстой – великие русские писатели).


— Сформулируйте тему урока (Великие русские писатели)


— Запишите тему урока в тетрадь.


— Сформулируйте цель урока (Обобщить знания по теме «Великие русские писатели»).


3. Работа по теме урока


— Узнай портрет

(1 – Михаил Юрьевич Лермонтов, 2 – Александр Сергеевич Пушкин, 3 – Иван Андреевич Крылов, 4 — Лев Николаевич Толстой)

-Разгадывание кроссворда (слайд 3)

По вертикали:

1.Чувство, которое вы испытывали при чтении стихов М.Ю.Лермонтова. (Печаль)

2.В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, а… (Иносказательно)

3.Назовите язык, которым первым овладел А.С.Пушкин. (Французский)

4.Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей. (Басня)

По горизонтали:

5. Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. (Лермонтов)

6.У этого поэта была любимая няня, о которой знают все. (Пушкин)

7.Этот писатель переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. (Крылов)

Свежие документы:  Экологическое воспитание на уроках литературы. Из опыта работы

8.Многие его рассказы и басни вошли в его же книгу «Азбука». (Толстой)





Кроссворд «Великие русские писатели» (слайд 3)



8



1








2






















5




6



3








7




















4



























-Чтение стихов М.Ю.Лермонтова наизусть.


— Сочинение стихотворений детьми (слайд 4)


-А сейчас попробуйте сами сочинить стихотворение, переделав данный текст. Восстановите его по смыслу, а потом переделай те в стихотворение.

А с рассветом на село;

На поля, на пустынный сад;

Ночью бушевала буря;

Понесло первым снегом.


Ответ: Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На поля, на сад пустынный

Первым снегом понесло.


— О Льве Николаевиче Толстом


-Послушайте, внимательно и скажите о ком идёт речь в этом рассказе.

Крестьянским ребятишкам, входить в усадьбу, было заказано. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу, пели птицы. Чисто разметённая берёзовая аллея, тихо светящийся из-за деревьев пруд – вот и всё, что можно было увидеть, если заглянуть в широкие, с круглыми башенками ворота. А где-то там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф.

И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! По всем окрестным деревням пошёл говор. Зачем зовёт их граф? Говорят, что хочет учить грамоте.

В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше. Редко — редко какой грамотей находился в деревне. Чаще всего это был какой-нибудь дьячок. И вся деревня ходила к нему на поклон. Если нужно написать письмо – неси ему пятак или гривенник, он напишет. Ни книг, ни газет. Только и радости, только и отдыха от беспросветного труда, что сходят на праздники и в церковь…

И вот теперь оказалось, что сам граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить.

Ребятишки, молча, подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом, показался им огромным, ведь сами-то они выросли в низеньких избах под соломенными кровлями. Ребятишки стояли и ждали графа.

Граф вышел на крыльцо – плечистый, крепкий, с чёрной бородой. Ребята слегка заробели, когда он окинул их острым взглядом из – под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил – и сразу вся робость прошла, сразу стало просто, хорошо. С первой же встречи началась дружба. А потом возникла и любовь к учителю, которая у многих ребят так и осталась на всю жизнь в их сердцах.

Свежие документы:  Литературная викторина для 2-4 классов

Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел.

«Не называйте меня «ваше сиятельство», — сказал он, — меня зовут…, так и зовите меня».

-О ком идёт речь в этом рассказе?

(Лев Николаевич Толстой)

-Перечислите рассказы этого писателя, которые вам запомнились.

4. Физкультминутка

А теперь, ребята, встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели – вновь за дело.

5. Работа по теме урока (продолжение)

Викторина по басням И.А.Крылова

(Ответы записывать в тетрадь)


-Из какой басни эти слова? (слайд 5)

1.Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты лето? (Стрекоза и Муравей)

2.Соседка, перестань срамиться…-

Тебе ль со Слоном возиться? (Слон и Моська)

3.Приятель дорогой, здорово!

Где ты был? (Любопытный)

4.Соседка, слышала ль ты добрую молву?

Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву? (Мышь и Крыса)

5.Ну, что, Хавронья, там ты видела такого? (Свинья)

(Стрекоза и Муравей, Слон и Моська, Любопытный, Мышь и Крыса, Свинья)


-В какой басне была такая мораль? (слайд 6)


1.Вперёд чужой беде

Не смейся, Голубок! (Чиж и Голубь)

2.Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок. (Ворона и лисица)

3.Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука. (Лебедь, Рак и Щука)

4.Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник:

И дело не пойдет на лад. (Щука и Кот)

5.Случается нередко нам

И труд, и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться. (Ларчик)

(Чиж и Голубь; Ворона и Лисица; Лебедь, Щука и Рак; Щука и Кот; Ларчик)


— Викторина по творчеству А.С.Пушкина

(Ответы записывать в тетрадь)


1.Где родился А.С.Пушкин? (В Москве) (слайд 7)

2.Когда он родился? (1799г.)

3.Как ласково его называла няня? (Мой свет, красно солнышко, милый ангел)

4.Какие песни пела Арина Родионовна Пушкину? («За морем синица…», «По улице мостовой…»)

5.Узнайте сказку по картинке

— бочка (слайд 8)

— чёрт (слайд 9)

— изба (слайд 10)

— зеркало (слайд 11)

— петушок (слайд 12)

(Сказка о царе Салтане, сказка о попе и работнике его Балде, сказка о рыбаке и рыбке, сказка о мёртвой царевне и семи богатырях, сказка о золотом петушке)

Свежие документы:  Внеклассное мероприятие для 9 класса «Песня в солдатской шинели»


— Какое произведение А.С.Пушкина вам больше всего понравилось?

— Чтение отрывка из понравившегося произведения.


6. Рефлексия (слайд 13)


7. Домашнее задание:


Страница 166, вопросы 11 – 17






























Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: