Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения
учитель начальных классов
МАОУ «Гимназия №8» г.Перми Саламатова Н.Н.
Первого сентября маленький человек впервые переступает порог школы, с которой он простится лишь в юности. Впереди много долгих и трудных лет учения, целью которого является выпустить из школы грамотного, эрудированного и доброго человека. Как важно, чтобы эти годы для каждого ребенка стали годами радости независимо от того, какими способностями и индивидуальными возможностями он обладает. Источником такой радости может и должна стать книга.
Какая первая книга должна попасть в руки начинающему читателю, чтобы ему всю жизнь хотелось пройти вместе с книгами, их авторами? Я точно знаю: такая учебная книга есть – это «Литературное чтение» Е.И. Матвеевой, для учащихся начальной школы, где особым образом подобранные тексты позволяют ученикам встать в позицию исследователя внутреннего мира героя и автора, различных авторских приёмов создания художественного произведения, способов построения текста, организации его звуковой и словесной структуры. Ученикам предлагается понять природу авторской позиции, уловить авторское отношение к предмету описания в разных жанрах, а также вместе с автором пройти нелёгкий путь от замысла, идеи до создания особой картины, воплощённой в слове. Ученикам как исследователям текстового материала становится возможным и самим побывать в роли автора – создателя собственного сочинения или рисунка.
Вся работа по развитию творческих способностей ведётся в системе на протяжении всего периода с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, в атмосфере сотрудничества учителя и ученика. На уроках литературного чтения ребята пробуют свои силы в качестве писателей и поэтов. На первых этапах работа бывает коллективной, далее групповой или в парах. В итоге у некоторых получаются неплохие произведения. Естественно, далеко не у всех детей есть литературные творческие способности, умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее, таланты каждого ребёнка можно развивать.
Примеры детских работ.
Иногда обычные на первый взгляд вещи, могут о многом рассказать. Создание художественного образа обычного бумажного листа.
Пейзаж
Я маленький листочек,
В блокноте я живу.
И для себя занятий
Порой не нахожу.
Другие братья-листики
Все делом заняты.
На них примеры пишут,
А на других – стихи.
Я лежу на столике,
А рядом карандаш.
Вдруг мальчик подошел к столу
И написал пейзаж.
И полетели птицы,
И расцвели цветы.
И я уже не просто лист.
А листик красоты!
Храмухина Саша. 9 лет
***
Я просто лист бумаги,
Простой обычный лист.
А что со мной случилось,
Послушайте-ка вы.
Однажды мальчик Петя
Щеночка потерял.
Он очень долго плакал,
Как сильно он рыдал.
Ему сказала мама:
«Сынок, возьми листок
И напиши ты крупно:
Потерян мой щенок!
Он рыженький, пушистый,
На шее два пятна.
Пожалуйста, найдите!
Мне плохо без щенка»
Меня приклеил Петя
На доску для реклам.
И вот меня заметил
Соседский мальчуган.
Набрав скорее номер,
Мальчишка заявил:
«Нашел я, Петя, друга,
Скорее приходи».
Петруша – славный мальчик
Меня благодарил:
«Спасибо, лист бумажный,
Ты чудо сотворил!»
Поздеев Кирилл. 9 лет
Другая тема сочинения задана в этюде Ю. И. Коваля «Летний Кот». Сочинение-описание кота на темы «Весенний Кот». «Зимний Кот», «Осенний Кот»
Осенний кот
Осенью на улице
Увидел я кота.
Ненастная погода
Была когда?
Вчера.
Ненастная погода
На улице была.
Промчался кот оранжевый,
За листиком следя.
Пушистый рыжий кот
За листиком кружился,
И вдруг остановился…
А листик улетел.
Догнать уже — нет силы.
Ведь, мал еще пострел.
Миронова Маша. 10 лет
Весенний кот
Жил в деревне у ворот
Развеселый серый кот.
Хвост трубой, четыре лапы.
А усищи, как у папы!
В гости к нам весна пришла,
Солнце светит допоздна.
Вместо снега – много луж.
Воробьишко там купался,
А за ним котище гнался.
Только птичку не поймал.
В луже котик наш застрял.
Долго выбраться старался,
Весь в грязи он измарался.
На пригорочек взобрался
И с друзьями повстречался.
Поиграли, порезвились
И домой все возвратились.
Храмухина Саша. 10 лет
Частенько люди любят поспорить. Из-за чего это происходит? Наверное, из-за несогласия между ними, из-за то-
го, что один думает так, а другой иначе. Для того чтобы прийти к какому-то мнению, стоит внимательно выслушать обе стороны. Но порой случается совсем по-другому. Со стихотворением А. К. Дитриха «Говорила туча туче» ребята знакомятся во втором классе в разделе «Волшебные превращения слова». Диалог главных героев произведения. Портрет героев, творческие «секреты» автора, правила хорошего тона — вот на что обращаем особое внимание. Юным читателям снова предстоит выполнить работу, помогающую читателю развивать в своем внутреннем мире авторское творческое начало, придумать продолжение этой истории.
А.К. Дитрих
Говорила туча туче:
— Прочь с дороги, пар летучий!
Ты не видишь — я спешу.
Налечу и сокрушу!
Отвечала туча туче:
— Ты сама сверни-ка лучше.
Не уйдёшь с дороги прочь —
Разнесу тебя я в клочья!
Раскатился смех в ответ
— Уступить дорогу? Нет!
Гряну саблей громовой —
И простишься с головой!
— Не пугай, на этот случай
У меня снаряд гремучий,
Буду биться я с тобой
Электрической стрелой.
…Почернели обе тучи,
Лбы — что каменные кручи.
И, как в поле два быка,
Сшиблись в небе облака.
Вмиг вокруг всё потемнело,
В страхе мир закрыл глаза.
Обе тучи то и дело
Мечут огненные стрелы,
Насмерть саблями разя.
Покатил по небу гром,
Сотрясая всё кругом,
Тут сверкает, блещет там —
Трах! И небо пополам!
И дрожат леса, поля:
Вдруг расколется Земля!
Продолжение:
И сказала туча туче:
— Ой, как страшен гром гремучий!
Только вдруг Земля и впрямь
Разлетится пополам?
Отвечала туча туче:
— Хоть тебя я и покруче,
Уступлю дорогу я,
Мне дороже вся Земля!
Помирились, обнялись
И тихонько разошлись.
Стало солнышко сиять
И землицу согревать.
Поздеев Кирилл. 9 лет.