Конспект урока по литературному чтению
1 класс
Перспективная начальная школа
Составила и провела Бамбурова С. В., учитель начальных классов МБУ СОШ №26 г.о. Тольятти
Тема: «Заклички. Обращение к природе»
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования представления об игровом характере малых жанров фольклора — загадках; для формирования умений узнавать литературный прием «сравнение»; способствовать воспитанию культуры речи.
Планируемые результаты:
Личностные УУД: стремится к взаимопониманию детей и взрослых, проявлять стремление к успешности в учебной деятельности; проявляют чувство любви к природе родного края.
Метапредметные УУД: регулятивные — принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя; познавательные — пользуются словарными пояснениями учебника — выполняют несложные логические действия (сравнение, сопоставление); коммуникативные — преодолевают эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
Предметные УУД: научатся читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения; понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе.
Образовательные ресурсы: презентация по теме урока, интерактивная доска, костюмы Зимы и Весны, фонограмма звуков весны.
Страницы: (учебник) с. 20-21; (тетрадь) с. 13-14, № 1-5.
Сценарий урока
1.Организационный момент.
— Здравствуй, солнце! Здравствуй, день!
— Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка всегда будет возвращаться к вам радостью.
2. Отработка навыка чтения
РегулятивныеУУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
Коммуникативные УУД: владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
Слайд№2
1. Дыхательная гимнастика.
а)Чтение чистоговорок.
Ло-ло-ло — на улице тепло.
Ать-ать-ать — мы пойдем гулять.
Ащ-ащ-ащ — мы наденем плащ.
Су-су-су — было холодно в лесу.
1
б) «Медвежата».
— Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы-медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, четко произнося [м].
Мам, меду б нам,
Мам, молока бы нам.
2. Чтение слов в рабочей тетради (с. 13, № 1).
3.Введение в тему.
Слайд№3
Регулятивные УУД: формулирование учебной задачи вместе с учителем.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);знаково-символическое моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель.
— Жизнь на нашей планете зависит от солнца. Подсолнух всегда считался солнечным цветком. Он всегда поворачивает свою голову к солнышку.
— Цветок солнца (подсолнух) на огородах Бабы-яги считает себя царем, думает, что важнее его нет на белом свете. Любят подсолнухи особые старинные песни, с которыми мы сегодня познакомимся.
-Самой важной для наших предков была погода. Какие погодные явления вы знаете?
Отгадайте загадки, впишите отгадки в кроссворд и прочитайте ключевое слово — тему нашего урока.
Слайд№4
1 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
| |
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| 4 |
|
|
| ||
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
| |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
| ||
|
| 8 |
|
|
|
|
|
|
Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит,
Стоять не велит.(мороз)
Раскинулся золотой мост
На семь сел, на семь верст.(радуга)
По синему морю
Белые гуси плывут.(облака)
Текло, текло,
А легло под стекло.(лёд)
Когда повяли все цветы
Мы прилетели с высоты.
Мы, как серебряные пчелки,
Уселись на колючей елке.(снежинки)
Летит сова по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала.(туча)
Растёт вниз головой,
Не летом, а зимой.
Чуть солнце её припечёт,
Заплачет она и умрёт. (сосулька)
Летит птица орёл,
Несёт в клюве огонь,
Огневые стрелы пускает,
Никто её не поймает.(молния )
4. Изучение нового материала
Работа по учебнику (с.20)
Познавательные УУД: анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: обнаружение жанровых признаков заклички: ее обрядовой природы и прикладного характера, смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации.
Регулятивные УУД:волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
— Что такое заклички? Прочитайте. («Раньше с помощью закличек природу уговаривали, упрашивали сделать так, как надо человеку» (с, 20).)
— Когда надо было уговаривать, упрашивать природу? (Если долго лили дожди — звали солнышко, если была засуха — звали дождик.)
— Прочитайте заклички самостоятельно (с. 20-21).
а)Работа по вопросам и заданиям учебника (с.21).
Познавательные УУД: логические — установление причинно-следственных связей между наличием в фольклорном тексте обращения-призыва к природному явлению с целью заручиться его помощью и пониманием жанровой принадлежности такого текста: это закличка.
(К первому случаю относятся заклички № 4, 6; ко второму -№2, 3, 5; к первому — № 1; между собой похожи -№2иЗ.)
б)Выразительное чтение закличек.
— Подготовьтесь к выразительному чтению понравившейся заклички. С какой интонацией надо читать заклички? (Ласково.)
Слайд№5
КоммуникативныеУУД: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
Физкультминутка
Я гуляю по дорожке,
(шаги на месте)
А кузнечик скачет рядом.
(подскоки на месте)
Наклонюсь, возьму в ладошки:
(наклониться «взять кузнечика»)
Здесь скакать ему не надо!
(погрозить пальчиком)
Пусть сидит он лучше в травке,
(шаги на месте, ладошки «держат кузнечика»)
Там с ним будет все в порядке!
(наклониться «отпустить кузнечика»)
-Отгадайте имена гостей нашего урока.
-Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима.)
-Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идет на поле, на реку
И по снежку, и по цветку. (Весна.)
Слайды №6,7
— Долго длится зимняя пора в России — уже пронеслись праздники Рождество и Масленица, надоело людям слушать завывание вьюг и метелей. Все мечтают о том, как тепло прогонит стужу лютую.
— А сейчас вас ждет сюрприз. Ребята приготовили для вас маленький спектакль.
Коммуникативные УУД: владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
умение слушать собеседника.
Слайд №8
Инсценировка
Разговор зимы и весны
Ведущий:Весна с Зимушкой повстречалася,
О здоровьице все справлялася:
Весна: Ой, здорова будь, Зима снежная!
Зима: Бью челом тебе, Весна теплая!
Расскажи ты мне без утайки:
Почему тебя привечают все,
Меня, Зимушку, проклинают все?
4
Весна: Потому что ты — больно лютая,
И холодная, и голодная!
Я же — теплая и приветливая!
Все луга и леса орошаю я,
Все луга и леса оживляю я.
Побыла ты, Зима, в гостях у людей,
Не пора ли тебе уходить из гостей?
Зима: Я пушиста и бела,
Ребятишкам я мила,
Позволяю им кататься
И на горке, и на льду.
Я отсюда не уйду!
— Нет, ребята, так ничего не получится. Как надо росить? (Ласково, уговаривать.)
Чтение учащимися стихотворения.
-Русский народ любит зиму. Можно на санках кататься, в снежки поиграть. А длинными зимними вечерами под завыванье вьюги можно и сказки послушать, и стихи почить, и песни спеть.
— Какие песни-просьбы придумывал народ? (Заклички.)
— Придумайте заклички, чтобы зима отступила.
Работа в группах
Коммуникативные УУД: владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
умение слушать собеседника.
Личностные УУД: интерес к способу решения и общему способу действия.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации.
Используйте подсказки: Зимушка-зима, отступи. Прочитайте, что у вас получилось. (Учитель читает народный вариант заклички).
-Уходи от нас, Зима холодная!
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
-Не идет Весна. Надо сочинить закличку, попросить Весну вернуться.
Работа в группах.
— Используйте подсказки: Весна-красна, Весна-весняночка, приходи — наступи.
Чтение детьми придуманных закличек.
Слайд №9
Дай, Весна,
Добры годы.
Годы добрые,
Хлебородные.
Приди к нам, Весна,
Со радостью!
Со великою к нам
Со милостью!
Как вы узнаете весну? (Дети говорят вает солнце, день прибавляется, стано снег, бегут ручьи, появляются проталины распускаются листья, расцветают цветы.
А только ли видно весну? (Ее еще и слышно: звенит капель, щебечут птицы, жужжат насекомые)
Давайте послушаем голоса весеннего леса.
5
Прослушивание записи.
Физ культминутка
КоммуникативныеУУД: эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
Слайд №10
Для всех ребят у меня есть игра.
Выходи поиграть, веселей, детвора!
Гори, гори ясно, чтобы не погасло (хлопают в ладоши),
Чтобы все метели разом улетели (взмахи руками)!
Чтобы все невзгоды: холод, непогоды (приседания),
Зимние морозы, неудачи, слезы,
Пусть они сгорают, к солнцу улетают (прыжки на месте).
5. Обобщение.
-Прилетела весна,
Принесла разноцветной одежки она,
Распрекрасною стала земля!
а)Работа по тетради
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
(с. 13,№2, 3, 4, 5). (Ответы: № 2 — дождик, дождик; № 3 — весна, весна; № 4 -снег; № 5 — это закличка, летом.)
б) Чтение авторской заклички.
— Самый главный подсолнух очень доволен вашей работой,
и в награду вам — его любимое стихотворение. Как вы думаете,
о чем оно? (О солнышке.)
Слайд №11
Учащиеся читают стихотворение.
Солнышко, солнышко,
Не скрывайся в тучу.
Не скрывайся в тучу –
Дождик нам наскучил.
Покажись нам, солнышко.
Посвети немножко,
Посвети немножко,
Просуши дорожки!
Обогрей нас, солнышко,
Яркими лучами,
Обогрей лучами,
Сделай силачами.
Г. Ладонщиков
Слайд №12 (в режиме редактирования)
5.Итог урока
РегулятивныеУУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные УУД: способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
Какое у вас настроение после урока?
Какое впечатление он на вас произвел?
Для чего сочинялись заклички?
Понравилось вам быть артистами?
Если вам понравился урок, подарите букет еноту, а если вам грустно, подарите букет обезьяне.