Методическая разработка урока на тему: «Волшебный мир сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок»

ФИО: Оганесян Елена Вячеславовна

Должность: учитель русского языка и литературы

Место работы: МБОУ СОШ № 18 с. Юровка


Методическая разработка урока на тему:

«Волшебный мир сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок».

УМК «Школа России»


Цель урока: развитие навыков аналитического чтения текста

Задачи урока:

  1. Способствовать формированию познавательных умений и навыков учащихся.

  2. Способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.

  3. Развивать ассоциативное мышление младших школьников.

  4. Способствовать формированию регулятивных умений и навыков учащихся.

Оборудование: листы самооценки, портрет автора, учебники чтения, толковый словарь С.И. Ожегова.


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация познавательной деятельности.

-Ребята, сегодня мы с вами окунемся в волшебный мир детства, мир, где все мечты сбываются, где добро побеждает зло, где царит мир и покой, согласие и любовь, мир, полный фантастических приключений. И весь этот мир вмещается всего в одном слове, знакомом вам с детства, это слово сказка.

-Запишите слова – ассоциации к слову сказка, используя глаголы, существительные, прилагательные и имена собственные.

В ходе работы учащихся в тетради получается следующая схема:

Волшебство, добро, зло, фантастика, рассказ, герой, путешествие, задание, клубок.

СКАЗКА

Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Золушка, Иван-дурачок, Елена Прекрасная.

Оживить, сочинять, пугать, бежать, рассказать, сражаться.

Волшебная, страшная, чудесная, интересная, грустная, злая.















-Молодцы, ребята, а теперь, представьте, что вы решили создать толковый словарь и вам необходимо написать небольшую словарную статью к слову сказка. Используя слова-ассоциации, запишите толкование к слову сказка (образец словарной статьи лежит на столах у каждого ученика). Учитель слушает ответы учащихся. Примерные толкования детей: Сказка – волшебный рассказ о герое, который сражается с силами добра и зла: Бабой-Ягой, Кощеем Бессмертным.

Сказка – это фантастический рассказ о путешествиях доброго героя, который побеждает зло и т.д. Оцените свою работу на листе самооценки.

— Сейчас я вам предлагаю взять словарь С.И. Ожегова, найти в нем словарную статью к слову сказка и добавить к вашим вариантам информацию, которой у вас нет.

Сказка

-и, ж. 1. Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил. Русские народные сказки. Сказки Пушкина. 2. Выдумка, ложь (разг.). Бабьи сказки (пустые слухи, сплетни; пре-небр.). 3. сказка. То же, что чудо (в 3 знач.) (разг.). Костюм получился — с.! * Ни всказке сказать, ни пером описать — в народной словесности: о ком-чём-н. очень хорошем, красивом. II уменъш. сказочка, -и, ж. (к 1 знач.). II прил. сказочный, -ая, -ое (к 1 знач.). С. жанр. Сказочные герои. 

— Ребята, а какие сказки вы читали?

3. Сообщение темы и целей урока.

— Прежде, чем вы мне назовете тему нашего урока, я бы хотела проверить, внимательно ли вы читали сказки!

— Из каких сказок взяты эти предметы: сапоги, туфелька, горошина, яйцо, ковер — самолет и красная шапочка?

Какая это сказка? Назовите автора?

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка.


Под окно за пряжу села,

Ждать хозяев, а глядела

Все на яблоко. Оно

Соку свежего полно

Так свежо и так душисто,

Так румяно, золотисто…


А эта загадка про Ивана.

Как в суседки он попал,

Как перо свое проспал,

Как хитро поймал Жар-птицу,

Как похитил Царь – девицу,

Как он ездил за кольцом,

Как на небе был послом,

Как он в Солнцевом селенье

Киту выпросил прощенья;

Как к числу других затей,

Спас он тридцать кораблей;

Как в котлах он не сварился,

Как красавцем учинился;

Словом: наша речь о том,

Как он сделался царем

-О какой сказке идет речь?

Правильно, это сказка Конек-Горбунок. Написал ее П. П. Ершов.

-Кто догадался какая будет тема урока? (Верно. Мы продолжим работу над сказкой П.П. Ершова «Конёк-горбунок»).

— Чем же мы будем заниматься на уроке, ведь сказку уже прочитали? Поставьте цели урока. (Будем учиться читать эмоционально и внимательно, передавая голосом характер героев, работать над содержанием сказки, подумаем и обсудим, какие уроки преподаст нам сказка).

4.Работа по группам.

— На прошлом уроке мы с вами разделились на группы. Сегодня наша работа будет выглядеть следующим образом: сначала выступит группа «Биографы», затем группа «Переводчики», последними проведут иллюстративную викторину учащиеся из группы «Иллюстраторы».

Итак, первое слово литературоведам. Они нам расскажут о замечательном человеке, учителе по профессии, авторе сказки “Конек-горбунок”. Выступает группа литературоведов с докладом из жизни писателя и о создании сказки “Конек-горбунок”.

Обобщение по выступлению литературоведов.

— Читая сказку, мы понимаем, что она написана не вчера и не сегодня. Почему? Дух русского народа был передан словами, употребляемыми в то время на Руси. Группе переводчиков было дано задание: найти толкование некоторых старинных русских слов и перевести на современный русский язык. Слово нашим переводчикам.

Группа переводчиков знакомит ребят с толкованием некоторых устаревших русских слов, встретившихся в сказке (лубки, малахай, яхонт, седмица, спальник, бабка, зело, каурка, басурман, суседко, немощь, шайтан, содом, ендова…).

Группа «Иллюстраторы» проводит мини-викторину по иллюстрациям, относящимся к различным эпизодам сказки. Задача учащихся – верно назвать эпизод сказки и героев. Оцените свою работу на листе самооценки.

  1. Физминутка «Лошадка» (под музыку).

Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка – серый бок
Я копытцем постучу,
 
Если хочешь – прокачу
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост и грива.
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка – серый бок.

6.Чтение отрывков из сказки.

— С какими героями знакомит нас автор? Кому из героев он симпатизирует больше? (высказывания детей). Запишите в тетрадь героев сказки, подобрав к ним из текста слова, характеризующие их наиболее ярко.



  1. Обобщение и систематизация знаний.

Чему учит нас всех эта сказка? (высказывания учеников).

Сказка учит многому. Во-первых, тому, что жадность ни к чему хорошему не приведёт. Всё, что желал царь – выполнял Иван, а это несправедливо. За свою жадность царь был наказан: он сварился в котле. Во-вторых, в этой сказке добро побеждает зло. Иван за свою доброту вознагражден, он стал царем. Я считаю, что все в этой сказке правильно…

  1. Домашнее задание.

Сочинить сказку-миниатюру.

  1. Рефлексия.

На столе у вас лежат листки со словами. Выберите из этих слов те, которые, по вашему мнению, можно отнести к нашему уроку.

Интересный

Скучный

Добрый

Яркий

Непонятный

Светлый

Грустный

Простой

Заставляющий думать

Сложный

На доске вывешиваются карточки выбранные большинством учеников.



Свежие документы:  Анализ темы и идеи рассказа Людмилы Петрушевской «Страна» 11 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: