Тема урока: И.Соколов – Микитов «Март в лесу»

Тема урока: И.Соколов – Микитов «Март в лесу»

Цель: создать условия для знакомства и анализа произведения.

Задачи:

Обучающие: расширить читательский опыт учащихся знакомством с произведением о природе; формировать читательские умения (определять жанр, тему произведения и идею произведения); учить работать с текстом; формировать навыки правильного быстрого и выразительного чтения.
Развивающие: развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы; развивать художественно — творческую активность; развивать образное воображение, внимание, память, мышление; развивать умение мотивировать свой ответ; обогащать речь младшего школьника (незнакомые слова в тексте и т.д.).
Воспитывающие: формировать познавательную активность учащихся; воспитывать речевую культуру; пробуждать любовь и бережливое отношение к родной природе и ко всему живому; обучать правильному поведению и деятельности в природе.

Оборудование: компьютер, презентация по теме, используемые средства обучения: учебник, карточки для чтения с пометками, учебник Л.Ф. Климановой «Литературное чтение», 3класс, УМК «Перспектива».

Планируемые результаты: (УУД)

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное произведение, анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства автора;

Регулятивные – адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивают правильность выполнения действия;

Познавательные: строят речевые высказывания в устной форме, владеют техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, осознают себя, как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;

Коммуникативные: используют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.



























Ход урока.

  1. Организационный момент. Психологический настрой.

Звенит звонок веселый,

Настал открытий срок.

К познаниям готовы? (Да)

Тогда начнем урок!

— Добрый день! Пусть этот день действительно будет добрым для всех и разбудит в каждом лучшие чувства – желание слышать, понимать, помогать и поддерживать друг друга.

СИТУАЦИЯ: В школе, где учились наши знакомые герои Аня и Ваня, проводился конкурс литературного творчества «Весна идёт, Весне дорогу!» по нескольким номинациям. Аня и Ваня решили принять участие в номинации: «Лучший текст описание «В окно повеяло весною». Аня призадумалась и стала собирать материал: зарисовки русских писателей и поэтов о весне, иллюстрации, поговорки…

А Ваня, не задумываясь, написал текст и представил его Ане:

(Чтение с экрана)

«Дело было весной. Мы с друзьями решили пускать кораблики по ручьям. Кораблики сложили из старых газет. Вышли на улицу. Ручей оказался слишком узкий. Мы с мальчишками взяли лопатки и раскопали ручей пошире. Нам было очень весело».

Аня внимательно прослушала текст описание Вани и сказала: «Такой текст не является описанием на тему: «В окно повеяло весною».

Ваня удивился и стал возражать, что он описывал именно приход весны.

Ребята, можно ли согласиться с Ваней? Как вы думаете, кому из ребят нужна помощь?

Есть ли у вас желание научиться писать текст описание о наступлении весны, чтобы помочь Ване?

— Каждый приход весны пробуждает самые разные чувства. А какие ассоциации вызывает у вас слово «весна»?

— Вы заметили: одни слова и словосочетания, связанные с изменениями в природе, а другие – связанные с изменениями в душе человека. Какой вывод можно сделать? (О тесной связи жизни природы и жизни человека.)

— Да, действительно, весна – одно из удивительнейших времен года. От длительного сна просыпается природа, появляются первые новые живые звуки жизни: Какие звуки?

— капель, звон ручьев, шелест деревьев, пение птиц, начинается цветение трав, деревьев; Человек тоже как бы вновь просыпается, ощущает радость, полон надежд на новую жизнь.

— В народе каждый месяц имеет ещё одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе. В каждом из них есть и свои приметы, которые сложились из многолетних наблюдений. Народная мудрость гласит, что в природе 3 весны. Прочитайте и объясните, почему каждый из месяцев получил в народе такое название. (Работа в парах)

Март – весна света

Апрель – весна воды

Май – весна цвета

— Весенняя природа побуждает людей творить: художников – красками, композиторов – звуками, а поэтов и писателей – словом. Благодаря этим произведениям, мы чувствуем как дорога их сердцам родная природа. Они не только сами видят красоту, но и нас учат нас видеть в ней то, мимо чего мы часто проходим не замечая.

3. Открытие новых знаний.

А) Каких писателей можете назвать. Кто писал о природе?

Работа с выставкой книг (Слайд )

— Рассмотрите выставку книг. Кто автор? О чём эти произведения? Доказать свою точку зрения.

Действительно, основной темой творчества писателя Ивана Сергеевича Соколова – Микитова была природа. Восход и заход солнца, лес, ледоход – обо всём этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы. Книги И.С.Соколова – Микитова – это богатый источник сведений об окружающем нас мире.

(Сообщение о писателе)

Иван Сергеевич Соколов-Микитов – русский писатель – путешественник. Он родился в крестьянской семье. Детство и ранняя молодость писателя прошли на Смоленщине. Ранние годы автора прошли в лесу, в одиночестве и оставили печать на всю жизнь. Он научился видеть, наблюдать, фантазировать. Жажда странствий не давала ему покоя всю жизнь. Кем он только не был: матросом, лётчиком, школьным учителем, но писать не бросал никогда! Даже с детьми в деревне он издавал газету, которая называлась «Заячья газета». Здесь они учились писать друг у друга. В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался — наговаривал свои произведения на диктофон. Вот такая жизнь — полная любви и внимания к людям, к природе, к родной стране. Умер писатель в возрасте 83 года. (По линии отца в семье приказчика купца-лесоторговца.)

Б) Работа с текстом до чтения. Учебник стр. 140 (Приём прогнозирования)

— Прочитайте название текста. Что можно предположить? О чём поведает нам автор в своём произведении?

— Вы попытались выдвинуть свои предположения, опираясь только на название. Познакомимся с текстом и узнаем, совпали ли ваши предсказания.

В) Работа с текстом во время чтения. (Первичное восприятие текста)

Чтение текста учителем, или хорошо читающий ученик

— Какое настроение вызывает у вас прочитанное произведение?

— Какова главная мысль в тексте? (Весна постепенно)

— Как вы считаете: Это текст – рассуждение, описание или повествование?)

— Что же подтвердилось из ваших предположений?

Весна медленными шагами ступает по лесу и природа сквозь сон слышит её приближение и улыбается.

4. Физминутка

Перечитывание текста

— Прочитайте текст. Найдите выразительные слова и словосочетания, которые помогают услышать звуки весеннего леса:

-звонкая барабанная трель;

— торжественно звучат;

— сухое звонкое дерево.

— Кто издаёт эти звуки?

— В природе существует несколько видов дятлов. О каком из видов рассказывает нам автор?

— Рассмотрите иллюстрации. Найдите на данных изображениях пёстрого дятла. (Слайд)

Д) Работа с текстом после чтения (Карточки)

— Поработаем в парах. Вставив пропущенные слова в предложения, вы узнаете, как именно автор характеризует звуки весеннего леса.

Вот почти над самой головой послышалась ____________________.

— Как вы её себе представляете? Сможете изобразить? Попробуете? Можно ли сказать, что эти звуки мелодичны?

— Как по-разному автор называет дятла в рассказе? Почему птиц называют барабанщиками?

Если прислушаться хорошенько, непременно услышишь: там и там в лесу, ближе и дальше, как бы __________, ___________________.

— На что указывает слово перекликаясь?

— Как вы понимаете значение слова торжественно? А почему они так звучат?

(приветствуют приход весны).

— Найдите предложения, в которых автор говорит о том, что не каждый может услышать эти звуки.

Как вы понимаете выражение чуткое ухо?

(Словарь Ожегова: Чуткое ухо — быстро и легко воспринимающее что-нибудь).

— Этими словами автор обращает наше внимание на то, что только чуткий, внимательный, любящий природу человек может услышать первые звуки весны.

Слайд (МУЗЫКА ЗВУКИ ДЯТЛА)

— Ребята, автор в тексте говорит нам о том, что изменения, которые произошли в марте в лесу, разбудили не всех. Что ещё не пробудилось от зимнего сна? (деревья)

— Почему вы так решили? (Стоят недвижно)

— А как можно узнать об их пробуждении? (начинается сокодвижение)

— У нашего народа накопилось великое множество примет о весне. В них хранится вся мудрость поколений наших предков.

(Большое количество сока в берёзе означает дождливое лето).

— Какое значение имеет берёзовый сок для человека?

Берёзовый сок – это кладовая витаминов. Он содержит кальций, железо, калий и многие другие полезные вещества. Употребление берёзового сока способствует укреплению иммунитета.

— Что необходимо помнить при сборе берёзового сока?

Нельзя собирать сок с молодых деревьев, так как их можно погубить. После сбора сока нужно поблагодарить дерево и залепить отверстие мхом, воском или глиной, иначе дерево может погибнуть от бактерий и вредителей.

— Какая информация была для вас новой? Что вы захотели изменить в себе?

— Можете ли вы теперь помочь Ване? С какими чувствами вы возьмётесь за работу? Можно ли научиться, помогая другим?

Дерево чувств. (Слайд)

— Работа в группах: (Раздать папки). Правила работы в группах.

(Проект Весна)

Итог урока. Рефлексия — Поделитесь своими впечатлениями, составив синквейн со словом УРОК. ( Слайд )

Домашнее задание: — По выбору:

1. Нарисовать весенний пейзаж по рассказу

2. Придумайте небольшой текст – зарисовку на тему «Мелодии весеннего леса», используя слова из и выражения, которые даны в «Словарной коробочке».

3.Выразительное чтение текста на с.140 (Слайд)


ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Чтение с пометками (Дети работают индивидуально) ПАМЯТКИ. (Слайд

— О чём вы можете сказать: ЭТО Я ЗНАЮ?

— Какая информация была новой?

— Какие вопросы появились?

На некоторые вопросы вы сможете сами дать ответ, поработав в парах.


Свежие документы:  Сочинение на тему: "Роль любовной интриги в романе Гончарова Обломов"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: