Тема урока: И.Соколов – Микитов «Март в лесу»
Цель: создать условия для знакомства и анализа произведения.
Задачи:
Обучающие: расширить читательский опыт учащихся знакомством с произведением о природе; формировать читательские умения (определять жанр, тему произведения и идею произведения); учить работать с текстом; формировать навыки правильного быстрого и выразительного чтения.
Развивающие: развивать умение видеть и чувствовать красоту родной природы; развивать художественно — творческую активность; развивать образное воображение, внимание, память, мышление; развивать умение мотивировать свой ответ; обогащать речь младшего школьника (незнакомые слова в тексте и т.д.).
Воспитывающие: формировать познавательную активность учащихся; воспитывать речевую культуру; пробуждать любовь и бережливое отношение к родной природе и ко всему живому; обучать правильному поведению и деятельности в природе.
Оборудование: компьютер, презентация по теме, используемые средства обучения: учебник, карточки для чтения с пометками, учебник Л.Ф. Климановой «Литературное чтение», 3класс, УМК «Перспектива».
Планируемые результаты: (УУД)
Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное произведение, анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства автора;
Регулятивные – адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивают правильность выполнения действия;
Познавательные: строят речевые высказывания в устной форме, владеют техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, осознают себя, как грамотного читателя, способного к творческой деятельности;
Коммуникативные: используют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Ход урока.
Организационный момент. Психологический настрой.
Звенит звонок веселый,
Настал открытий срок.
К познаниям готовы? (Да)
Тогда начнем урок!
— Добрый день! Пусть этот день действительно будет добрым для всех и разбудит в каждом лучшие чувства – желание слышать, понимать, помогать и поддерживать друг друга.
СИТУАЦИЯ: В школе, где учились наши знакомые герои Аня и Ваня, проводился конкурс литературного творчества «Весна идёт, Весне дорогу!» по нескольким номинациям. Аня и Ваня решили принять участие в номинации: «Лучший текст описание «В окно повеяло весною». Аня призадумалась и стала собирать материал: зарисовки русских писателей и поэтов о весне, иллюстрации, поговорки…
А Ваня, не задумываясь, написал текст и представил его Ане:
(Чтение с экрана)
«Дело было весной. Мы с друзьями решили пускать кораблики по ручьям. Кораблики сложили из старых газет. Вышли на улицу. Ручей оказался слишком узкий. Мы с мальчишками взяли лопатки и раскопали ручей пошире. Нам было очень весело».
Аня внимательно прослушала текст описание Вани и сказала: «Такой текст не является описанием на тему: «В окно повеяло весною».
Ваня удивился и стал возражать, что он описывал именно приход весны.
— Ребята, можно ли согласиться с Ваней? Как вы думаете, кому из ребят нужна помощь?
Есть ли у вас желание научиться писать текст описание о наступлении весны, чтобы помочь Ване?
— Каждый приход весны пробуждает самые разные чувства. А какие ассоциации вызывает у вас слово «весна»?
— Вы заметили: одни слова и словосочетания, связанные с изменениями в природе, а другие – связанные с изменениями в душе человека. Какой вывод можно сделать? (О тесной связи жизни природы и жизни человека.)
— Да, действительно, весна – одно из удивительнейших времен года. От длительного сна просыпается природа, появляются первые новые живые звуки жизни: Какие звуки?
— капель, звон ручьев, шелест деревьев, пение птиц, начинается цветение трав, деревьев; Человек тоже как бы вновь просыпается, ощущает радость, полон надежд на новую жизнь.
— В народе каждый месяц имеет ещё одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе. В каждом из них есть и свои приметы, которые сложились из многолетних наблюдений. Народная мудрость гласит, что в природе 3 весны. Прочитайте и объясните, почему каждый из месяцев получил в народе такое название. (Работа в парах)
Март – весна света
Апрель – весна воды
Май – весна цвета
— Весенняя природа побуждает людей творить: художников – красками, композиторов – звуками, а поэтов и писателей – словом. Благодаря этим произведениям, мы чувствуем как дорога их сердцам родная природа. Они не только сами видят красоту, но и нас учат нас видеть в ней то, мимо чего мы часто проходим не замечая.
3. Открытие новых знаний.
А) Каких писателей можете назвать. Кто писал о природе?
Работа с выставкой книг (Слайд )
— Рассмотрите выставку книг. Кто автор? О чём эти произведения? Доказать свою точку зрения.
— Действительно, основной темой творчества писателя Ивана Сергеевича Соколова – Микитова была природа. Восход и заход солнца, лес, ледоход – обо всём этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы. Книги И.С.Соколова – Микитова – это богатый источник сведений об окружающем нас мире.
(Сообщение о писателе)
Иван Сергеевич Соколов-Микитов – русский писатель – путешественник. Он родился в крестьянской семье. Детство и ранняя молодость писателя прошли на Смоленщине. Ранние годы автора прошли в лесу, в одиночестве и оставили печать на всю жизнь. Он научился видеть, наблюдать, фантазировать. Жажда странствий не давала ему покоя всю жизнь. Кем он только не был: матросом, лётчиком, школьным учителем, но писать не бросал никогда! Даже с детьми в деревне он издавал газету, которая называлась «Заячья газета». Здесь они учились писать друг у друга. В последние годы жизни у Ивана Сергеевича пропало зрение, но он не сдался — наговаривал свои произведения на диктофон. Вот такая жизнь — полная любви и внимания к людям, к природе, к родной стране. Умер писатель в возрасте 83 года. (По линии отца в семье приказчика купца-лесоторговца.)
Б) Работа с текстом до чтения. Учебник стр. 140 (Приём прогнозирования)
— Прочитайте название текста. Что можно предположить? О чём поведает нам автор в своём произведении?
— Вы попытались выдвинуть свои предположения, опираясь только на название. Познакомимся с текстом и узнаем, совпали ли ваши предсказания.
В) Работа с текстом во время чтения. (Первичное восприятие текста)
Чтение текста учителем, или хорошо читающий ученик
— Какое настроение вызывает у вас прочитанное произведение?
— Какова главная мысль в тексте? (Весна постепенно)
— Как вы считаете: Это текст – рассуждение, описание или повествование?)
— Что же подтвердилось из ваших предположений?
— Весна медленными шагами ступает по лесу и природа сквозь сон слышит её приближение и улыбается.
4. Физминутка
Перечитывание текста
— Прочитайте текст. Найдите выразительные слова и словосочетания, которые помогают услышать звуки весеннего леса:
-звонкая барабанная трель;
— торжественно звучат;
— сухое звонкое дерево.
— Кто издаёт эти звуки?
— В природе существует несколько видов дятлов. О каком из видов рассказывает нам автор?
— Рассмотрите иллюстрации. Найдите на данных изображениях пёстрого дятла. (Слайд)
Д) Работа с текстом после чтения (Карточки)
— Поработаем в парах. Вставив пропущенные слова в предложения, вы узнаете, как именно автор характеризует звуки весеннего леса.
Вот почти над самой головой послышалась ____________________.
— Как вы её себе представляете? Сможете изобразить? Попробуете? Можно ли сказать, что эти звуки мелодичны?
— Как по-разному автор называет дятла в рассказе? Почему птиц называют барабанщиками?
Если прислушаться хорошенько, непременно услышишь: там и там в лесу, ближе и дальше, как бы __________, ___________________.
— На что указывает слово перекликаясь?
— Как вы понимаете значение слова торжественно? А почему они так звучат?
(приветствуют приход весны).
— Найдите предложения, в которых автор говорит о том, что не каждый может услышать эти звуки.
— Как вы понимаете выражение чуткое ухо?
(Словарь Ожегова: Чуткое ухо — быстро и легко воспринимающее что-нибудь).
— Этими словами автор обращает наше внимание на то, что только чуткий, внимательный, любящий природу человек может услышать первые звуки весны.
Слайд (МУЗЫКА ЗВУКИ ДЯТЛА)
— Ребята, автор в тексте говорит нам о том, что изменения, которые произошли в марте в лесу, разбудили не всех. Что ещё не пробудилось от зимнего сна? (деревья)
— Почему вы так решили? (Стоят недвижно)
— А как можно узнать об их пробуждении? (начинается сокодвижение)
— У нашего народа накопилось великое множество примет о весне. В них хранится вся мудрость поколений наших предков.
— (Большое количество сока в берёзе означает дождливое лето).
— Какое значение имеет берёзовый сок для человека?
Берёзовый сок – это кладовая витаминов. Он содержит кальций, железо, калий и многие другие полезные вещества. Употребление берёзового сока способствует укреплению иммунитета.
— Что необходимо помнить при сборе берёзового сока?
Нельзя собирать сок с молодых деревьев, так как их можно погубить. После сбора сока нужно поблагодарить дерево и залепить отверстие мхом, воском или глиной, иначе дерево может погибнуть от бактерий и вредителей.
— Какая информация была для вас новой? Что вы захотели изменить в себе?
— Можете ли вы теперь помочь Ване? С какими чувствами вы возьмётесь за работу? Можно ли научиться, помогая другим?
Дерево чувств. (Слайд)
— Работа в группах: (Раздать папки). Правила работы в группах.
(Проект Весна)
Итог урока. Рефлексия — Поделитесь своими впечатлениями, составив синквейн со словом УРОК. ( Слайд )
Домашнее задание: — По выбору:
1. Нарисовать весенний пейзаж по рассказу
2. Придумайте небольшой текст – зарисовку на тему «Мелодии весеннего леса», используя слова из и выражения, которые даны в «Словарной коробочке».
3.Выразительное чтение текста на с.140 (Слайд)
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Чтение с пометками (Дети работают индивидуально) ПАМЯТКИ. (Слайд
— О чём вы можете сказать: ЭТО Я ЗНАЮ?
— Какая информация была новой?
— Какие вопросы появились?
На некоторые вопросы вы сможете сами дать ответ, поработав в парах.