Урок литературного чтения «Воробьишко»
Тема урока: М.Горький «Воробьишко»
Цели урока: учить конструированию логических высказываний; Создавать на уроке ситуации, способствующие формированию коммуникативных умений, учить творческой работе в группах, учить через мысли, ассоциации, чувства, вести к пониманию идеи произведения; воспитывать чувства любви и нежности к матери.
Оборудование: портрет М.Горького, книжная выставка .
Ход урока -Орг. момент.
— Сегодня на уроке вы самостоятельно будете добывать знания. Подумайте и — скажите что помогает композитору в создании музыкального произведения?(настроение, вдохновение ,ноты, обстановка и т. д).
Главное- ноты.
А художнику?(краски)
— А мы с вами будем добывать наши знания с помощью слов, создавать красивые и правильно построенные предложения.
— Обратите ваше внимание на слова ,написанные на доске. «Любовь, я думал, сильнее смерти и страха сильнее. Только ею , только любовью держится и движется жизнь!» И.Тургенев. -Как вы понимаете значения слова- любовь?(ответы уч-ся) Обратимся к толковому словарю Даля и уточним. Работа в тетрадях. К слову –любовь запишите ваши ассоциации ,какая на ваш взгляд бывает она. (дружеская. взаимная, горячая, сыновья, материнская и т . д.)
-Выберите и подчеркните ту запись, которая ближе всех по вашему состоянию души.
— Почему выбрали именно -материнская? ( ответы детей). Конечно любим в первую очередь тех, кого знаем, своих родных и близких. Как вы думаете , окружаюшие нас птицы нуждаются в нашей заботе? Много мы знаем о них. Краткое сообщение о воробье .Какой текст прослушали?(научно-популярный)Об этих птицах Написано много писателями и В.Бианки, С.Есенин, Н.Рубцов. Сегодня вы познакомитесь с произведением М Горького «Воробьишко».
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. -Знакомство с текстом.(чтение уч-ся) -Кто главный герой рассказа? -Что о нем узнали? -Как произошло, что он вывалился из гнезда? -Чем это могло закончиться? Словарная работа. Пичужки, желторотый, наличник, пакля.
РАБОТА В ГРУППАХ. -В тетрадях .Напишите ваши ассоциации ,какой он воробьишко? (глупый, непослушный ,безответственный) Дополнила каждая группа свои. Подчеркните то определение ,которое точно характеризует Пудика?Почему? -Попробуйте определить настроение произведения.
Все высказывания записываются в тетради и на доске. поучительный печальный грустный смешной волнующий радостный задумчивый и другие
Все группы делят текст на части. 1группа- пересказывает 1 часть. 2 группа — чтение 2 части в лицах. 3 группа — составить картинный план и 3 часть прочитать В какой момент у вас было чувство страха за Пудика? Как мы такие моменты называем? (кульминация). -Кому своей жизнью обязан воробьишко? Подберите к слову МАМА- ассоциации. Проверка и дополнения. -Как вы думаете, что побудило воробьиху броситься на кошку? (Она жертвует собой ради непослушного сына). Что сделало ее сильной?( любовь к нему) Вы видите, на что способна родительская любовь. У вас на партах сердечки ,почему как вы думаете? -(Любовь- это чувство , идущее из глубины души.) Материнское сердце способно помочь ,защитить, согреть, потому что в нем есть великая любовь.
Подведение итога урока. -Что автор имел в виду ,когда писал строки:»У воробьев совсем так же как у людей….» -Какая основная идея произведения? О чем должны помнить всегда? («Если маме не верить, то то это может плохо кончиться») Молодцы! Все работали дружно .Сердечки подарите своим мамам.