Михаил ЛЕРМОНТОВ
Молитва
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…
1839
B8. Укажите размер, которым написано стихотворение.
В9. Выпишите из стихотворения слово, обозначающее (в переносном смысле) тяжёлую ношу, непосильный груз.
B10. Укажите название синтаксического приёма, который заключается в повторе одного и того же слова в начале последних двух строк стихотворения.
B11. В двух последних строках стихотворения уместилось целых три односоставных предложения. В них нет подлежащего, и создаётся впечатление, что действие происходит (или состояние возникает) само собой, без участия и воли человека. Назовите тип этих односоставных предложений.
B12. Как называется образное, эмоциональное определение предмета или явления (молитва чудная, сила благодатная)?
C3. Почему, с вашей точки зрения, стихотворение заканчивается многоточием?
C4. Какие стихотворения Лермонтова вы назвали бы контрастными по отношению к этому стихотворению?
Ответы и комментарии
хореем; хорей | |
B9 | бремя |
B10 | анафора; единоначатие |
B11 | безличные; безличные предложения |
B12 | эпитет |
Задания С3–С4. Анализируя стихотворение Лермонтова, стоит обратить внимание на то, что это достаточно редкий для автора случай (по крайней мере из входящих в программу) «светлого», гармоничного стихотворения. «Трудной» названа лишь «минута», «сомненье далеко», душа в молитве освобождается от бремени. Молитва не зря названа «чудной»: это освобождение человека происходит как бы само собой (верится, плачется, легко, легко – безличные предложения). Слова молитвы действуют как бы помимо их смысла – своим созвучьем, заключённой в этом созвучье жизнью, непонятной, святой прелестью. Однако многоточие (и повтор слов в конце последней строки) можно истолковать как возникающую интонацию неуверенности: герой чувствует, что освобождение пришло ненадолго, что грусть вернётся – и он хочет продлить молитву, чтобы отсрочить эту минуту (потому что такое состояние лёгкости он испытывает только в молитве).
Контрастно к этому стихотворению могут выглядеть многие программные стихотворения Лермонтова, в которых сильны мотивы борьбы или сомнения, разочарования.
Михаил ЛЕРМОНТОВ
Сон
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая ещё дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их жёлтые вершины
И жгло меня – но спал я мёртвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жён, увенчанных цветами,
Шёл разговор весёлый обо мне.
Но, в разговор весёлый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа её младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди, дымясь, чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струёй.
1841
B8. Как называется разновидность композиции, при использовании которой читатель в конце произведения возвращается к его началу?
B9. Во второй строфе использован фразеологизм, который помогает читателю понять, что герой стихотворения не будет спасён, он умрёт, хотя нигде не сказано об этом впрямую. Выпишите этот фразеологизм.
B10. Во многих предложениях стихотворения применён синтаксический приём нарушения прямого порядка слов (например, глубокая ещё дымилась рана; шёл разговор весёлый обо мне). Как называется такой приём?
B11. В стихотворении используется приём повторения одинаковых или близких звуков (жгло их жёлтые вершины и жгло меня). Как называется такой приём?
B12. Каким размером написано стихотворение?
C3. Какую роль в понимании этого стихотворения играет его название?
C4. В каких ещё произведениях русской литературы есть мотив сна? Зачем авторы изображают сны героев в своих произведениях?
Ответы и комментарии
B8 кольцевая; кольцевая композиция; кольцо
B9 спал я мёртвым сном; спал мёртвым сном; спать мёртвым сном
B10 инверсия; обратный порядок слов
B11 звукопись; ассонанс; аллитерация
B12 ямб; пятистопный ямб
Задание С3. Если бы не название, сюжет стихотворения можно было бы пересказать примерно так: смертельно раненный человек в предсмертном бреду представляет, как его возлюбленная вспоминает о нём и почему-то чувствует, что он погиб. Название же придаёт стихотворению другую точку отсчёта, другую систему координат: герой не ранен – ему снится, что он ранен и видит сон о своей возлюбленной, которая «видит сон» (грезит наяву) о нём. Такое необычное построение сюжета (похожее на отражение зеркала в зеркале) вызывало повышенное внимание к стихотворению и стало причиной того, что само оно, в свою очередь, «отражается» во многих стихотворениях более поздних поэтов.
Задание С4. Сны видят многие персонажи: Светлана у В.А. Жуковского, Гринёв в «Капитанской дочке», Татьяна в «Евгении Онегине», Мцыри, Обломов, Катерина в «Грозе», Раскольников и Свидригайлов в «Преступлении и наказании», Петя Ростов и Пьер Безухов в «Войне и мире» и т.д. С одной стороны, сны помогают понять внутренний мир героев, обнажая их мечты и страхи. С другой стороны, в снах часто предвосхищаются будущие события. Стихотворение Лермонтова – пример такого пророческого сна.
Михаил ЛЕРМОНТОВ
* * *
Расстались мы, но твой портрет
Я на груди моей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.
И, новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог:
Так храм оставленный – всё храм,
Кумир поверженный – всё бог!
1837
B8. К какому роду литературы относится это произведение?
B9. Выпишите из стихотворения слово, которое имеет такие значения: «статуя божества, идол; предмет восхищения, поклонения».
B10. В этом стихотворении встречается целый ряд противопоставленных мотивов и образов: сейчас – тогда, разлука – соединение, храм оставленный –
храм, кумир поверженный – бог и т.д. Как называется в литературоведении противопоставление, намеренное сталкивание контрастных элементов?
B11. Две последние строки стихотворения устроены похоже с синтаксической точки зрения, созданы по одной модели. Как называется такое сходное расположение элементов речи в смежных частях текста?
B12. Как называется нарушение «естественного» порядка слов, с которым мы неоднократно встречаемся в этом стихотворении: расстались мы, душу радует мою, новым преданный страстям, храм оставленный, кумир поверженный и т.д.?
C3. Какие советы вы дали бы чтецу, который захотел исполнить это стихотворение перед аудиторией? С какими трудностями ему предстоит столкнуться при чтении вслух, что необходимо учесть?
C4. Какие ещё стихотворения о разлуке, о любви, оставшейся в прошлом, вам известны и как они перекликаются со стихотворением Лермонтова?
Ответы и комментарии
B8 к лирике; лирика
B9 кумир
B10 антитеза
B11 параллелизм; синтаксический параллелизм
B12 инверсия
Задание С3. Никакого «правильного» ответа на вопрос С3 нет и быть не может – тем интереснее читать ответы школьников и (надеемся) их создавать.
Надо поощрить ребят за удачные мысли. Единственное, что следует иметь в виду: в советах чтецу надо идти от текста стихотворения. Задание и направлено на то, чтобы помочь ребятам присмотреться к таким пластам стихотворения, которые не проверяются и не охватываются тестами, а при этом гораздо важнее того, что мы этими тестами проверяем. Например, можно заметить, что в этом стихотворении только мужская рифма. Это довольно необычно, тем более в сочетании с самым распространённым в русской поэзии размером – четырёхстопным ямбом. Попробуем «поймать» и определить свои ощущения от «ударных» финалов всех строк (это будет непросто, но интересно).
Затем обратим внимание на знаки препинания, которые нельзя впрямую произнести – их надо обыграть интонационно. Два четверостишия этого стихотворения представляют собой сложные предложения, ровно посередине каждого – двоеточие.
Что означает этот знак в бессоюзном предложении? После него идёт или объяснение причины того, что было перед ним, или какая-то дополняющая, поясняющая информация. Как при чтении эту «причинность» («я храню твой портрет, потому что он мне радует душу») и «объяснительность» («не могу забыть, ведь не перестают быть святынями и храм оставленный, и кумир повержеый»)?
Тоже задача для чтеца.
Ещё одна сложность – две последние строки. Последняя стопа в них «разрывается» на два слова (особая экспрессия; этим свойством строки выделяются
на общем фоне). Как их прочесть? Делать ли дополнительное ударение на слове «всё», находящемся в безударном положении (опять как бы внутренний взрыв – мы ведь привыкли, что «ё» всегда ударна)?
Или пойти за ритмом и не выделять «всё» голосом?
И что значит это «всё»? Как его прочесть, чтобы стало понятно: «всё» – это «всё равно», «всё ещё»?
Вполне возможно, что школьники обратят внимание в тексте на совсем другие вещи. Будьте толерантны в оценке их находок: анализ и чтение поэзии – дело очень тонкое и трудное.
Задание С4. Для сопоставительной работы подойдут, например, стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил…», «К***», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», М.Ю. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою…», А.А. Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…», С.А. Есенина «Не бродить, не мять в кустах багряных…».
Михаил ЛЕРМОНТОВ
* * *
Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть:
Как я любил, за что страдал, –
Тому судья лишь Бог да совесть!..
Им сердце в чувствах даст отчёт,
У них попросит сожаленья;
И пусть меня накажет Тот,
Кто изобрёл мои мученья.
Укор невежд, укор людей
Души высокой не печалит, –
Пускай шумит волна морей,
Утёс гранитный не повалит;
Его чело меж облаков,
Он двух стихий жилец угрюмый,
И, кроме бури да громов,
Он никому не вверит думы…
1837
B8. К какому роду литературы относится это произведение?
B9. Выпишите из стихотворения устаревшее слово, синоним к слову «лоб», употреблённое здесь как метафора.
В10. Стихотворение, как это часто бывает у Лермонтова, строится на контрастном противопоставлении мира лирического героя и мира людей. Как называется такое противопоставление?
В11. Гранитный утёс в стихотворении назван «двух стихий жильцом угрюмым», он «никому не вверит думы». Как называется такое перенесение человеческих черт на неживой предмет?
В12. Каким размером написано это стихотворение?
C3. Почему это стихотворение можно назвать романтическим?
C4. Какие ещё стихотворения о противостоянии героя и мира, об одиночестве вам известны и как они перекликаются со стихотворением М.Лермонтова?
Ответы и комментарии
B8 к лирике; лирика
B9 чело
B10 антитеза
B11 олицетворение
B12 ямбом; ямб; четырёхстопным ямбом; четырёхстопный ямб
Задание С3. В этом стихотворении много примет романтизма. Хорошо, если школьники назовут противостояние одинокого, непонятого героя миру, заметят наличие «двоемирия», антитез (мир людей, толпы, мир дольний – и мир «бурь
и громов»). Герой стихотворения хочет укрыть свою тайну от всех; он много страдал и чувствовал в прошлом. Ныне его удел – мучения, угрюмость; он должен терпеть и молчать. Но душа у него – «высокая». Невозможность оторваться от земли и при этом невозможность не стремиться в небо, «разорванность» между двумя стихиями – тоже важный признак романтического героя. Романтически возвышенными являются и употребляемые в стихотворении образы (например, природные), и сам стиль.
Задание С4. Для сопоставления подойдут другие стихотворения самого Лермонтова («Утёс», «На севере диком стоит одиноко…», «Листок», «Нет, я не Байрон…» и др.), а также двух ярких «романтиков» XX века – В.Маяковского (дореволюционная лирика) и М.Цветаевой. Возможно и сопоставление с такими стихотворениями А.Пушкина, как «Поэту» или «Из Пиндемонти».