МКОУ «Увалобитиинская СОШ»
ПРОЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Тема: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».
(УМК «Школа России», автор учебника В.Г. Горецкий, 1 класс)
Учитель: Темерёва Татьяна Григорьевна
2013 год
1.Тема урока: Русская народная сказка «РУКАВИЧКА».
2. Тип урока: Открытие нового знания.
3. Представление о результатах:
— личностные результаты: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
— метапредметные результаты:
а) Познавательные УУД:
формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое высказывание в устной форме.
б) Коммуникативные УУД:
формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнёра.
в) Регулятивные УУД:
принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; планировать совместно с
учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
— предметные результаты: — дети познакомятся с русской народной сказкой «Рукавичка», научатся читать сказку по ролям,
анализировать, сравнивать и воспроизводить текст по опорным словам и картинному плану, узнают о культуре русского народа, научатся ценить её достояние;
4.Цель урока: познакомить с русской народной сказкой «Рукавичка», совершенствовать навык чтения целыми словами, развивать навык выразительного чтения сказки по ролям, развивать умение анализировать и сравнивать, продолжить формирование навыков выразительного чтения по ролям, совершенствовать речевые умения и навыки пересказа по опорным словам, развивать речь, логическое мышление, внимание, воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа.
5. Технология: системно-деятельностный метод обучения.
6. Оборудование: учебник «Литературное чтение», иллюстрации главных героев сказок «Теремок» и «Рукавичка», обложки книг «Теремок» и «Рукавичка», электронное приложение (презентация к уроку).
Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат | |
1. | Оргмомент. | Проверка готовности к уроку.
| Уточнять и конкретизировать действия учащегося. -Урок литературного чтения. Итак, друзья, внимание! Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее, Начнём скорей урок! | Контролировать свою готовность к уроку. (слайд №1) | Готовность к учебной деятельности. |
2. | Актуализация знаний. Постановка учащимися цели урока. | Формулировать познавательную цель с помощью учителя. | На доске в хаотичном порядке расположены карточки: научились читать сказки Мы
Составьте из данных слов предложение.
-Как вы думаете, стоит ли нам остаться с теми знаниями, которые у вас есть, или будем идти вперёд и добиваться лучших результатов в чтении? Мы будем учиться чему?
|
Дети составляют предложение: «Мы научились читать сказки».
Дети формулируют цель урока: «Сегодня на уроке мы будем учиться правильному выразительному чтению». (слайд №2)
|
Дети сформулировали цель урока. |
3. | Самоопределение к деятельности. | Включение детей в урок. Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве; опора на выделенные учителем ориентиры действия.
| Речевая разминка (запись на доске и иллюстрация): — Прочтите скороговорку медленно, а затем быстро.
Мышь в углу прогрызла норку, Тащит в норку хлеба корку.
— В каких сказках действующее лицо – мышка? |
Дети читают скороговорку медленно, а затем быстрее.
Ответы детей: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок». |
Самооценка.
|
4. | Мотивация учебной деятельности. | Проверка домашнего задания.
Выставка детских рисунков.
Выразительное чтение отрывка из сказки Е. Чарушина «Теремок». | — С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке? — Что вы помните об авторе сказки – Е. Чарушине?
— Давайте прочитаем выразительно отрывок из сказки Е. Чарушина «Теремок». (на доске выставлены иллюстрации главных героев) — В правильном ли порядке расположены главные герои сказки на доске?
| Ответ детей: «Мы познакомились с авторской сказкой Е. Чарушина «Теремок». (слайд №3)
Выразительное чтение отрывка из сказки детьми «по цепочке».
Дети ищут и исправляют ошибки. |
Самооценка.
|
5. | Формулирование учащимися темы урока и уточнение цели. | Уточнить познавательную цель и формулировать тему урока с помощью учителя. | — Ребята, а знакомы ли вам другие сказки, похожие по содержанию на сказку «Теремок», которую вы сейчас читали? — Сегодня на уроке мы будем читать хорошо знакомую вам русскую народную сказку.
Название этой сказки вы прочтете по первым буквам изображенных предметов.
— Итак, уточните тему сегодняшнего урока. — Давайте повторим цель нашего урока, связав её с темой. | Ответы детей.
Дети работают в парах, расставляя в нужном порядке буквы у доски.
Ответ детей:
Ответ детей: «Мы будем учиться читать правильно и выразительно сказку «Рукавичка». (слайд №4) |
|
6. | Постановка учебной задачи. | Обсуждение затруднений. Постановка проблемы урока.
| — Вы, наверное, все знаете, что такое «рукавички» и зачем они нужны людям? — Как ещё можно сберечь руки от холода? — Почему народ, придумав эту сказку, назвал её «Рукавичка»? — Можете ли вы, сейчас, не читая сказки, ответить на этот проблемный вопрос? … — Тогда давайте прочитаем сказку очень внимательно, вдумчиво и может кто-то из вас сможет дать точный ответ на поставленный вопрос. |
Ответы детей.
Ответ детей: «Нет, не можем».
Чтение сказки вслух учителем и учащимися.
|
Проблема поставлена и запланированы действия для её решения.
|
7. | Решение учебной задачи. | Построение проекта выхода из затруднений. | — Понравилась ли вам сказка?
— Кто обронил рукавичку?
— Сколько всего зверей поместилось в рукавичке?
— Почему звери были вынуждены покинуть свой домик?
— Может кто-то уже готов ответить на главный вопрос: «Почему сказку назвали именно «Рукавичка»?».
Наводящие вопросы: «Куда пошёл дедушка?» «Сказано ли в сказке, зачем он пошёл в лес?» «Можно ли догадаться?» «Для работы в лесу, что лучше спасает от мороза?» «Как вы думаете, что теплее: рукавички, варежки или перчатки?»
— А хотите ли вы узнать, почему рукавички так назвали? — Я тоже не знаю. Давайте вместе рассуждать. — Назовите родственное слово к слову «рукавички».
— Теперь давайте медленно произнесём это слово, разделив его на две части: «рука» – «вица». — Что услышали? — Молодцы! Вы сами рассказали о происхождении слова «рукавица».
| Ответы детей.
Ответы детей.
Ответ детей: «Нет, не можем».
Ответы детей.
(слайд №5)
Ответ детей: «Рукавицы».
Ответ детей: «Слово состоит из двух частей: «рука» и «виться», то есть «виться вокруг руки». (слайд №6)
|
Поставленная проблема решена. |
8. | Физминутка. | Сохранение и укрепление здоровья, снятие усталости.
| Направлять.
Стали мы учениками,
| Выполнять.
(слайд №7)
| Снять усталость.
|
9. | Первичное закрепление. | Проговаривание нового знания.
|
Составление картинного плана: — Как начинается сказка? — Кто первый стал жить в рукавичке? — Кто за кем появился в сказке? — Кто был последним? — Пустили звери медведя в рукавичку? 2. Пересказ сказки «Рукавичка» по коллективно составленному картинному плану. 3. Сопоставление сказок «Теремок» и «Рукавичка». — Чем они похожи? — Чем они отличаются? 4. Выберите пословицу, которая больше подходит к сказке: «В тесноте, да не в обиде». «Знает сорока, где зиму зимовать». «Согласие крепче каменных стен». — Чему нас учат данные сказки?
|
(слайд №8)
Ответы детей.
Дети расставляют иллюстрации главных героев сказки в нужном порядке.
Дети пересказывают сказку.
(слайд №9)
(слайд №10)
(слайд №11) Ответ детей: «В тесноте, да не в обиде».
|
Самооценка.
|
10. | Введение знаний в систему. | Самостоятельно учитывать приобретённое знание; осуществлять итоговый и пошаговый контроль результата.
| — Вы знаете, в нашей библиотеке, к сожалению, не оказалось таких книжек, как сказки «Теремок» и «Рукавичка».
— Хотите ли вы попробовать себя в роли мастера, который делает книжки?
— Я предлагаю первой группе изготовить обложку для книжки, которую назовём «Теремок», а второй группе обложку для книги под названием «Рукавичка». Но будьте внимательны, в работе нужна точность, ошибок не должно быть. Эти книжки, в которых вы сделали обложки своими руками, помогут ребятам (будущим первоклассникам) познакомиться с этими интересными сказками. |
Дети работают в группах. (дети вклеивают в заготовку обложки героев сказки)
Самоконтроль. (слайд №12)
|
Самооценка.
|
11.
| Итог урока.
| Самооценка результатов деятельности.
| Вопросом направить учащихся к анализу проделанной работы.
— Какое задание вызвало у вас затруднение в начале урока?
— Как мы решили эту проблему?
| Самостоятельно прокомментировать достижение цели урока.
Ответ детей: «Почему сказка называется «Рукавичка»?
«Мы познакомились с историей возникновения слова «Рукавицы». | Анализ проделанной работы на уроке по достижению поставленной цели. |
12. | Рефлексия. | Оценка своих достижений на уроке. | — Что вам больше всего понравилось на уроке? — Какое задание было самым трудным? — Какое – самым простым? — Продолжите предложение:
— А теперь посмотрите, сколько смайликов вы получили за урок?
— У кого весёлые смайлики?
— У кого серьёзные смайлики?
— Спасибо всем за урок.
-Урок окончен. | Ответы детей.
(слайд №13)
(слайд №14)
(слайд №15)
(слайд №16) |
|