Таранова Светлана Николаевна
МБОУ СОШ №8 г. Белгорода
Учитель начальных классов
Разработка урока литературного чтения (2 класс)
Тема урока: К.И. Чуковский «Путаница».
Цель урока: создать условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Задачи урока:
Обучающие: ознакомить детей с биографией и творчеством К.И. Чуковского; повторить знание малых жанров фольклора, литературоведческой терминологии (рифма).
Развивающие: развивать образное и ассоциативное мышление, память и внимание; продолжить развитие умений работать с текстом; работать над выразительностью, беглостью чтения, умением передавать настроение героев интонацией.
Воспитательные: привитие любви к чтению, расширение читательского кругозора.
Оборудование: использование презентации «Произведения К.И. Чуковского»,
карточки со словами-рифмами, карточки с небылицами, аудио запись сказок К.И. Чуковского
I. Орг. момент.
Речевая разминка.
— На карточках дети читают отрывок произведения, и определяют к какому жанру оно относится.
II. Изучение нового материала.
1. Постановка цели урока.
— Вы догадались с произведением какого жанра мы будем работать на уроке? А теперь узнаем автора, отгадайте его по отрывку его произведения:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит)
Актуализация знаний.
(Используется презентация «Произведения К.И. Чуковского»)
Дома вы подготовили индивидуальные задания о К.И. Чуковском (слушаем сообщения детей).
-Что вы узнали из жизни писателя? Каким он был человеком? (Дети рассматривают портрет.)
III. Знакомство с произведением. Первичное чтение.
— Одна из любимейших детских сказок – «Путаница». Рассмотрите иллюстрации и попробуйте предположить о чем пойдет речь в этом произведении.
— Сейчас мы послушаем чтение «Путаницы» самим К.И. Чуковским (аудио запись).
— Вы следите за текстом, подчеркиваете простым карандашом непонятные слова и выражения.
— Кому что не понятно? У кого какие вопросы возникли?
Словарная работа.
Работа над произведением.
— К какому жанру мы отнесем путаницу? Докажите.
— Что случилось с героями сказки? (Закапризничали, стали говорить не своими голосами)
— Почему им надоело говорить своими голосами? (Баловаться хотели)
— Что говорил им зайка? Зачитайте.
— К чему привела шалость? Зачитайте.
— Ребята, можно ли баловаться спичками?
К чему это может привести?
— Расскажите, как звери восприняли пожар? Испугались ли они?
— Смогли бы звери потушить пожар в море? Почему?
— Кто потушил море? Прочитайте.
— Почему ей удалось затушить?
— Как вы думаете, какими словами можно закончить сказку?
— А какой рисунок вы бы нарисовали к этому произведению?
Физкультминутка.
Сейчас давайте посмотрим, как можно всем вместе инсценировать стихотворение Корнея Чуковского «Жил на свете человек». Я буду читать это стихотворение, а вы будете выполнять движения и разные жесты.
Жил на свете человек –
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век (дети маршируют на внешних сторонах ступней)
По скрюченной дорожке.
А за скрюченной рекой,
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой (приставляют руки к голове наподобие ушей, одновременно делают движения «хвостики»)
Скрюченные мышки.
И стояли у ворот
Скрюченные ёлки, (вытягивают руки вверх, раскачиваясь)
Там гуляли без забот
Скрюченные волки. (делают руками движения, имитирующие ходьбу лапами)
И была у них одна
Скрюченная кошка,
И мяукала она, (показывают, как кошка умывается – сначала одной лапой, потом другой)
Сидя у окошка.
IV Вторичное восприятие.
— Найдите к иллюстрациям слова из текста и зачитайте.
А сейчас давайте станем на время актерами и каждый из нас возьмет себе роль. Кто-то станет читать за котенка, кто-то за утенка, … Старайтесь передать характер героев.
(Чтение по ролям до слов «Поросята, медвежата пуще прежнего шалят, зайца слушать не хотят»)
— Давайте попробуем придумать способ как избежать путаницы, другое развитие событий (работа в группах)
Творческое задание. Игра «Рифма»
— Вспомните что такое рифма? Придумайте двустишие со словами-рифмами, которые вы получили на листочках (работа в группах)
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием. «Всегда, — писал он, где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной зубного врача, — я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».
Корней Иванович Чуковский писал не только стихи и сказки есть у него и загадки для детей. Попробуйте их сейчас отгадать.
1.
Я одинокая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутину, я тяну. (иголка)
2.
Я лаю со всякой собакой.
Я вою со всякой совою,
И каждую песню твою
Я вместе с тобою пою.
Когда же вдали пароход
Быком на реке заревёт,
Я тоже реву: «У-у!» (эхо)
3.
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт-
Заплачет она и умрёт. (сосулька)
4.
Ах, не трогайте меня.
Обожгу и без огня! (крапива)
5.
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца,
Баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. (зеркало)
6.
Лежу у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня,
И бейте меня. Колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне. (ковёр)
7.
Паровоз
Без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл –
Прямо по морю пошёл! (пароход)
8.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, –
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое. (яйцо)
V. Итоги урока.
-Что вы узнали о К.И. Чуковском? Что больше всего запомнилось?
-Какое у вас после этого урока настроение?
-Можете ли вы его выразить в стихотворных строках?
Домашнее задание.
Выучить отрывок из произведения К.И. Чуковского «Путаница»