Автор: Гилевская Валентина Анатольевна, учитель начальных классов
КГУ «Макашевская средняя школа», Казахстан, Северо-Казахстанская область, Тайыншинский район, село Макашевка.
Описание материала: Предлагаю вам конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе. Данный материал поможет учителям начальных классов реализовать систему работы над изучением и анализом стихотворения.
Открытый урок по литературному чтению во 2 классе
Тема: Н.Некрасов. «Мороз-воевода» .
Цель урока:
Познакомить со стихотворением Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”; сделать полный анализ прочитанного; работать над выразительным чтением стихотворения.
Задачи:
помочь учащимся понять структуру, тему текста и специфику его литературной формы (жанра);
исследовать содержание, язык произведения;
вывести детей на позицию автора;
формировать позицию читателя путём включения учащихся в эмоционально – творческую деятельность;
обеспечить формирование литературоведческих понятий и читательских умений;
реализовать систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н. А. Некрасова “Мороз – воевода”;
развивать и обогащать речь, мышление, память, воображение учащихся; расширять их кругозор;
воспитывать любовь к природе;
способствовать сохранению и укреплению психического и физического здоровья учащихся.
Оборудование:
портрет Н.А. Некрасова,
презентация по теме урока,
компьютер,
картина В. Васнецова “Три богатыря”,
рисунок Мороза-воеводы,
рисунок большого весёлого солнца,
рисунки маленького весёлого и грустного солнышка,
таблички с новыми словами из текста, с названиями изобразительных языковых средств: олицетворение, эпитет, сравнение.
Ход урока
1. Психологический настрой учащихся.
— На улице зима, солнце закрыли снеговые облака, а у нас в классе есть яркое и красивое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучи к вашим щёчкам.
Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе – вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение на уроке будет бодрым и приподнятым, вам захочется узнавать новое, ведь это так интересно!
2. Проверка домашнего задания.
— Какие произведения из раздела «В снежной стране» вам больше всего понравились? Почему?
— Какое стихотворение вам хотелось бы рассказать?
3. Подготовка к восприятию стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”.
Работа с выставкой книг.
— Ребята, обратимся к выставке. Книги какого автора занимают на ней центральное место? Почему? (Это книги с произведениями Н.А. Некрасова, так как с его творчеством мы знакомились на прошлых уроках литературного чтения.)
— Сегодня на уроке мы снова поговорим о творческом пути великого поэта – Николая Алексеевича Некрасова, продолжим изучать и исследовать его произведения. /Слайд 1/Портрет Н.А.Некрасова.
2. Разговор об авторе.
— Итак, юные исследователи, что вы прочитали интересного о жизненном и творческом пути Николая Алексеевича Некрасова? Чем сегодня вы хотели бы поделиться с одноклассниками?
3. Сообщение темы и цели урока.
Презентация
— Сегодня мы прочитаем ещё одно произведение Николая Алексеевича Некрасова, которое называется “Мороз – воевода”, определим его тему, жанр, исследуем содержание, язык произведения; представим главных героев, картины, нарисованные автором, и, опираясь на своё отношение к прочитанному, будем учиться выразительно читать это произведение.
4. Первичное восприятие текста.
а) Чтение стихотворения учителем (настрой на восприятие величавости, приподнятости, торжественности произведения и образа Мороза-воеводы).
5. Проверка первичного восприятия.
— Понравилось вам это произведение? Чем?
(Да, очень понравилось, потому что оно торжественное, интересное, красивое, величавое, величественное).
6.Определение темы и жанра произведения.
— Определите жанр и тему данного произведения.
— Давайте проверим, какая обложка у вас получилась и почему?
(Жанр произведения – стихотворение, так как оно написано в ритмически организованной форме, поэтому на обложке я нарисовала треугольник. Это произведение о зимней природе, о её красоте, поэтому треугольник раскрасила зелёным цветом, автор произведения – Николай Алексеевич Некрасов, название произведения – “Мороз-воевода”).
7. Анализ текста стихотворения.
а) Вторичное чтение стихотворения (про себя)
— Перечитайте стихотворение про себя, представьте картины, описанные автором, это поможет вам более точно ответить на поставленные вопросы и подготовиться к выразительному чтению.
Вопрос 1.
— Подумайте, напоминает ли это стихотворение сказку или былину? Чем?
(Я думаю, что это стихотворение напоминает сказку, так как сказка – это устный рассказ о чём-то фантастическом, необычном, чудесном, а в этом стихотворении главный герой “Мороз – воевода” действует как волшебник, у которого по мановению волшебной палочки всё может получиться.)
— Пойду на моря-океаны –
Построю дворцы изо льда.
— Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
— Идёт, по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет,
В косматой его бороде…
Вопрос 2.
— Какие изобразительные средства языка использовал Николай Алексеевич Некрасов, чтобы показать “Мороза-воеводу”, похожим на сказочного героя? /Слайд 5/
(Он использовал приём-олицетворение, чтобы представить “Мороза-воеводу” в образе живого существа, способного выполнять много действий: “пойду, построю, задумаю, упрячу, идёт, шагает, трещит”, причём многие его действия явно преувеличены, это может быть только в сказке, как, например, в русской народной сказке “Морозко”, автор показывает “Мороза-воеводу” умелым, хвастливым)
Вопрос 3.
— Подумайте, для чего автор употребил глаголы – синонимы “идёт, шагает” на одной строке, совсем рядом?
(Эти глаголы в данном стихотворении имеют разное значение. Глагол “идёт” – показывает действие “Мороза-воеводы”, глагол “шагает” изображает главного героя могущественным, шагающим быстро большими широкими шагами над всеми, он “по деревьям шагает”, это какой высоты тогда “Мороз-воевода”?)
Вопрос 4.
— Как природа реагирует на появление “Мороза-воеводы”?
(Природа с радостью, любовью встречает “Мороза-воеводу”, чтобы это мы увидели, автор использовал в стихотворении эпитет “яркое солнце”, олицетворение “солнце играет”. В жизни играть может ребёнок в бороде любимого дедушки, использовал также эпитет “косматая борода”, то есть лохматая, взъерошенная, в природе это похоже на ветки сосновых деревьев, покрытых снегом, и, когда солнце их освещает, то снег искрится, переливается, это так красиво).
(Некрасов использовал метафору – скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета другому “упрячу под гнёт”, гнёт – это крышка, которой накрывали в деревне капусту, помидоры, огурцы, засоленные в бочках на зиму, чтобы они не выплывали из рассола и не портились, в данном случае гнёт – это лёд. Опять “Мороз-воевода” изображён всемогущим, сильным, суровым “задумаю, надолго упрячу под гнёт” (однокоренное слово угнетать, глаголы – синонимы “командовать, повелевать, брать в плен против их воли”)
(Автор использовал эпитеты – образные, художественные определения “моря-океаны, мосты ледяные”, “косматая борода”, чтобы опять показать силу, могущество героя, который способен владеть всем: и морями, и океанами, превосходство, гигантские размеры “Мороза-воеводы”)
Вопрос 5.
— Каким вы представили “Мороза-воеводу”? /Слайд 6/
(Всемогущий, сильный, суровый, умелый, хвастливый, умный, могущественный)
Обобщение: Николай Алексеевич Некрасов очень любил сказки, его няня была крепостной крестьянкой, она рассказывала маленькому Коле Некрасову старинные русские народные сказки, которые он запомнил на всю жизнь. В сказках Некрасов нашёл и замечательный образ “Мороза – воеводы”.
Вопрос 6.
— Похоже ли это стихотворение на былину?
(Я думаю, что это стихотворение напоминает былину, так как былина – это произведение русского фольклора о подвигах былинных героев, которые боролись с врагами русской земли, а в этом стихотворении главный герой “Мороз-воевода как богатырь, сильный, великий, могучий, могущественный, заботливый, надёжный властитель огромного царства обходит владенья свои, украшает их и оберегает.)
Вопрос 7.
— Как Николай Алексеевич Некрасов говорит о появлении Мороза-воеводы?
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
Вопрос 8.
— Какие образные средства языка он использует для того, чтобы ярче изобразить не только появление героя, но и лучше описать его образ, его силу, мощь?
(Автор использовал сравнения — “Моро-воевода” сравнивается с “ветром, бушующим над бором, с шумом горных ручьёв”, повторы усиливают эти сравнения “не, не”,
“Мороз-воевода” — мощный, быстрый, сильный, могущественный как богатырь.
— В этом четверостишии встретились незнакомые слова “бор”, “воевода”, “дозор”, “владенья”.
— Давайте произнесём эти слова хором с ударением, узнаем их толкование в толковом словаре учебника и в толковом словаре Ожегова.
Вопрос 9.
— Почему автор назвал Мороза воеводой?
(Мороза назвали воеводой потому, что он с войском объезжает, осматривает, охраняет свои владенья)
Вопрос 10.
— Какие воины у “Мороза-воеводы”?
(“Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда… Это и есть его воины).
Вопрос 11.
— Расскажите о его владениях.
(Луга, леса, поля, реки, моря, океаны, то есть земля и всё, что на ней находится).
Обобщение: Стихотворение “Мороз-воевода” напоминает былину ёще и тем, что он обходит свои владения с “палицей”, именно у былинных богатырей было такое оружие.
Новое слово “палица” давайте произнесём с ударением, узнайте его значение по словарю)
Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьёт
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт.
Вопрос 12.
— Как он обходит, осматривает, охраняет свои владенья? (Как хозяин)
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
(Николай Алексеевич Некрасов употребляет образное средство языка повтор “и нет ли где”, чтобы нам ярче видно было, что “Мороз-воевода” хороший хозяин, заботливый, надёжный.)
— Почему песню “Мороза – воеводы поэт называет хвастливой? Чем он хвастает?
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поёт.
(Николай Алексеевич Некрасов использовал эпитет “хвастливую песню поёт”, чтобы показать, что песня “Мороза-воеводы” действительно хвастливая, в ней он гордится и хвастается тем, что он делает (как былинный герой стоит на страже, на защите своего царства). Автор называет песню “Мороза-воеводы” хвастливой ещё и потому, что “Мороз-воевода” в ней поёт о том, что ему все покорны, что он может всё сделать лучше, чем человек. В данной песне сила, умения “Мороза-воеводы” явно преувеличены, как у былинных героев.)
(Но автор ещё использовал эпитет “удалую песню” для того, чтобы показать, что “Мороз – воевода” не только хвастун, он удалой, делает всё, чтобы укрыть своё царство, защитить, сделать его красивым. В народе часто говорят “мал, да удал”, тем самым одобряют поступки этого человека, так и Николай Алексеевич Некрасов одобряет действия “Мороза – воеводы”.
— Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда
Пойду на моря-океаны –
Построю дворцы изо льда.
— Задумаю – реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Где быстрые, шумные воды
Недавно свободно текли –
Сегодня прошли пешеходы,
Обозы с товаром прошли…
(В этом четверостишии описаны быстрые, решительные действия Мороза-воеводы”. Чтобы показать это автор употребил слова — антонимы “недавно, сегодня”, эпитет “быстрые воды”).
Новое слово “обозы”, произнесите с ударением, найдите его лексическое в толковом словаре.
— Перечитайте строки, где описана красота царства “Мороза-воеводы”.
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
Вопрос 13.
— Какие ещё строки стихотворения дополнят и укрепят наше утверждение о богатом, но холодном и суровом царстве “Мороза-воеводы”?
Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…
— В этом четверостишии встретились новые слова “казна, добро, скудеет”, прочитаем их хором с ударением, найдём лексическое значение в толковом словаре.
— Недаром автор Николай Алексеевич Некрасов в стихотворении “Мороза-воеводы” пишет так: “а всё не скудеет добро”, потому что в народе часто можно услышать краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение, афоризм: “Не скудеет рука дающего”.
Вопрос 14.
— Какое образное средство языка употребил автор, чтобы подчеркнуть богатство и красоту зимней природы, царства “Мороза-воеводы”.
(Очень удачно употребил Николай Алексеевич Некрасов в данном случае “метафору”, подобрал точные слова по определению цвета).
— Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы, переливается на свету яркими разноцветными искристыми цветами, /Слайд 7/
жемчуг – сокровище, состоящее преимущественно из перламутра, он бывает белого цвета с перламутровым, переливчатым, серебристо-розовым блеском, серебро – драгоценный блестящий металл серовато – белого цвета. Это всё драгоценности, богатство, украшения, оттенки цвета очень красивые, но у всех разные, они дополняют друг друга своей красотой.
В природе — это снег, иней, блестящие, искрящиеся, переливающиеся на солнце. Царство “Мороза-воеводы” очень красивое, но холодное, суровое, ведь недаром Н.А. Некрасов употребил в стихотворении цвет серебра при описании красоты зимней природы, так как серебряный оттенок, металлический, холодный.
Минутка отдыха для глаз
Ребята, закройте глаза и представьте себе луга, поля, леса, покрытые белым снегом, серебристым, искрящимся и переливающимся на солнце, представьте лёд на реках, озёрах, морях, океанах — глянцевый и блестящий.
Приложите ладошки к глазам, чувствуете, как им приятно и тепло, также тепло и деревьям, кустарникам, травам, всей земле под пушистым снежным покрывалом.
Откройте глаза и скажите:
Понравился ли вам образ “Мороза-воеводы”, созданный Н. А. Некрасовым?
А теперь расскажите, каким вы представляете “Мороза-воеводу”, не сказочного или былинного героя, а настоящего хозяина своего царства, царства зимней природы.
8. Словесное рисование образа “Мороза-воеводы”.
Это большой великан, всесильный богатырь, который с палицей и посохом в руках обходит свои владенья для того, чтобы позаботиться о лесных тропках, о земле, чтобы всё было укрыто. Он, как художник, украшает землю (сосны стали более пушистые, на дубах нарисованы красивые узоры), как архитектор и строитель строит ледяные мосты на реках, озёрах, морях и океанах. Он — волшебник с косматой бородой, богатства его велики и красивы, он их делает всё лучше и лучше. Всемогущий владыка, он всё может.
— Хорошее описание образа “Мороза-воеводы” у вас получилось.
9. Домашнее задание. (по желанию)
— Сделайте рисунок “Мороза-воеводы, напишите сказку о нём.
10. Представление сказочного образа Деда Мороза.
Образ “Мороза-воеводы” в стихотворении Н.А. Некрасова настоящий, он морозит, украшает, строит мосты ледяные, укрывает рыб подо льдом, чтобы не замёрзли.
А это разные образы сказочного Деда Мороза, который спешит к нам на Новый год. /Слайд 8-10/
11. Подготовка к выразительному чтению.
— Чем отличается выразительное чтение?
(Его хочется слушать, потому что чтец так умеет голосом передать смысл читаемого, что мы не только слышим, что он произносит, но и видим, представляем в своём воображении всё, о чём рассказано в тексте, становимся участниками события.)
-У каждого чтеца есть свои “инструменты”. Какие?
(Дыхание, голос, дикция)
12. Дыхательная гимнастика.
А. — Представьте торт с зажжёнными свечами, погасим все свечи сразу — фу -, а потом каждую свечу, прерывая дыхание — фу -, — фу -, — фу -, — фу -, — фу.
Б. Жужжим без перерыва, а потом с перерывом.
В. Прочитаем на одном дыхании предложение, а потом, выделяя одно из слов: Деревья покрыты снегом.
13. Составление партитуры текста — употребление всех средств выразительности, необходимых для чтения текста. Работа над интонацией.
Голос звучит ровно, понижается в конце вопросительного предложения. Тон при чтении речи поэта — величавый, приподнятый, торжественный, при чтении песни “Мороза — воеводы” — весёлый, задорный, хвастливый, заносчивый. Темп медленный. Паузы грамматические там, где есть знаки препинания в конце строк, логические в середине строк. Логическое ударение стоит там, где есть усиление смысла читаемого (повторы, глаголы в олицетворениях, прилагательные, показывающие красоту природы, эпитеты, противопоставления “недавно — сегодня”, “богат — не скудеет”, метафора “в алмазы, жемчуг, серебро”.
14. Хоровое чтение строф с логическими паузами:
Глядит — хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Идёт, по деревьям шагает,
Трещит по замёрзлой воде,
И яркое солнце играет,
В косматой его бороде…
Задумаю — реки большие
Надолго упрячу под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ.
Богат я, казны не считаю,
А всё не скудеет добро;
Я царство моё убираю
В алмазы, жемчуг, серебро…
15. Индивидуальное чтение текста строфами.
Анализ чтения.
16. Выразительное чтение на оценку.
17. Итог урока.
— Сегодня мы продолжили путешествие в мир поэзии XIX века, исследовали структуру, тему, специфику литературной формы (жанра), содержание, язык произведения “Мороз-воевода” Н.А. Некрасова; — реализовали систему работы над навыком выразительного чтения стихотворения Н.А. Некрасова “Мороз-воевода”;
18. Рефлексия.
Что интересного о сегодняшнем уроке вы сможете рассказать родителям? Продолжите предложения:
Мне пришлось по душе…
Меня удивило…
Мне кажется, что…
19. Вот и подошёл к концу наш урок.
Солнышко по — прежнему с улыбкой смотрит на вас. Ему интересно не загрустили ли вы на уроке? У вас на столах разные солнышки — весёлые и грустные, возьмите себе на память то, которое соответствует вашему настроению.
Спасибо за работу! До свидания!