Давыденко Людмила Александровна
учитель начальных классов первой категории
МБОУ СОШ №117
г. Снежинска
План-конспект урока по предмету Литературное чтение 2 класс
(Учебник Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий. Литературное чтение. 2 класс (1-4).
М.: «Просвещение», 2012г. в 2-х частях)
Урок 16
Наш театр. В.Бианки. Лесной колобок – колючий бок. Инсценирование. | |||||||||
Цель | Познакомить с произведением В.Бианки. Учить выразительно читать произведение. Учить самостоятельно определять главную мысль произведения. | ||||||||
Тип урока | комбинированный | ||||||||
Планируемые результаты | |||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
Ориентироваться в учебнике находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Уметь определять авторскую принадлежность произведения (находить фамилию автора); выделять признаки сказки (жили-были, повторы); сравнивать сказки с похожим сюжетом.
| познавательные: учащиеся получат возможность оперировать информацией, полученной из разных источников в соответствии с поставленной учебной задачей; строить логические рассуждения при анализе собственного выбора средств выразительности коммуникативные: обучающиеся получат возможность высказывать своё мнение, сотрудничать с одноклассниками и учителями, осуществлять взаимоконтроль; регулятивные: обучающиеся получат возможность учиться работать по намеченному плану в соответствии с поставленной задачей | эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам | |||||||
Основные понятия | Театр, театральные звонки, инсценирование | ||||||||
Организация пространства | |||||||||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | |||||||
окружающий мир (повадки животных) | фронтальная, индивидуальная, групповая | Учебник Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий Литературное чтение.2 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2012г. в 2-х частях, детские книги. Костюмы и элементы костюмов (ёжика, лисы, медведя, волка, деда, бабки); Мультимедийная презентация к уроку Музыкальное послание (песенка Колобка) Картинки с изображением животных из русской народной сказки «Колобок» Карточки с качествами характера сказочных героев русской народной сказки. | |||||||
Технология проведения урока | |||||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||||||||
1. Ребята, сейчас прозвенел звонок, куда он пригласил нас? (звонок пригласил нас на урок) -А теперь послушайте другой звонок (слайд 1) — Где звучит звонок три раза, с определённым интервалом? — О чём он говорит? -Хотели бы вы сейчас оказаться в театре? (конечно) — Ваше желание исполнится. У нас сегодня театральный урок. Мы продолжаем серию уроков «Наш театр» (слайд 2) -Чем мы будем заниматься?
| Отвечают на вопросы учителя
Cамоопределение (в театре) (он предупреждает о начале спектакля, нужно занять места в зрительном зале и соблюдать правила поведения) (читать по ролям, инсценировать) | ||||||||
Актуализация необходимых знаний | |||||||||
2. В каждом театре, спектакле есть герои. — Давайте послушаем песенку одного сказочного персонажа и скажем, кто этот герой и кто написал эту сказку (слайд 3) Кто этот герой и кто написал эту сказку? (Колобок из русской народной сказки) Вам знакома эта сказка? -А какие ещё бывают сказки? (авторские). Почему? 3. Речевая разминка. — Артисты перед выступлением должны разогреть мышцы лица. Я предлагаю вам сделать разминку, чтобы наша речь была ясной и понятной. Я Колобок, Колобок, Прочитайте. Что вы прочитали? Какие слова Вам не понятны. Словарная работа. — Прочитайте в ускоренном темпе; — Прочитайте с весёлой интонацией; — Прочитайте с вопросительной интонацией. — А может, кто-нибудь споёт? (дети по желанию поют) | Ребёнок, переодетый в колобка, танцует и поёт под музыку. Куплет. Я жил в деревне с бабушкой, с дедушкою жил. Играл с блинами в ладушки, с оладьями дружил. Но вскоре надоело мне в родной печи сидеть И покатился смело я и песенку стал петь. Припев. Я от бабушки ушёл очень хорошо. И от дедушки ушёл очень хорошо. И пою я между прочем тоже очень-очень Тоже очень-очень хорошо…
Исполняют песню (это песенка Колобка) | ||||||||
Мотивация познавательной деятельности | |||||||||
4.Назовите героев русской народной сказки «Колобок». (учитель вывешивает на доску сказочных героев, рядом уже висят таблички, на которых написаны качества героев, но пока безотносительно с героями сказки) — Давайте определим, какими качествами обладает каждый герой из русской народной сказки «Колобок». Предлагаю выбрать и прикрепить нужную табличку «с качествами героев» возле каждого сказочного персонажа. (лиса – хитрая, волк – злой, глупый, медведь – неуклюжий, заяц – трусливый, колобок – доверчивый, дед и бабка – добрые) Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с произведениями В.Бианки. Более подробно мы изучали биографию В.В.Бианки на предыдущих уроках. (слайд 5) Выставка книг. -Что вы знаете о В.В.Бианки. Виталий Бианки – исследователь природы, он умел не только наблюдать, видеть всё интересное, но и увлекательно об этом рассказывать детям в своих произведениях. Природа для него – источник радости, которая раскрывает человеку большие и маленькие тайны, красоту и богатство. Кто читает произведения Бианки, тот по-другому смотрит на природу, лучше видит и понимает её, правильнее к ней относится. (один ученик) — Кто может дополнить? -Мог бы Бианки написать произведение о Колобке? -Это будет сказка или рассказ? Почему? | (дед, бабка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса) Планирование сотрудничества с учителем и со сверстниками
Прикрепляют табличку с качествами героев. Обсуждать с друзьями поступки героев. Индивидуальная работа
Выставка книг
Проблемная ситуация | ||||||||
Организация познавательной деятельности | |||||||||
Откройте учебник с.114 Прочитайте название произведения. — Как вы думаете, о чём это произведение? Артисты должны познакомиться с произведением. Приготовьтесь слушать, следить по тексту и отмечать непонятные слова. Запомните героев произведения. (слайд 6 ) Слушание аудиозаписи. В.Бианки «Лесной Колобок — Колючий бок»
-Понравилось? Что понравилось? Кто такой Колобок — Колючий бок?
(учитель вывешивает таблички с названием героев сказки Бианки параллельно с героями сказки р.н. «Колобок»). К какому жанру можно отнести это произведение? Почему? Какие встретились непонятные слова? (они те же, как в русской народной сказке «Колобок», только с частицей НЕ ) -Если сравнивать с русской народной сказкой, какие изменения вы заметили? — Какие изменения в составе сказочных персонажей произошли? (В сказке Бианки нет зайца, р.н.с. «Колобок»: бабушка испекла главного героя из теста, а в сказке Бианки в роли колобка – ёжик.) — Можем мы сказать, какими качествами характера наделил своих героев Бианки? (нет); если дети отвечают «да», то попросить найти в тексте сказки слова или выражения, которые их натолкнули на подобный вывод (они увидят, что таких слов нет). — В своей литературной сказке Бианки отражает повадки животных. Что познавательного мы узнаём из этой сказки? (ёжик умеет плавать) Мы можем это произведение разыграть, как в театре? (много героев)
Отметим слова героев. Выберем при чтение самых лучших. Артисты на сцену. Дети надевают маски, костюмы. А все остальные зрители. Все помнят правила поведения в театре? ( слайд 7) Учитель даёт 3 звонка. (Звучит музыка. На слайде 6 Там нарисован лес.) Начинается инсценирование. -Чтение по ролям. «Спектакль» заканчивается.
Волк — …, лиса — … и т.д. -Понравилось? Что бы вы пожелали артистам? Кто бы хотел быть в роли артиста? |
Слушание Работа с текстом умение ориентироваться в книге, работать по ней Эмоционально проживают текст, выражают свои эмоции, высказывают отношение к героям
Самостоятельная работа Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков
Обращение к житейскому опыту детей
Фронтальная работа
Читать диалог по ролям.
Инсценировка сказки
| ||||||||
Подведение итогов | |||||||||
— С какой новой сказкой познакомились на уроке?
— Сегодня на уроке мы учились сравнивать героев русской народной сказки и сказочных персонажей литературной сказки Бианки, увидели отличие русской народной сказки «Колобок» и сказки «Лесной колобок – колючий бок». Оцените свою работу. За что бы я сегодня себя похвалил? Что получилось? Что не получилось? (выслушиваются ответы детей) Домашнее задание: выразительное чтение сказки | Отвечают на вопросы учителя.
Самооценка | ||||||||
Дополнительный материал | |||||||||
Выставка книг, портрет писателя, иллюстрации к сказкам. | |||||||||
Диагностика достижения планируемых результатов | |||||||||
Выбор лучшего «артиста» для выразительного чтения слов героев. | |||||||||
Дополнительные творческие задания | |||||||||
Изобразить в инсценировании повадки животных. Придумать продолжение истории. | |||||||||
Самоанализ | |||||||||
Достижения | Сложности | Предложения | |||||||
Почти все дети успешно справились с заданиями, которые были предложены учителем. Были активны на уроке, давали полные ответы. | Не все дети хорошо читают, допускают ошибки при чтении, испытывают трудности при выразительном чтении. | Найти книги |
4