Учитель: Максимова Ю.Ю.
(учебник Матвеева Е.И. «Литературное чтение» 3 кл.)
Место урока в теме.
Тема урока является частью раздела « И сразу стало все не так», в ходе изучения которого дети знакомятся с такими приемами изображения как олицетворение и звукопись. При работе над изучаемой темой обращаем внимание на способы создания образа: описание героя, анализ его действий, особенностей речи.
Нынешний урок предполагает еще одно открытие: речь автора о герое и речь героя может содержать разную оценку.
Продолжаем уделять внимание формулировке авторской идеи текста.
Цели урока:
Познавательные: создать условия для осмысленного понимания произведения.
Учебная задача №1. Выявление авторской позиции.
Учебная задача №2. Развитие умения анализировать эпическое произведение в жанре авторской сказки. Анализ образа.
Развивающие: формирование умения анализировать материал, делать выводы, развитие способности понимания,
Воспитывающие: формирование умения работать в команде.
Формируемые УУД
В области образовательных компетенций:
Ставить вопрос.
Отбирать необходимые материалы.
В области компетенций взаимодействия:
Задавать «умные» вопросы,
Договариваться внутри группы.
План урока:
Актуализация знаний : проверка ДЗ
Чтение с остановками (беседа на уточнение значений некоторых слов, расстановка акцентов). Введение понятий Р-А и Р-Г
Драматизация: выразительное чтение по частям в группах.
Индивидуальная работа: постановка вопросов.
Групповое обсуждение вопросов, поиск проблемных вопросов.
Беседа (фронтально) по поставленным проблемным вопросам.
Подведение итогов.
Ход урока:
Актуализация знаний. Проверка ДЗ
Выразительное чтение учащихся стихотворения Ю.Мориц «Пузатый чайник»
Кто рассказчик в этом стихотворении? Автор. Какой литературный прием делает чайник таким привлекательным? (Олицетворение, звукопись, сравнение)
Сегодня мы познакомимся с еще одной историей про чайник. Автор этой сказки Г.Х.Андерсен. Андерсен написал много сказок, нередко в его сказках оживают обычные предметы (например, воротничок или подвязка). Надо помнить, что Андерсен писал сказки для взрослых, но и ребенок найдет для себя много полезного, если, конечно, сумеет быть внимательным читателем, умеющим видеть то, что написано между строк.
Знакомство с текстом. Чтение учителя с остановками. По ходу чтения ра
Часть 1.
— Кто рассказывает о чайнике? (автор-рассказчик)
— Какое слово Вас удивило? (горденёк)
По словарю Даля:
ГОРДЫЙ, гордынный, гордостный, горделивый, надменный, высокомерный, кичливый; надутый, высоносый, спесивый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше прочих.
Горделивый, смягчает свойство это; гордоватый или горденек.
(пометка для группы 1.)
Часть 2.
— От чьего имени повествование? (чайник) – рассказчик-герой.
СМИРЕННЫЙ – покорный,
— Почему чайник называет себя королем? (приносит пользу: утоляет жажду, превращает воду в ароматный чай).
Часть 3.
— Что чувствуете вы? Почему?
Часть 4.
А теперь рассказ самого Чайника. «Меня прозвали калекою…»
— Что больше всего беспокоит чайник? («стоять без всякой пользы, без всякой цели – и внутренней, и внешней.»)
— Чем стала луковица для чайника? (сердцем)
Часть 5.
-Что осталось у чайника? (Его воспоминания – то, что внутри, в душе!)
-Что вам было интересно в сказке?
3. Подготовка выразительного чтения.
Групповая работа: распределение ролей и обязанностей, репетиция – 5 минут.
Представление работы – выразительное чтение сказки от начала до самого конца.
Анализ образа героя.
На доске расположены фигуры и слова, обозначающие качества и состояния героя.
горшок | черепок | |
|
|
|
богатый | полезный | несчастный | |
ненужный | заботливый | горденёк | красивый |
скромный | гордый | смиренный | король |
мудрый | смешной | сердечный | глупый |
Дети по очереди выходят, перемещают качество, поясняют позицию.
В итоге получаем характеристику:
Чайник – красивый, горденёк, несчастный, полезный, смешной.
Горшок – заботливый, полезный, скромный, сердечный, счастливый.
Черепок – мудрый, смиренный, богатый, ненужный.
Уточняем, совпадает ли позиция героя и позиция автора размещении карточек.
Анализ содержания. Прием постановки вопросов.
Индивидуальная работа в тетради:
Записать вопросы, помогающие понять позицию автора (3 шт.)
Групповое обсуждение вопросов:
Выбрать в группе наиболее удачные вопросы.
Задать вопрос классу.
Фронтальное обсуждение. Беседа, организованная учащимися.
Автор вложил мудрую мысль в уста своего героя. Найдите ее.
«Какое блаженство забывать себя самого ради других!»
Зависит ли счастье от красоты?
Рефлексия: про полезное, интересное, сложное.
ДЗ Чему учит нас Андерсен?