Медиамероприятие по воспитательной работе. Лермонтовский альманах «Парус»

Медиамероприятие по воспитательной работе.


Лермонтовский альманах «Парус».


Цель:

1.Способствовать развитию познавательного интереса учащихся к творчеству М.Ю.Лермонтова.

2.Формировать у учащихся умение создавать свой художественный образ в практической работе на основе единства мыслей и чувств.

3.Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну, показывая связь творчества М.Ю.Лермонтова с Тамбовским краем.

4.Систематизировать и обобщить знания учащихся о творчестве поэта, сформировать представление о Лермонтове – гражданине, поэте, художнике и воине средствами изобразительного искусства, литературы, музыки.

Оборудование:

Экран.

Медиапроектор.

Системный блок.

Презентационные слайды к мероприятию:

  • Вечерняя молитва. И.Орлов.

  • Радость праведных. В.Васнецов.

  • Игра в жмурки. Г.Рыбаков.

  • Ранний портрет Лермонтова. Неизвестный художник.

  • Автопортрет М.Ю.Лермонтова.

  • Пейзаж с мельницей и тройкой М.Ю.Лермонтова.

  • Ребенок, тянущийся к матери. Рисунок М.Ю.Лермонтова.

  • Казначейша. В.А.Тропинин.

  • После дождя. Поселок. Д.Васильев.

Музыкальные фрагменты:

-Романс «Выхожу один я на дорогу», стихи М.Ю.Лермонтова

-«В церкви» П.Чайковский.

-Романс «Белеет парус одинокий», стихи М.Ю.Лермонтова.

-Флейта, барабан.

Романс «И скучно и грустно», стихи М.Ю.Лермонтова, музыка Гурилева.


Список литературы:

1.Воронков Н.Н.Деятельный гений. Тамбов, ТОИПКРО,2004.

2.Илешин Б. Литературные тропинки отчего края. Москва, Советская Россия, 1986.

3.Лермонтов М.Ю.Лермонтов. Белеет парус одинокий.Белый город, 2001.

4.Лермонтов М.Ю. Тамбовская казначейша. Антология. ООО Юлис, 2007.

5.Неменский Б.М. Педагогика искусства. Москва. Просвещение, 2007.




План мероприятия.

1.Вступительное слово.

2.Работа творческой группы учащихся: создание художественного образа (акварель, гуашь).

3.О жизни, Боге и душе.

4.Белеет парус одинокий.

5.Во дни торжеств и бед народных.

6.Из истории «Тамбовской казначейши».

7.Комментарии к картинам.

8. Коллективный просмотр работ учащихся.


1.Твой стих, как божий дух, носился над толпой,

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол, на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.


2.Учащиеся приступают к работе.

3.Романс «Выхожу один я на дорогу». М.Ю.Лермонтов.

Стихотворение «Родина».

Михаил Юрьевич Лермонтов прожил короткую, но яркую жизнь, трагически оборвавшуюся на дуэли.

Миша родился 3 октября 1814 года в Москве. После смерти матери, Марии Михайловны, его воспитывала бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева, богатая помещица.

Детство маленького Миши прошло рядом с ней. Разногласия между бабушкой и отцом, Юрием Петровичем Лермонтовым, стали тяжелым испытанием для мальчика.

— Стихотворение «Молитва» М.Ю.Лермонтова.

— Слайд. «Вечерняя молитва» И. Орлов.

— П. Чайковский. «В церкви».

Когда Бог сотворил небо, он населил его ангелами – бестелесными существами. Эти крылатые создания были призваны выполнять божественную волю на земле. Самые могущественные из них – серафимы, херувимы и архангелы. Ангелы помогают человеку в его трудной жизни на земле – в мире печали и слез.

У каждого человека есть ангел – хранитель, который сопровождает его всю жизнь, защищая от всего плохого.

— Стихотворение «Ангел» М.Ю.Лермонтова.

— Слайд. Васнецов «Радость праведных. Преддверие рая», «Ангел с лампой».

А в повседневной жизни ангелом – хранителем Миши можно считать бабушку. Она стремилась сделать все, чтобы Миша не чувствовал себя одиноким. В доме постоянно были соседские дети. Вместе они гуляли, купались, ездили верхом, штурмовали крепости, играли в жмурки, чехарду и лапту.

— Слайд «Игра в жмурки».

Миша всегда старался быть впереди всех. Его ценили за находчивость, смелость, силу и ловкость.

Будущий поэт с детства свободно говорил на французском, немецком и английском языках. Он превосходно играл на скрипке и фортепиано. Очень любил читать. Когда Михаил брал в руки книгу, ни разговоры, ни шум не могли отвлечь его.

Перу поэта принадлежат великолепные стихи, поэмы, драмы, роман «Герой нашего времени». Это произведения сильного человека, наделенного могучей волей и блистательным умом.

-Звучат несколько музыкальных аккордов «Белеет парус одинокий…».


4.Белеет парус одинокий


В 18 лет Михаил Лермонтов уехал из Москвы, где жил в небольшом особняке вместе с любящей бабушкой, в Петербург и там поступил в военную школу. Кончилась безмятежная юность.

-М.Ю.Лермонтов. Романс «Белеет парус одинокий».

-Слайд А.Рылов «В голубом просторе».

Стихотворение «Парус» было написано поэтом в трудную минуту: пришлось расстаться с друзьями, с которыми он рос, вел горячие споры о дружбе, любви поэзии.

Он остался таким же одиноким, как маленький парус в бушующем море…

Вскоре после переезда в Петербург, в августе 1832 года, Лермонтов, посылая письмо в Москву, своему другу М. А. Лопухиной, писал: « Вот еще стихи, которые сочинил я на берегу моря».

Впервые стихотворение «Парус» было напечатано в 1841 году, уже после смерти Лермонтова. Оно стало очень популярным в русском обществе. Стихотворение о парусе, который «просит бури» наводило на размышления о судьбе тех, кто мечтал о подвигах во имя свободы родины – о революционных бурях.

Несколько лет спустя, Лермонтов вновь вернулся к этому образу, образу паруса, использовав его в концовке «Княжны Мери».

-Отрывок из романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», «Княжна Мери». И теперь, здесь, в этой скучной крепости, я часто, пробегая мыслию прошедшее, спрашиваю себя: отчего я не хотел ступить на этот путь, открытый мне судьбою, где меня ожидали тихие радости и спокойствие душевное?…Нет я бы не ужился с этой долею! Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами, и , выброшенный на берег, он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни свети ему мирное солнце; он ходит себе целый день по прибрежному песку, прислушивается к однообразному ропоту набегающих волн и всматривается в туманную даль: не мелькнет ли там на бледной черте, отделяющей синюю пучину от серых тучек, желанный парус, сначала подобный крылу морской чайки, по мало – помалу отделяющийся от пены валунов и ровным бегом приближающийся к пустынной пристани…

В жизни каждого человека бывают такие минуты, когда ему очень тяжело, он переживает, мучается.

А поэт переживал не только за себя, а за целое поколение своих современников, жившее в жестокое время.

— Романс «И скучно и грустно», стихи Лермонтова, музыка Гурилева.


5.Во дни торжеств и бед народных.

О своем долге перед Родиной и о любви к ней поэт размышлял с юных лет. Поэт родился через два года после бородинского сражения, в 1814 году. С детства слышал он воспоминания о подвигах наших воинов, их любовь к родной земле и к ее сердцу – Москве волновали и заражали мальчика. Эти чувства вложил он в стихотворение «Бородино».

Все вокруг с детских лет говорило Лермонтову об Отечественной войне 1812 года; все напоминало о бородинской победе. И еще не отстроенная Москва, и пушки, отбитые у неприятеля, грудь ветерана, увешенная крестами, пустой рукав инвалида, карикатуры на отступление «великой армии» на стене помещичьей гостиной, а также рассказы множества очевидцев.

Отец Лермонтова, капитан в отставке, в 1812 году вступил в ополчение. В семье кормилицы поэта Лукерии Шубениной нашел приют ее свойственник – одинокий солдат, бородинский ветеран Дмитрий Федоров. Четверо братьев бабки поэта избрали военную службу – Столыпины Дмитрий, Афанасий, Николай и Александр.

Стихотворение «Бородино» он написал в 23 года к 25 – летию исторического сражения.

— Музыкальное вступление (флейта, барабан).

— М.Ю.Лермонтов «Бородино».

Бородино – поле русской боевой славы. Оно находится в 150 километрах от Москвы. Здесь в 1812 году произошла великая битва между французами и русскими.

В суровом 1941 году 15 октября (спустя 127 лет со дня рождения поэта) советские войска вели самое ожесточенное сражение с фашистами на поле Бородина.

7 дней враг штурмовал позиции наших воинов на Бородинском поле. Но все атаки противника были отбиты.

Наш флаг взвился над близкой и дорогой землей, обильно политой кровью российских воинов двух поколений. Викторина «Бородино» (по рисункам детей к стихотворению).




6.Из истории «Тамбовской казначейши».


В третьем номере журнала «Современник» за 1838 год была напечатана поэма М.Ю.Лермонтова «Казначейша», слово Тамбовская цензоры сняли. Название города в самом тексте заменили буквой «Т» с точками.

И все же, несмотря на то, что текст произведения сильно пострадал от цензуры, оно сразу же стало популярным среди читателей.

Прочитав поэму, В.А.Тропинин в 1841 году создает картину «Казначейша». Любители творчества Лермонтова узнают в ней жену старого тамбовского казначея Бобковского.


Некоторые литературоведы считают, что когда Лермонтову в декабре 1835 года было дозволено уйти в отпуск, то, возможно, по дороге в Тарханы он останавливался в Тамбове. Достоверных свидетельств, подтверждающих, что М.Ю.Лермонтов посетил наш город, нет. Сохранилось письмо М.Ю.Лермонтова к М.А.Лопухиной от 15 февраля 1838 года, в котором он писал: «Я был у Жуковского и по его просьбе отнес ему «Тамбовскую казначейшу».

А как же насчет посещения Лермонтовым Тамбова?

С нетерпеньем ожидая приезда любимого Мишеля в родные края, Е.А.Арсеньева в октябре 1835 года писала внуку: «…хотя Тарханы и Пензенской губернии, но на Пензу ехать с лишком двести верст крюку, то из Москвы должно ехать на Рязань, на Козлов и на Тамбов, а из Тамбова на Кирсанов в Чембар…»

Есть все основания предполагать, что Лермонтов воспользовался советом бабки.

(Карта – схема: Москва – Рязань – Козлов – Покровское – Сабурово – Тамбов – Рассказово – Рождественское – Хмелинка – Кирсанов – Гавриловка – Тарханы).

В самый канун 1836 года он был уже в Тарханах. Значит, на всю дорогу (тысяча с лишним верст ) ушло не более десяти дней.

Скорее всего, последнюю остановку в пути он сделал поздно вечером 30 декабря в Тамбове.

— Стихотворение Тамбовского поэта Геннадия Шеховцова «Дорога домой».

По – видимому, рано утром 31 декабря проехал он по набережной:

…Когда сквозь пелену тумана

Едва проглядывает Цна,

Когда лишь купола собора

Роскошно золотит Аврора,

И, тишины известный враг,

Еще безмолствовал кабак… —

По трем прямым тамбовским улицам,

Увидел два трактира – «один Московский» А другой «Берлин».


Тамбовцы всегда чтили автора «Тамбовской казначейши».

— Тамбовская ли казначейша? Г.Шеховцов.


Комментарии к картинам.

а) Ранний портрет Лермонтова. Неизвестный художник. Самый ранний портрет Лермонтова, 3 – 4 – х летнего ребенка, выполнен неизвестным художником, возможно крепостным. Мальчик изображен в белом платье. Румяный и круглолиций ребенок с большими карими глазами. Только что перестал плакать. Слезы еще не высохли на его пухлых щеках, но улыбка уже рождается. Видимо, мальчику позволили заняться своим любимым делом – рисованием, и он успокоился, в его руках необычные для такого возраста детей предметы: в левой – лист бумаги, в правой – мелок. Художник не случайно запечатлел их: с детства мальчик много рисовал. Пол в комнате маленького Лермонтова был покрыт сукном. Величайшим удовольствием мальчика было ползать по нему и чертить мелом. На портрете запоминаются выразительные глаза мальчика, умное, сосредоточенное лицо – резко очерченное, губы, светлые волосы. Можно предположить, что художнику удалось уловить основные черты оригинала: широкий открытый лоб, большие глаза с выражением доброты и задумчивости, слегка вздернутый нос. Сейчас этот портрет находится в Государственном литературном музее.


б) Автопортрет М.Ю.Лермонтова.

В первую кавказскую ссылку, в 1837 году, Лермонтов создает свой автопортрет на фоне кавказского пейзажа. На поэте мундир Нижегородского драгунского полка: мохнатая бурка, накинутая на куртку с красным воротником и кавказскими газырями на груди. Через плечо на ремне перекинутая черкесская шашка. В этом акварельном портрете поэт запечатлел собственное представление о себе, выразил свою затаенную думу, печаль и скрытый трагизм, передал душевную мягкость и доброту.


в) Пейзаж с мельницей и тройкой. М.Ю.Лермонтов.

В этой работе Лермонтов изобразил Середниково (подмосковную усадьбу брата бабушки).Там поэт провел четыре лета подряд, 1829 – 1832 г. Здесь и широкая река, протекающая среди высоких берегов. Черные ели на фоне лиственного леса, две березы на вершине холма. Сидящим в тройке поэт мог изобразить и себя, возвращающимся туда, где он так много пережил и куда в то время так стремился. Она примечательна своей светлой поэтичностью, воздух чист и прозрачен, вдали, в дымке, протекает река. На вершине холма навсегда врезавшаяся в память Лермонтова «чета берез»; этот образ и все поэтическое настроение пейзажа перекликается со стихотворением «Родина».



г) Рисунок «Ребенок, тянущийся к матери». М,Ю.Лермонтов.

Ранняя смерть родителей, страдания, которые они перенесли, вызывали в чутком сердце Лермонтова неизменную печаль. Он не запомнил свою мать из — за малолетства, но ему запомнилось, что она пела ему. Вот запись, которую он сделал в 16 лет. « Когда я был 3 – х лет, то была песня, от которой я плакал: уу не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если бы услыхал ее, она бы произвела прежнее действие! Ее пела мне покойная мать».

Перед нами рисунок копии с картины Рафаэля «Святое семейство», исполненный по репродукции. Лермонтов воспроизвел лишь фрагмент картины: Мальчик – дитя влечется к матери, протягивает к ней руки. Видна рука матери, которой он слегка придерживает ребенка.

Потеряв в раннем детстве мать, Лермонтов всегда тосковал по материнской ласке. И возможно, что в этом рисунке переданы собственные ощущения самого рисовальщика: ему запомнились ласковые, нежные руки матери, а ее образ остался неясным.


В конце 70 – х годов 19 века в стране проходил сбор средств на сооружение памятника поэту. Одним из первых сделали взнос на осуществление благородного замысла тамбовские крестьяне.

Учитель рисования тамбовского реального училища И.П.Фрейман, окончивший Петербургскую академию художеств, принял активное участие во втором туре конкурса по созданию проекта памятника Лермонтову.

В 1914 году отмечалось столетие со дня рождения великого поэта.

28 августа в городскую управу Тамбова обратился с прошением инспектор народных училищ губернии М.Т.Кашков.

Прошение инспектора народных училищ. «Имею честь, — писал он, — покорнейше просить управу войти в городскую думу в ближайшем ее заседании с ходатайством:

1) об ассигновании 400 рублей на приобретение биографии М.Ю.Лермонтова и отдельных его произведений в потребном количестве экземпляров для раздачи учащимся приходских и высших начальных училищ г. Тамбова, а также на устройство литературно – музыкального утра для тех же учащихся;

2) о наименовании 1 – го Тамбовского городского приходского училища «Лермонтовским»;

3)о переименовании Теплой улицы в улицу «Лермонтова», где впоследствии можно поставить и бюст поэта в память его пребывания в Тамбове.


С одноименной просьбой обратились в городскую управу и жители Теплой улицы. Прошение о переименовании улицы Теплой в улицу Лермонтова удовлетворили. Сквер же был разбит позже, уже в советское время. В июне 1941 года, в первые недели Великой Отечественной войны, здесь открыли скромный памятник поэту. На его открытии звучали пламенные лермонтовские строки из стихотворения «Бородино».

— Слайд с фотографией сквера.

— Романс «Выхожу один я на дорогу…», стихотворение М.Ю. Лермонтова

Дети демонстрируют свои работы и анализируют их.

Свежие документы:  Конспект урока на тему "И.Пивоварова "Жила-была собака"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: