Литературное чтение
учебник литературное чтение «Маленькая дверь в большой мир» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева);
Рабочая тетрадь к учебнику (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
Тема урока | Кол-во часов
| Дата по плану | Планируемые результаты | ||
Научится | Получит возможность научиться | ||||
| Раздел I. «Там, на неведомых дорожках…» (23 ч) |
|
|
|
|
1 | Вводный урок. Приглашение в большой мир литературы. (. Б. Заходер. «Моя Вообразилия») Т* | 1 |
1.09
| • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
| • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
|
2 | Внеклассное чтение. Книги, прочитанные летом | 1 | 3.09 | ||
3 | Введение в раздел. Мир сказок нашего детства. Б.Заходер «Сказочка» | 1 | 5.09 | ||
4 | Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо — юдо» Т | 1 | 6.09 | • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения,понимать цель чтения;
• осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения,определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному тексту;
• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
• читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев,
• коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; • читать по ролям литературное произведение; • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
• отличать прозаический текст от поэтического;
• распознавать особенности построения фольклорных форм(сказки, загадки, пословицы). | • воспринимать художественную литературу как вид искусства; • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам; • доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение; • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор)
|
5 | Народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо — юдо». «Законы» волшебной сказки Т | 1 | 8.09 | ||
6 | Как сказки сказываются Т | 1 | 10.09 | ||
7 | «Народная» сказка П. Ершова «Конёк-Горбунок» Т | 1 | 12.09 | ||
8 | Сказочный мир Петра Ершова (сказка «Конёк-Горбунок») Т | 1 | 13.09 | ||
9 | Приметы волшебной сказки в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок» Т | 1 | 15.09 | ||
10 | «Добрым молодцам урок» (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») Т | 1 | 17.09 | ||
11 | Герои «Сказки о рыбаке и рыбке» Т | 1 | 19.09 | ||
12 | Авторская сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» | 1 | 20.09 | ||
13 | Авторская сказка Владимира Одоевского «Мороз Иванович» Т | 1 | 22.09 | ||
14 | «Какова работа, такова награда» (В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович») | 1 | 24.09 | ||
15 | От сказки народной к сказке авторской (сказка В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович») | 1 | 26.09 | ||
16 17 | Как сказы сказываются (Павел Бажов «Серебряное Копытце») Т | 2 | 27.09 29.09 | ||
18 | Чему учат сказы и сказки (П. Бажов «Серебряное Копытце») Т | 1 | 1.10 | ||
19 | Сказка литовского народа «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» | 1 | 3.10 | ||
20 | Добро побеждает зло (сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса») Т | 1 | 4.10 | ||
21 | «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса» – это сказка | 1 | 6.10 | ||
22 23 | Всех скороговорок не перескороговоришь Т | 2 | 8.10 10.10
| ||
24 25 | Обобщение по разделу. Проверочная работа № 1 Т | 2 | 11.10 13.10 | ||
26 | Внеклассное чтение. Мир волшебных сказок | 1 | 15.10 | ||
| Раздел II. «Сказочные человечки» (27 ч) |
|
|
|
|
27 | Введение в раздел. В стране Вообразилии (голландская народная песенка «Морская прогулка») | 1 | 17.10 | • осознанно воспринимать содержание различных видов текстов, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определятьпоследовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному тексту; • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения; • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; • осознанно воспринимать содержание различных видов текстов, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, Определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному тексту;
| • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам; • доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение; • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор)
|
28 | Знакомство с Муми-семейством (Т. Янссон «Шляпа Волшебника». Вступление. 1-я часть) Т | 1 | 18.10 | ||
29 | Тайны шляпы Волшебника (Т. Янссон «Шляпа Волшебника». 2-я часть) | 1 | 20.10 | ||
30 | Сказочная повесть Т. Янссон «Шляпа Волшебника» (3–4-я части) | 1 | 22.10 | ||
31
| Герои сказки Т. Янссон «Шляпа Волшебника» Т | 1 | 24.10 | ||
32 | Опасное путешествие Бильбо (Дж. Р.Р. Толкин «Хоббит». Глава «Пауки и мухи» ч. 1 и 2) Т | 1 | 25.10 | ||
33 | Путешествие продолжается (Глава «Пауки и мухи» ч. 3 и 4) Т | 1 | 27.10 | ||
34 | Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс (5–6-я части главы «Пауки и мухи») Т | 1 | 7.11 | ||
35 | Отважный сказочный герой Бильбо Бэггинс (7–8-я части главы «Пауки и мухи») Т | 1 | 8.1 | ||
36 | Авторская сказочная повесть Дж. Р.Р. Толкина «Хоббит» Т | 1 | 10.11 | ||
37 | Смешная история (А. Милн «Винни-Пух», глава 3) | 1 | 12.11 | ||
38 | Характеры героев сказки А. Милна «Винни-Пух (глава 3) Т | 1 | 14.1 | ||
39 | Главный герой повести А. Милна «Винни-Пух» | 1 | 15.11 | ||
40 | Песенки сказочных человечков | 1 | 17.11 | ||
41 | Уроки Мальвины (А.Н. Толстой «Приключения Буратино». Глава «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино») | 1 | 19.11 | ||
42 | Друзья и враги Буратино (глава «Буратино первый раз в жизни приходит в отчаяние, но все кончается благополучно») Т | 1 | 21.11 | ||
43 | Два мира в сказке А. Толстого «Приключения Буратино» Т | 1 | 22.11 | ||
44 | Повесть-сказка А. Толстого «Приключения Буратино» Т | 1 | 24.11 | ||
45 | Сказочный герой Чиполлино и его семья. (Дж. Родари «Приключения Чиполлино») Т | 1 | 26.11 | ||
46 | Чиполлино приходит на помощь (Дж. Родари «Приключения Чиполлино») Т | 1 | 28.11 | ||
47 | Чиполлино – настоящий герой (Дж. Родари «Приключения Чиполлино») Т | 1 | 29.11 | ||
48 | Фантазии Астрид Линдгрен («Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». Части 1–2) | 1 | 1.12 | ||
49 | Кто же такой Карлсон? (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» Часть 3-я) | 1 | 3.12 | ||
50 | Карлсон – воплощение детской мечты (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон…» (Часть 4-я) Т | 1 | 5.12 | ||
51 52 | Обобщение по разделу. Проверочная работа № 2 Т | 2 | 6.12 8.12 | ||
53 | Сочинение-рассказ о сказочном человечке Т | 1 | 10.12 | ||
| Внеклассное чтение. Любимые герои – сказочные человечки | 1 | 12.12 | ||
54 | Раздел III. «Сказочные богатыри» (13 ч) |
|
|
|
|
55 | Введение в раздел. Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» | 1 | 13.12 | • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения; • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; • осознанно воспринимать содержание различных видов текстов, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, • осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения,понимать цель чтения; • осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения,определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному тексту;
• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения; • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; • читать по ролям литературное произведение; • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака; • распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы). | • доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение; • воспринимать художественную литературу как вид искусства; • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам; • воспринимать художественную литературу как вид искусства; • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам; • доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение; • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор)
|
56 | Былина как фольклорный жанр | 1 | 15.12 | ||
57 | Богатырская «Сказка про Илью Муромца» Т | 1 | 17.12 | ||
58 | Илья Муромец – богатырь земли Русской Т | 1 | 19.12 | ||
59 | Илья Муромец – любимый народный богатырь. (Отрывок из былины «Илья Муромец и Святогор») | 1 | 20.12 | ||
60 | Сравнение богатырской сказки и былины Т | 1 | 21.12 | ||
61 | Чем силён человек? (Киргизская сказка «Дыйканбай и дэв») Т | 1 | 23.12 | ||
62 | Богатырская сказка киргизского народа «Дыйканбай и дэв» Т | 1 | 24.12 | ||
63 | Кому счастье помогает? (Дагестанская сказка «Богатырь Назнай») Т | 1 | 26.12 | ||
64 | «Богатырь» Назнай | 1 | 27.12 | ||
65
| Повторение по теме «Былины и богатырские сказки» | 1 |
| ||
66 67 | Мечты о смелых и отважных. Стихотворение Н. Матвеевой «Пираты». Проверочная работа № 3 Т | 2 |
| ||
68 | Внеклассное чтение. Преданья старины глубокой (сценарий урока внеклассного чтения) | 1 |
| ||
| Раздел IV. «Сказка мудростью богата» (21 ч) |
|
| ||
69 | Введение в раздел. Стихотворение Л. Эрадзе «Что мне всего дороже?» | 1 |
| ||
70 | Как мудрость в жизни помогает (Татарская сказка «Мудрый старик») Т | 1 |
| ||
71 | Чему учит бытовая сказка (Татарская сказка «Мудрый старик») Т | 1 |
| ||
72 | Киргизская сказка о мудрых людях («Мудрая девушка») | 1 |
| ||
73 | Герои киргизской сказки «Мудрая девушка» Т | 1 |
| ||
74 | Русская сказка о мудрых людях («Мудрая дева») | 1 |
| ||
75 | Мудрость ценят все народы. Русская сказка «Мудрая дева» Т | 1 |
| ||
76 | К чему приводит жадность (Долганская сказка «Как появились разные народы») Т | 1 |
| ||
77 | Где правда, там и счастье (Корейская сказка «Честный мальчик») Т | 1 |
| ||
78 | Что высмеивают сказки? Японская сказка «Настоятель и служка» (1-я) | 1 |
| ||
79 | Что высмеивают сказки? Сатирическая японская сказка «Настоятель и служка» (2-я) | 1 |
| ||
80 | Сказки о глупости. Русская сатирическая сказка «Три калача и одна баранка» | 1 |
| ||
81 | «Сказка о глупости» И. Франко | 1 |
| ||
82 | «Сказка – ложь, да в ней намёк…» (И. Франко «Сказка о глупости») Т | 1 |
| ||
83 | Мудростью богаты. Русские народные пословицы и поговорки Т | 1 |
| ||
84 | Мудростью богаты. Русские народные загадки Т | 1 |
| ||
84 85 | Как придумать загадку? Литературные загадки | 1 |
| ||
86 87 | Обобщающий урок по разделу IV. Проверочная работа № 4 Т | 2 |
| ||
88 | Зачем поют колыбельные песни Т | 1 |
| ||
89 | Внеклассное чтение. Какие вопросы задают сказки? | 1 |
| ||
| Раздел V. «Сказка – ложь, да в ней намек…» (23 ч) |
|
|
|
|
90 | Введение в раздел. Ю. Мориц «Слониха, слонёнок и слон…» | 1 |
| — пересказывать текст (не более 1,5 с.): делить текст на смысловые части; — составлять его простой план; — составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведений; — различать жанры художественных произведений; — использовать приобретенные знания для самостоятельного чтения книг, высказывания оценочного суждения о прочитанном произведении. • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения; • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; • осознанно воспринимать содержание различных видов текстов, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному тексту;
• ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев,
| • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам; • доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение; • творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; • создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; • работать в группе, создавая инсценировки по произведению, • сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) • воспринимать художественную литературу как вид искусства; • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
|
91 | Мудрые сказки о животных. (Русская сказка «Лиса и рак». Сказка братьев Гримм «Ёж и заяц») | 1 |
| ||
92 | Кто сильнее? (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки») | 1 |
| ||
93 | Как ум и хитрость силу побеждают. (Русская народная сказка «Напуганные медведь и волки») Т | 1 |
| ||
94 | Чего стоит ум? (Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы») | 1 |
| ||
95 | Чем силён Симба? (Африканская сказка «Похождения дикого кота Симбы») Т | 1 |
| ||
96 | Какие бывают развлечения? (Сказка афроамериканцев «Как братец Кролик заставил брат- ца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну») | 1 |
| ||
97 | Сказки дядюшки Римуса (сказка «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну») Т | 1 |
| ||
98 | Братец Кролик – главный герой сказки «Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить луну» | 1 |
| ||
99 | Любимые герои сказок | 1 |
| ||
100 | Какие вопросы задают сказки? (Эстонская сказка «Почему у зайца губа рассечена». Латышская сказка «Как петух лису обманул») Т | 1 |
| ||
101 | Современные сказки о животных. (Александр Курляндский «Ну, погоди!») | 1 |
| ||
102 | Как создаются мульфильмы. (Сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!») | 1 |
| ||
103 | Разные стихи о животных. (Генрих Сапгир «Песня». Л. Квитко «Смелые воробьи») | 1 |
| ||
104 | Разные стихи о животных. (Л. Квитко «Весёлый жук». Ю. Мориц «Резиновый ёжик») | 1 |
| ||
105 | Авторские считалки | 1 |
| ||
106 | О чём говорят считалки? Борис Заходер «Считалия» | 1 |
| ||
107 | Сочиняем считалку | 1 |
| ||
108
| Обощение по разделу V. Колыбельные русских поэтов Т | 1 |
| ||
109 | Проверочная работа № 5 Т | 1 |
| ||
110 | Внеклассное чтение. Литературные стихи-сказки | 1 |
| ||
| Раздел VI. «Самое обыкновенное чудо» (33 ч) |
|
|
|
|
111 | Введение в раздел. Г. Горбовский «Розовый слон» | 1 |
| • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного; • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения; • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; • осознанно воспринимать содержание различных видов текстов, определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному тексту; • читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения; • ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, • коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт; | • воспринимать художественную литературу как вид искусства;
• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; • определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
• доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;
• воспринимать художественную литературу как вид искусства;
• осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
• определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
• доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;
|
112 | Чего не могут взрослые? А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (1-я часть) Т | 1 |
| ||
113 | Знакомство с маленьким принцем. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (2-я часть) Т | 1 |
| ||
114 | Лекарство от одиночества. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (3–4-я части) | 1 |
| ||
115 | Секрет Лиса. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (5–6-я части) | 1 |
| ||
116 | Секрет счастья. (Джанни Родари «Солнце и туча») Т | 1 |
| ||
117 | Мечты о чудесах. (Дж. Родари «Как Алиса в море побывала». В. Орлов «Я рисую море») Т | 1 |
| ||
118 | Чудеса вокруг нас. (Валентин Берестов «Честное гусеничное») Т | 1 |
| ||
119 | Необычное в обычном мире. (Виктор Хмельницкий «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка») Т | 1 |
| ||
120 | «Другие» сказки (В. Хмельницкий «Гора». «Снег и скрипка») Т | 1 |
| ||
121 | Музыкальные сказки Г. Цыферова («Град», «Про чудака лягушонка») Т | 1 |
| ||
122 | Очеловеченный мир сказок Б. Сергуненкова. (Сказки «Куда лето прячется», «Одуванчик») Т | 1 |
| ||
123 | Б. Сергуненков «Кот белый – кот чёрный» | 1 |
| ||
124 | Внеклассное чтение. Сказки-миниатюры | 1 |
| ||
125 | Комплексная проверочная работа | 1 |
| ||
126 | Сказки-игры Дж. Родари («Про дедушку, который не умел рассказывать сказки») | 1 |
| ||
127 | Уроки творчества Дж. Родари | 1 |
| ||
128 | Весёлые стихи Ю. Владимирова, Г. Остера, О. Григорьева | 1 |
| ||
129 130 | Весёлые стихи. (М. Бородицкая «Колдунье не колдуется», Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!») | 1 |
| ||
131 | Какая душа у поэта? (Б. Сергуненков «Поэт и заходящее солнце») | 1 |
| ||
132 133 | Обобщение по разделу «Самое обыкновенное чудо». Проверочная работа № 6 | 2 |
| ||
134 | Урок-отчёт «Вот и открыли мы маленькую дверь в большой мир» | 1 |
| ||
135 | Проверка техники чтения* | 1 |
| ||
136 | Урок-отчёт по итогам домашнего чтения «По дорогам сказки» | 1 |
|
Количество часов в год – 136 ч Количество часов в неделю – 4 ч. Проверочных работ: 7