| МЕТОДИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ УРОКА | |||
УМК: | «Школа 2100» | |||
Предмет: | литературное чтение | |||
Класс: | 1 | |||
Тема урока | НАСТОЯЩИЕ ДРУЗЬЯ ДЕТСТВА. Рассказ В. Драгунского «Друг детства». | |||
Цель урока | – используя технологию продуктивного чтения, обучение детей чтению в режиме «диалога с автором» на примере рассказа «Друг детства» В. Драгунского (формирование умения извлекать необходимую информацию из прочитанного текста; умение осмысленно читать, выбирая важное, существенное). | |||
Задачи | –развивать умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; –формировать навыки самопознания на основе сравнения «Я» с героем произведения В. Драгунского «Друг детства»; –способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету, формировать коммуникативные способности. | |||
Планируемые результаты обучения, в том числе и формирование УУД: | Личностные: –формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; –формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; –осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни; –развитие эстетического сознания через знакомство с литературным наследием общества; Предметные: –умение осознанно воспринимать художественный текст; –совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); –овладение процедурами смыслового анализа текста; Метапредметные: Межпредметная связь с курсом «Окружающий мир». Регулятивные УУД: –умение под руководством учителя планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; – умение под руководством учителя осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; Коммуникативные УУД: –формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; –владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | |||
Тип урока | Открытие нового знания | |||
Технология | Технология продуктивного чтения | |||
Этапы урока | Формируемые УУД | Ход урока | ||
Целепологание и мотивация | Коммуникативные УУД Личностные УУД | – Доброе утро! Солнцу и птицам! – Доброе утро улыбчивым лицам! – Пожелайте друг другу успехов на сегодняшний урок. А теперь настроимся на работу – откроем ладошки новым знаниям и произнесём волшебную фразу: «Я хочу много знать!» | ||
Активизация знаний.
| Познавательные УУД Находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях. Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Личностные УУД: эмоционально «проживают» текст; выражают свои эмоции; понимают эмоции других людей, сочувствуют, переживают; высказывают своё отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам. | Речевая разминка: 1.Заборчик. –Зубы плотно мы смыкаем и заборчик получаем. –А сейчас раздвинем губы – посчитаем наши зубы: 1–2–3–4–5. 2.Трубочка Мои губы – трубочка превратились в дудочку. Ду-ду-ду. 3.Лопатка. Язык лопаткой положи и спокойно подержи. 1–2–3–4–5. Язык можно убирать. — Молодцы! Умение владеть своим голосом поможет нам на уроке выразительно и безошибочно читать. — Сегодня на уроке мы встретимся с новым автором и новым произведением. | ||
Проблемная ситуация | Регулятивные УУД: В сотрудничестве с учителем размышляют, отвечают на вопросы. | – Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? – Что нам с вами поможет выполнению поставленных задач? (Учиться бегло и выразительно читать. Уметь вести диалог с автором. Уметь владеть своим голосом.) | ||
«Открытие» новых знаний детьми | Познавательные УУД: Ориентируются в учебнике Личностные УУД
| –Посмотрите на доску и скажите – отличаются ли эти слова друг от друга? ( Слайд 2) ПИСАТЕЛЬ ПОЭТ Писатель – человек, который занимается литературным трудом, пишет художественные и литературные произведения. Поэт – писатель, автор стихотворных, поэтических произведений. –Сейчас попробуем предположить, о чём расскажет нам автор в своём литературном произведении. ( Слайд 3) –Определите первое слово синквейна? ________(ДРУЖБА) Преданная, взаимная Помогает, уважает, ценит Бескорыстные личные взаимоотношения между людьми Привязанность. –Так о ком или о чём мы будем читать на уроке? (О дружбе) | ||
Первичное закрепление | Личностные УУД Регулятивные УУД: Учимся работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: используют различные формы интерпретации содержания текста: интегрируют содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; понимают текст, опираясь не только содержащуюся в нём информацию, но и жанр, структуру, язык. | – Выполните в тетрадях на странице 4 задание I.1. ( Слайд 4) Потренируйтесь в чтении трудных слов в словосочетаниях: шесть с половиной лет приспичило погулять обыкновенный день пластмассовая посуда не съедобный, а игрушечный орех здоровущий гриб расшитая наволочка хочу тренироваться задание I.2. ( Слайд 5) Прочитай ключевые слова текста. Попробуй предположить по заглавию, иллюстрации и ключевым словам, о чём будет текст.
боксёрская груша плюшевый мишка не буду боксёром
| ||
Антиципация по ключевым словам, заглавию, иллюстрациям. Приём антиципация-предугадывание, предвосхищение (предположение о чём будем читать, чем закончится…) | Находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию. На данном этапе проходит поисково-исследовательская деятельность. | –Откройте с. 16.Кто автор этого литературного произведения? ( Слайд 6) (В. Драгунский.) Виктор Драгунский – детский писатель. Писал рассказы о детях и для детей. –Как называется произведение? («Друг детства».) –Я не могу удержаться, чтобы не показать вам книгу, из которой авторы учебника взяли произведение. Вот эта книга. (Показываю.) Кто узнал эту книгу? Как она называется? («Денискины рассказы».) В этой книге Виктора Юзефовича Драгунского 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской. Вот с одной из этих историй мы и познакомимся сегодня. –Рассмотрите иллюстрации к произведению на экране, в учебнике. Соответствует ли эти картинки названию произведения и нашей теме? –Рассмотрите иллюстрацию. Обратите внимание на его выражение лица, позу, глаза. Какой здесь Дениска? –Что может произойти в рассказе с таким названием и такими иллюстрациями?) | ||
Физкультминутка | На данном этапе проходит технология здоровьесбережения | В нашем классе все друзья: Я, ты, он, она. Улыбнитесь тем, кто слева, Улыбнитесь тем, кто справа. Вместе мы одна семья. В нашем классе все друзья: Я, ты, он, она. Пожмите руку тем, кто слева, Пожмите руку тем, кто справа. Вместе мы одна семья. | ||
Работа с текстом. Чтение с комментированием. Достижение понимания на уровне содержания. | Познавательные УУД: понимают смысл текста; знают и могут применить первоначальные способы поиска информации. Личностные УУД
| –Мы прочитаем текст, делая остановки, и попытаемся понять, какую дружбу хотел показать нам автор? (Текст читает учитель. Дети слушают и следят по учебнику) Виктор Драгунский «ДРУГ ДЕТСТВА» 1. Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете (Нашему герою было шесть или шесть с половиной лет. Значит, он был вам ровесник). Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. То я хотел быть астрономом, то мечтал стать капитаном дальнего плавания, а на другой день мне уже приспичило стать боксёром. (Часто герой менял свой выбор? Какие слова об этом говорят? (Все люди нравились, все работы, то… то, приспичило…)Кем мечтал стать Дениска, когда вырастет? А что вы, слышали об этих профессиях? Что может нравиться в работе астронома, капитана дальнего плавания? Почему именно «приспичило», а не «захотелось» стать боксером?) Я сказал папе: –Папа, купи мне грушу! –Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку. – Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, –Ты спятил, братец, — сказал папа. – Перебейся как-нибудь без груши. (Почему папа именно так ответил? Серьёзно он отнёсся к просьбе сына? Можно ли сказать, что у Дениски был плохой папа?) И он оделся и пошёл на работу. А я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же это заметила и сказала: –Стой-ка, я, кажется, что-то придумала. (А вы догадались. Что могла придумать мама?) (Этот вопрос не требует ответов детей, так как нацеливает на прогнозирование, концентрирует внимание). И она наклонилась и вытащила из-под дивана большую плетёную корзину. В ней были сложены старые игрушки, в которые я уже не играл. Мама стала копаться в этой корзинке, и, пока она копалась, я видел… (А копаться – это как? (Долго, перебирая ) Что же там можно было увидеть? (Краткие ответы детей с листа) мой старый трамвайчик без колёс и на верёвочке, пластмассовую дудку, помятый волчок, одну стрелу с резиновой нашлёпкой, обрывок паруса от лодки и несколько погремушек, и много ещё разного игрушечного утиля.
( Слайд 7) (Вот, оказывается, что было в этой корзине! Поняли ли вы, что такое утиль? ( Слайд 8) Проверьте себя по тетради, страница 4, задание II.3).
И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого Мишку. Она бросила его мне на диван и сказала: –Вот. Это тот самый, что тебе тётя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший Мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь как выкатил! Чем не груша? Ещё лучше! ( Мама бросила мишку на диван. Почему именно бросила? Что он для неё? Почему, по мнению мамы именно мишка, такой хороший отличный, с большим животом подходит на роль боксёрской груши? Почему мама, предложила ему для тренировки вместо груши старого плюшевого мишку? Правильно ли она поступила? Итак, Дениске приспичило быть боксером. Как должны были поступить родители? (Купить грушу, повести ребёнка в спортивную секцию…) 2. Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил Мишку поудобнее, чтоб мне сподручнее было тренироваться и развивать силу удара. Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый (Отчего же он был облезлый? ( С ним когда – то много играли) и у него были разные глаза: один — его собственный, а другой — из пуговицы от наволочки. ( Действительно, с ним много играли. А относились к нему как ? ( Заботились. Он глаз потерял– пуговицу пришили.) И он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот… ( Смотрите, здесь мишка как живой – он так рад встрече, что про него вспомнили) И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как я с этим Мишкой ни на минуточку не расставался и сажал его рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей. У него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем, И я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки. Я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. ( Тогда – любил, жизнь бы отдал, а сейчас?..) И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеётся разными глазами (Отчего смеётся? Может быть от радости встречи, что про него вспомнили?..), а я хочу тренировать об него силу удара… –Ты что? – сказала мама. – Что с тобой? А я не знал, что со мной, я долго молчал, и я задрал глаза к потолку, чтобы слёзы вкатились обратно. (Дениске сейчас очень плохо. И ему уже не нужна помощь мамы, хочется, чтобы она слёз не увидела…) И потом, когда я скрепился немного, я сказал: –Ты о чём, мама? Со мной ничего… ( Слайд 9) Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксёром. | ||
Физкультминутка | На данном этапе проходит технология здоровьесбережения | Мишка, лапки подними, Мишка, лапки опусти, Мишка, Мишка, покружись, А потом земли коснись И животик свой потри Раз, два, три — раз, два, три! | ||
Включение в систему знаний и повторений | Регулятивные УУД: саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию.
Коммуникативные УУД: Договариваются совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учатся работать в паре в группе, различные роли ( исполнителя, лидера). Продуктивная групповая коммуникация ( Согласно заданным рамкам обсуждения высказывают и развивают идеи других членов группы, аргументируют свои суждения). Личностные УУД : формирование личного ( эмоционального отношения ) к окружающему миру.
На данном этапе проходит технология здоровьесбережения. Работа в паре создаёт «антистрессовую» ситуацию, что формирует здоровую психику ребёнка. Познавательные УУД: Используют простейшие приёмы анализа текста : определять главную мысль произведения
| 1.Восстановление последовательности событий Задание в тетради на странице 4-5 II.4 (Восстановить последовательность, переставив карточки)
Работа в паре: на партах лежат карточки с выражениями:
— Мама достала старого плюшевого мишку. — Дениска попросил папу купить боксёрскую грушу. — Дениска вспомнил своё детство. — Мальчик никогда не будет боксёром. Проверка задания … ( Слайд 10)
2.Беседа (Слайд 11) — О чем же произведение «Друг детства»? О мишке? О настоящей дружбе? О помощи мамы? (О дружбе) — Как должны поступать настоящие друзья? 3.Самостоятельное чтение рассказа. – Прежде чем приступить к самостоятельной работе, давайте поработаем над некоторыми словами. Слова у каждого ученика на листочке: (12 слов) астроном капитан приспичило перебейся как-нибудь волчок утиль плюшевый сподручнее облезлый наволочка — Сделаем над словами пометки ( я знаю — v; новое — +; ? — есть вопрос) (Лингвистический комментарий)
4. Работа с текстом после чтения.
а) Работа по группам. – Займите свое место в группе. –Прочитайте, обсудите в группах, договоритесь, примите решение, подчеркните свой выбор. Напомню, что в группе уважаем друг друга, помогаем, выслушиваем каждого. Договоритесь о том, кто будет выступать. Докажите, что ваше решение верно. 1-я группа ответит на вопрос: Кто такой настоящий друг? 2-я группа подчеркнёт слова, которые наиболее точно говорят о мальчике Дениске. 3-я группа расскажет, о чём это произведение. б) Проверка выполнения заданий в группах. ( Слайд 12) –1-я группа, какие слова вы подчеркнули? (Настоящий друг – добрый, внимательный, верный, надёжный, заботливый) –Согласны ли вы с ответом 1-й группы? Похвалить за дружную работу. –2-я группа, какие слова наиболее точно говорят о мальчике Дениске? (Дениска– добрый, верный, внимательный, эмоциональный.) –А Дениса можем назвать настоящим другом? –А какими качествами должен обладать настоящий друг? –Обладает этими качествами Денис? –Согласны ли вы с ответом 2-й группы? Похвалить за дружную работу. –3-я группа, о чём это произведение? (О настоящей дружбе) –Согласны ли вы с ответом 3-й группы? Похвалить за дружную работу. –Мы познакомились с произведением В. Драгунского. Что хотел донести до нас автор? (Не только человек может быть другом, но и игрушки) в) Жанр произведения. – Обратимся ещё раз к тексту этого произведения. Как вы думаете, чем является история Дениски? ( Слайд 13) Сказкой? Стихотворением или рассказом? – Какое произведение можно назвать рассказом? – Обратимся к толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова. (Читает ученик) – Рассказ – художественное повествовательное произведение небольшого размера. | ||
Итог урок.
|
| Беседа: – Сегодня мы познакомились с произведением какого автора? –Как называется его произведение? – Какие чувства вызывает у вас этот рассказ? –Чему учит этот рассказ? –А как вы отнеслись бы к Дениске, если бы он все же сделал мишку боксерской грушей – предметом для отработки ударов? | ||
Рефлексия | Регулятивные УУД Личностные УУД С помощью учителя дают оценку разного вида деятельности на уроке | –У каждого из вас лежит силуэт мишки. ( Слайд 14) Выразите свои чувства к сегодняшнему уроку, изобразив на мордочке мишки радостное или грустное выражение. Подарите ваших мишек нашему герою – игрушечному мишке, чтоб ему было не одиноко. Споем для него песенку «Настоящий друг». Учащиеся под звуки песни выходят к игрушечному мишке, крепят силуэты, садятся за парты –Каждый из вас отлично поработал. | ||
Домашнее задание (творческого характера) |
| –У каждого дома есть любимая игрушка. Домашнее задание – нарисовать свою любимую игрушку на альбом листе или в тетради по литературному чтению задание III.7 на странице 5 (Нарисовать плюшевого мишку таким, каким описал его В.Драгунский) ( Слайд 15) | ||
Ресурсы | Учебник литературного чтения «Капельки солнца» и рабочая тетрадь по литературному чтению (авторы Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева); Е.В.Бунеева. Методические рекомендации для учителя. Уроки литературного чтения в 1-м классе; презентация, мультимедийный проектор, ноутбук, карточки с заданием для групп, мишка, силуэты медвежат для самооценивания, книга В.Драгунского «Денискины рассказы». |