Технологическая карта урока литературы в 5 классе
Ф.И. О. учителя: Дедова Янина Ивановна
Предмет: Литература
Класс: 5
Тема : И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима.
Тип урока: урок закрепление
Технологии: кейс, исследование, синквейн, мультимедийная презентация.
Цели:
Образовательные:
1) выявить особенности характера героя, проявляющиеся в отношении к крестьянскому труду, обязанностям по службе у барыни, взаимоотношениях с дворовыми людьми; выявить авторскую позицию, проявляющуюся как в прямых оценках, так и в сравнениях.
2) провести анализ портретных зарисовок главного героя рассказа ; проследить изменения, произошедшие в главном герое; вызвать у ребят искренний интерес и восхищение главным героем.
Развивающие:
1) формировать умение анализировать текст художественного произведения.
2) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы.
3) формировать представление о герое произведения на основе сопоставления словесного и графического образов.
4) учить сжато излагать повествовательный текст.
5) развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас.
6) развитие культуры речи школьников, работа над выразительным чтением учащихся на примере чтения ведущих актеров ( работа с фонохрестоматией, которая является приложением к новому учебнику для 5 класса)
Воспитательные:
1) воспитание нравственных качеств личности на примере качеств главного героя рассказа;
2) умение работать в микрогруппе (паре): умение планировать работу, уважать мнение выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки.
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | УУД | |
Организационный момент (Слайд 1)
(Слайд 2) | Приветствие учителя (— Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнём занятие. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость.) Сообщение темы урока: И.С.Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима. | Запись в тетрадь
|
| 1) Регулятивные: — волевая саморегуляция; 2) Личностные: — смыслообразование (Я должен посмотреть…) 3) Коммуникативные: — планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
|
Целеполагание (Слайд 3) | -Перед нами стоит цель: познакомиться с впечатлениями детства Тургенева. Понять, как автор создает образ немого Герасима. Какие средства для этого использует. | (активно участвовать в уроке, понять, что думают мои одноклассники о…, разобраться с… узнать, почему Герасим утопил Муму) | Определите ваши цели урока? (ответы учащихся) |
|
Проверка домашнего задания (Слайд 4) | -У вас на столах карточки, выскажите свое отношение к рассказу. Понравилось — зеленая, не понравилось – белая. -Как вы думаете, о ком эти слова? (Рядом с портретом) «Добрый великан» «Каждому, кто видел его в первый раз, он казался «олицетворением русского богатыря», с серебристой прядью волос на широком полуотвесном лбу» -Тургенев | Работа с цветными карточками | Что произвело на вас самое сильное впечатление в рассказе? (ответы учащихся) | 1) Познавательные: — общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 2) Логические: — анализ, сравнение, синтез. 3) Регулятивные: — контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия). |
Работа в группах (использование Кейса) (Слайд 5)
Работа в микрогруппах (в парах) по рядам (Слайд 6)
| 1852 год — рассказ написан 1861г –отмена крепостного права
-Почему именно в это время Тургенев обращается к теме рассказа «Муму?
| Работа в группах с кейсом Задание прочитать и ответить на вопрос
| -Что же такое крепостное право? Что вас поразило в этом явлении российской действительности?
-Как вы считаете, что послужило поводом для создания рассказа «Муму»? -Кого напоминают герои этой истории? (ответы учащихся). | 1) Регулятивные: — целеполагание как постановка учебной задачи, — планирование, — прогнозирование. 2) Познавательные: — умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
Закрепление материала (Слайд 7)
Физкультминутка (Слайд 8)
| Просмотр мультфильма Анализируем начало рассказа: Сам Герасим о себе рассказать ничего не может, поэтому представление о нем будет складываться из слов других, его поступков и т.д.
Предлагает выполнить упражнения на снятие статического напряжения. |
Настоящий богатырь, работает за четверых: пашет, косит, молотит Не знает усталости, крестьянский труд ему по сердцу. «Барыня взяла его из деревни Она – помещица, а Герасим – крепостной. Повышение по службе
Выполняют упражнения на снятие статического напряжения.
|
| 1) Регулятивные: — целеполагание как постановка учебной задачи, — планирование, — прогнозирование. 2) Познавательные: — умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.
3) Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач. |
Запись на доске: (Слайд 9) Герасим— ( после работы с первой и второй группой). Трудолюбивый, ответственный, страдающий, чувствующий себя неуютно). После «ГУСАКА» 2. честный, надежный 3.смелый, способный на поступок
|
Есть еще одно сравнение, которое уводит от размышлений о тяжкой доле крепостного. «Степенный гусак». Запись на доске: Важный- горделиво-величественный, надменный. Надменный – высокомерный,кичливый. Кичливый –выражающий самомнение,заносчивый. А разве Герасим такой? И важность и надменность в нем связаны с чувством превосходства над окружающими. Где его истоки? Может быть эти понятия связаны с чувством собственного достоинства человека, которому есть за что уважать себя, т.к. он трудолюбивый, честный, надежный | Итоги работы в группах 1 группа
2 группа «Пойманный зверь». 3 группа «как лев» Вывод: Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения. Сравнение со львом помогает ощутить мощный прилив сил, делающих его неуязвимым для опасностей.
| Итак, каким мы видим Герасима?
| 1) Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества 2) Познавательные: — поиск и выделение необходимой информации — смысловое чтение — построение логической цепи рассуждения |
Проблемный вопрос для цикла уроков по данному произведению (Слайд 10) |
|
| Что так изменило Герасима? Что он стал другим, непохожим на пойманного зверя? |
|
Рефлексия (Слайд 11) | — Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. — Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх. — Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши. — Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места.
— Да, мы все разные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках.
| Действия учащихся. |
| 1) Познавательные: — умение структурировать знания — оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: — волевая саморегуляция — осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании (Слайд 12,13) | Оценки за урок Дом.задание: По выбору учащихся: 1.подготовить рассказ о герое : о Татьяне, о Капитоне (портрет, история жизни ) 2. написать синквейн |
|
| 1) Познавательные: — умение структурировать знания — оценка процессов и результатов деятельности 2) Регулятивные: — волевая саморегуляция — осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |
Приложение
КЕЙС
3 группа Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Тургенева, Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше! ПРОТОТИ́П, 1. Реальное лицо как источник для создания литературного образа
| 2 группа История создания рассказа В 1852 г умирает Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая составлял некролог. (НЕКРОЛО́Г-Статья по поводу смерти какого-нибудь человека с сообщением сведений о его жизни и деятельности) Но власти запретили употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную статью в «Московских ведомостях» царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом в полиции Тургенев жил по соседству с помещением, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг.. Каждый день Тургенев слышал хлест розг и их крики. Как вы считаете, что послужило поводом для создания рассказа «Муму»?
|
Карточки с заданиями для групп
2 группа Какие сравнения использует автор, чтобы описать ощущения Герасима, оказавшегося по воле барыни в городе? Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим.
| 3 группа Найдите сравнения в эпизоде возвращения Герасима в деревню. Что добавляет заключительное сравнение к нашему представлению о герое? Сравнение – изображение одного явления с помощью сопоставления с другим.
|
Использованная литература:
Рассказ И.С.Тургенева «Муму».
Учебник «Литература 5 класс» в 2-х частях, издательство «Просвещение», 2012, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин.
О.А.Еремина «Уроки литературы в 5 классе» книга для учителя.
«Методические советы» Москва «Просвещение» 2004 г.
«Я иду на урок литературы» Москва «Первое сентября» 2001 г.