| Якушина Татьяна Анатольевна Шведкова Людмила Александровна МОУ «Начальная общеобразовательная школа №2» г. Кемерово.
|
Интегрированный урок по литературному чтению и изобразительному искусству во 2 классе.
Тема: «Сравнительный анализ языка разных видов искусств: литературы и живописи».
Задачи урока:
Познакомить учащихся с произведениями М. Исаковского «Ветер» и А. Пушкина «Ветер».
Учить видеть литературные приёмы при создании литературного образа
Закрепить приём графики при создании образа ветра в живописи
способствовать расширению кругозора и словарного запаса учащихся.
создать условия для воспитания аккуратности и культуры.
.
II. Повторение ранее изученного.
С каким произведением мы с вами познакомились на прошлом уроке? (с русской народной сказкой «Мороз, Солнце и Ветер»)
А как вы думаете, почему народ выдумал сказку о Морозе, Ветре, Солнце? (не понимали, боялись, молились, чтобы природа смилостивилась) (В древние времена люди обожествляли силы природы, поклонялись им, как богам.)
На прошлом уроке мы с вами составляли характеристику каждого из главных героев сказки. Давайте откроем тетради и посмотрим есть ли в этих характеристиках что-то общего? А чтобы получить полную характеристику ваши ответы я буду фиксировать на доске. Какие же характеристики являются общими? (Характеристику на доску: обидчивые, хвастливые, завистливые, ревнивые).
Вы согласны, какими словами и выражениями вы можете подтвердить эту характеристику? (аналогичная работа со всеми характеристиками)
III. Постановка учебной задачи.
Сегодня на уроке мы более подробно поговорим об образе одного из явлений природы. А о каком, вы узнаете, открыв учебник на стр. 89.
Догадались, о чем пойдет речь? (об образе ветра)
Какие подсказки на этой странице вам помогли ответить на вопрос? (эпиграф, рисунки, название)
На этой странице помещены два произведения, к какому жанру литературы они относятся? (стихотворение)
Можно ли эти стихотворения отнести к жанру устного народного творчества? (нет – есть автор)
Как вы думаете, у М. Исаковского и А. Пушкина ветер будет такой же, как в русской народной сказке? (нет – это уже авторское творчество, да – авторы опираются на народные традиции)
Кто из вас прав, а кто нет, мы узнаем сегодня на уроке. А кто сможет сформулировать вопрос урока? / Наши мнения разделились. Будем выяснять кто прав? А на какой вопрос нам нужно с вами ответить? (Одинаковый ли образ ветра у авторов и в сказке?) ( Вопрос на доску)
IV. Открытие нового знания.
А чтобы ответить на вопрос, что нужно сделать? (Прочитать)
Первое стихотворение прочитает нам Демидова Настя.
Второе стихотворение прочитает Пряхина Маша.
Образ ветра какого автора вам понравился больше? Почему? (Ветер М. Исаковского, потому что он молодой, игривый, озорной)
Этот ветер похож на вас, он такой же игривый и озорной. По сравнению с этим ветром, какой ветер у А. Пушкина? (Суровый, могучий, старый, …)
Какими словами описывает ветер М. Исаковский?
Найдите слова, которыми пользуется А. Пушкин для создания образа ветра.
Какую интонацию нужно выбрать, чтобы передать характер ветра М. Исаковского? (игриво)
Попробуем выразительным чтением передать характер ветра. (читают 3-4 человека)
А как нужно прочитать отрывок стихотворения А.С. Пушкина? (торжественно, бодро)
Попробуем чтением создать образ ветра. (читают 3-4 человека)
Давайте посмотрим внимательно на доску и вспомним вопрос нашего урока. Как он звучал? (Одинаковый ли образ ветра в авторской литературе и в народной сказке)
Как вы теперь ответите на этот вопрос? (Образ разный)
Почему образ ветра получился разным? (Автор передаёт своё отношение к этому явлению, нет страха, ветром можно восхищаться)
Какой литературный прием лежит в основе этих стихотворений? (олицетворение)
Обоснуйте свой ответ.
Как вы думаете, почему авторы учебника помесили эти стихотворения на одной странице. (показать различие образов, ветер может быть разным,…)
Что помогло поэтам создать образ ветра? (воображение, литературные приемы)
А только ли в литературе можно создать образ ветра? Кто еще может создать образ ветра? (музыканты, художники, …)
Сегодня на уроке вы побываете в роли художника и попробуете создать образ ветра, в этом вам поможет Людмила Александровна.
Давайте вспомним, какими средствами пользуются художники, создавая образ? (красками)
Мы художники и нам нужно нарисовать ветер, а можно ли увидеть ветер? (Нет)
Вы правы, его можно только ощутить, почувствовать.
А как же это ощущение могут передать художники? Посмотрите внимательно на репродукции картин, есть ли на них ветер? (Есть)
Почему вы так решили? (Волны, ветки качаются, ……)Значит художники могут передать образ ветра, изображая движение воды, веток деревьев.
Как вы думаете, какие из этих репродукций подходят к стихотворениям, которые вы читали на уроке?
А как бы вы назвали эти картины? («Весёлый ветер», «Озорной ветер»)
Когда дует ветер и на деревьях очень много листьев, что мы слышим? (шелест листвы)
Картина так и называется «Зелёный шум».
Рассмотрим вторую картину Айвазовского, как бы вы ее назвали? («Буря», «Шторм», …)
Почему? Что изобразил художник? (туман, волны, раскачиваются корабли, паруса, …)
А может ли это быть в спокойную погоду? (нет)
Картина так и называется – «Бурное море».
V. Практическая часть.
Сегодня мы постараемся создать образ ветра, используя для этого пастель.
К какому виду изобразительного искусства относится пастель? (графика)
Давайте вспомним, как работать пастелью. (пастель – материал хрупкий, поэтому надо работать аккуратно, рисовать нужно как цветными карандашами, накладывая один слой на другой, рисуют на шершавой бумаге)
В ваших работах должен присутствовать образ ветра, вы можете изобразить любое время года, лес, море.
Работу будем выполнять на картоне.
Работу лучше начинать с фона, наметив только контуры крупных предметов, например ствол дерева или корабль, а мелкие детали изобразить в самую последнюю очередь поверх фона.
Дети выполняют работу.
VI. Подведение итога урока.
У вас получились замечательные работы.
Получилось ли у вас передать образ ветра?
Какими приемами пользуются художники, создавая образ ветра?
С творчеством каких художников и поэтов мы познакомились сегодня на уроке?
Какими приемами пользуются поэты, создавая образ ветра? (олицетворение)
VII. Оценивание.
VIII. Домашнее задание.
Выучить стихотворение М. Исаковского «Ветер» на стр. 89. о