Тема. Закрепление изученного материала. Состав чисел 11-14 из двух однозначных
чисел и соответствующие случаи сложения и вычитания.
Цель: закрепление табличных случаев сложения и вычитания с ответами 11 – 14.
Задачи:
Образовательная: Отработать умение записывать и решать числовые выражения в столбик.
Развивающая: Формировать навыки устного счета, совершенствовать умение решать задачи и выражения.
Воспитательная: Воспитывать коммуникативные отношения между учащимися,
чувство коллективизма и сотрудничества.
Оборудование:
листы дневников наблюдений
презентация Power Point
карточки с числами
Ход урока
I.Организационный момент
Окружают нас тайны, слайд
Их трудно открыть,
И ответ нам не просто даётся.
Приглашаю экскурсию в лес совершить.
Наблюдать вам и думать придётся.
Мы внимательные, слайд
Наблюдательные.
Мы прилежно учимся,
Всё у нас получится.
II.Определение темы урока
— Проверим вашу наблюдательность.
29 38 47 … появляется 56 слайд
93 84 75 … … появляется 66
… … … …
… … … …
— Какова закономерность в первом ряду чисел?
(Количество десятков увеличивается на 1, а количество единиц уменьшается на 1;
Сумма чисел указывающих на количество десятков и единиц равна 11 )
— Какова закономерность во втором ряду чисел?
(Количество десятков уменьшается на 1, а количество единиц увеличивается на 1;
Сумма чисел указывающих на количество десятков и единиц равна 12)
— Теперь попробуйте сформулировать тему урока.
(Мы будем повторять состав чисел 11-14) слайд (ТЕМА)
— Вижу, что вы действительно внимательные и наблюдательные. Эти качества очень
пригодятся во время нашей экскурсии. В пути мы будем вести дневник наблюдений.
Запишите в дневниках наблюдений сегодняшнее число.
III. Актуализация знаний
— Чтобы дорога до леса показалась короткой, мы сделаем разминку для ума.
1. Математическая разминка:
а) Назови последующее число 94;
б) Назови предыдущее число 100;
в) Назови соседей чисел 69
г) Назови число в котором 2д 4е; 3е, 8д 4е; 5д.
д) Назвать ненатуральное число
е) Назови наибольшее двузначное,
ж) Назови наименьшее натуральное
— Ребята, какой это лес? слайд
(Осенний)
— Как догадались?
-Какое явление природы вы сейчас наблюдаете?
Листья желтые летят,
Падают, кружатся, слайд
И под ноги просто так Листопад
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто …
(Листопад)
IV. Работа по теме урока
— Давайте соберём 4 осенних букета. По какому правилу будем собирать?
(По составу чисел 11, 12, 13, 14,)
Четыре человека работают у доски. Каждый у себя на парте составляет пары чисел
соответствующие составу своего числа.
Взаимопроверка по слайду Слайд
— Идём дальше. А как нужно себя вести в лесу?
(Быть внимательными, записывать интересные сведения в дневник, помогать друг другу.)
На слайде изображение грибов, висящих на ветке. Грибы имеют форму геометрических фигур Слайд
— Что интересного видите?
(Грибы висят на ветке)
— Кто их повесил и почему они имеют такие формы?
(Их ели животные, а повесила их белка. Так она готовится к зиме.)
— Какая фигура лишняя и почему?
(Круг, т.к. другие фигуры многоугольники.)
— Белка заготавливала на зиму шишки, орехи и грибы и вела строгий учёт своим припасам. Почему в её записях стоят знаки «минусы»?
(Значит, что орехи кто-то забирал.)
— В природе так и бывает. Не все припасы достаются белочке. Ими питаются и другие животные.
— 1ряд произведёт подсчёт шишек,
2 ряд посчитает орехи
3 ряд считает грибы(результаты красным цветом на слайде детям не видны)
слайд
— Ребята, кто из вас догадался, что означают числа на грибах ? слайд
— Найдите и запишите сумму ответов для каждого столбика.
20 40 10
Решение задач
— Какие задачи можно составить про трудолюбивую белочку?
(Что одному не под силу, легко коллективу.)
слайд
Ученики рассказывают свои задачи и записывают в дневниках наблюдений.
V.Физкультминутка
— Не будем отвлекать белку от работы, идём дальше. Подул лёгкий ветерок. Чувствуете?
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
VI. Работа над пройденным материалом
— Что интересного видите впереди? слайд
Решение уравнений
— Какая тайна скрывается под этой кучей листьев? Что нам надо сделать, чтобы раскрыть эту тайну?
(Надо решить уравнения.)
у + 8 = 15 14 – х = 6 12 – с = 3
у = 7 х = 8 с = 9
— Какие буквы стоят в русском алфавите на 7 и 8 местах?
(Под кучкой листьев спит ёж.) слайд
— Зиму проводит ёж в норе, которую строит себе сам. Зверёк натаскивает туда сухой листвы, слой которой достигает полуметра.
— Сравните:
50см … 5дм 4дм8см … 50см
— Спать ёжик может 240 дней. Но он очень не любит шум. От шума зверёк просыпается.
Да и нам пора возвращаться в класс.
Физкультминутка для глаз
Тихонько встаньте. Полюбуемся листопадом.
Самостоятельная работа
— Выделяйте целое и части.
5 + … = 11 … + 7 = 14 слайд
11 – … = 7 9 +… = 15
12 – … = 9 14 – …= 6
Взаимопроверка
Подведение итогов. Рефлексия.
-Тихо все на месте сядем
И закроем глазки.
Вспомним, всё, что повторяли,
Без моей подсказки.
(Повторяли состав чисел 11 – 14.)
— Зачем надо знать состав чисел?
— Ребята, оцените свою работу на уроке.
Работал (ла) на уроке:
а) отлично (красный лист ), слайд
б) хорошо (жёлтый лист),
в) мог (ла) бы работать лучше (зелёный лист)
Домашнее задание: