Конспект урока на тему «Буква е — в начале слов и после гласных; после согласных»

Методический паспорт:

Тема урока: Буква е — в начале слов и после гласных; после согласных.

Цель урока: Продолжить ознакомление учащихся с двойной ролью буквы е — в начале слов и после гласных; после согласных.

Задачи урока:

  • Формировать умение вычленять в речи звуки [э], [й,э], обозначенные буквами Е, е в разных позициях; читать слоги, слова и предложения с изученными буквами.

  • Продолжить работу по развитию артикуляционного аппарата и фонематического слуха, обогащению словарного запаса детей.

  • Развивать умение сравнивать, анализировать; развивать логическое мышление и воображение учащихся, память, внимание.

  • Воспитывать культуру учебного труда: уважительное отношение к товарищам, умение работать коллективно в группе, парами, самостоятельно, развивать чувство ответственности за выполненное задание.

Развитие УДД:

Предметные

— узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки,

— узнавать йотированные звуки в начале слова и после гласной буквы,

— узнавать графический образ букв, выделять звуки из слов,

— обозначать гласные звуки буквами,

— читать слова с изученными буквами.

Метапредметные

Регулятивные

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Познавательные

1. Ориентироваться в учебниках.

2. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

3. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Коммуникативные

1. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

2. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).

3. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

4.Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные

— Проявлять уважение к своему классу, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку одноклассников.

— Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

— Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей.

— Выполнять правила поведения на уроке.

Технология проведения урока: по системе ТДМ

Тип урока: урок систематизации новых знаний.

Структура урока: Этапы: подготовительный, систематизации знаний, первичного закрепления, рефлексии.

Формирование ключевых компетенций:

  • учебно-познавательной

  • коммуникативной

Единица содержания: характеристика звуков [э] , [й’э], обозначаемых на письме буквой Е, е.

Граница знания – незнания: на предыдущем уроке дети познакомились с новой буквой е.

Учащихся в классе: 25

Используемые учебники и учебные пособия:

  • Учебник «Азбука» В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин и другие М.: «Просвещение» 2012г.

  • С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»

Используемое оборудование: Мультимедийное оборудование, магнитная азбука, глобус, карточки для работы в паре, группе, карточки с текстами для чтения, смайлики красного, жёлтого и зелёного цвета, карандаши простые и цветные, заготовки – смайлики, магниты.




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Подготовительный этап

Задачи:

  1. Мотивация и подготовка детей к активной деятельности

  2. Актуализация опорных знаний и постановка проблемной ситуации

  3. Формулирование темы урока


Оргмомент и мотивация

(30 сек)

«Прозвенел опять звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели».

— Посмотрите на своих друзей, улыбнитесь. А теперь посмотрите на смайлик на доске. Чего у него не хватает? Ваша задача – хорошо поработать на уроке, чтобы смайлик улыбнулся.

— А теперь соберитесь, настройтесь на работу. Всё у нас с вами, как всегда, получится.


Учащиеся проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу





+Улыбки






На доске прикреплён большой смайлик без улыбки

(см. Приложение 1)


Подготовка детей к активной деятельности

(1 мин)


Включает детей в работу через беседу с опорой на слайды презентации

— Посмотрите на экран. Что записано?

— Какие звуки они обозначают? Докажите (пропевают).



— Давайте пропоём несколько гласных: сначала слева направо, затем справа налево.

— Сделаем вывод: продолжите предложение «Каждая из названных гласных букв имеет свой собственный …»




+ Буквы

+ Гласные звуки. При произношении гласных нет преграды. Они легко поются.




+Звук

Слайд №1


а о у ы и

а-а-а-а о-о-о-о

у-у-у-у и-и-и-и

а-и-о-ы у-ы-о-и

Актуализация опорных знаний и постановка проблемной ситуации

(1,5 минуты)

Просит вспомнить изученное

— Посмотрите на экран, назовите гласные буквы, обозначающие твёрдость предыдущих согласных, приведите примеры слов

— Назовите гласные буквы, обозначающие мягкость предыдущих согласных, докажите примерами слов

— Какой гласной буквы не хватает на слайде?

— Чем отличается буква Е от ранее названных?



— Так какие же звуки обозначает буква Е?


+ а, о, у, ы



+ и


+ е

+ У этой буквы нет «своего» звука, в разных местах в слове она обозначает разные звуки.

+ [э] , [й’э]




Слайд №1 (буквы меняют цвет на синий и зеленый)





На доску – таблица с буквами Е, е.

Затем выключить экран.



Формулировка темы урока (цели урока)

(1 мин)






Предлагает вывести тему урока, исходя из сделанных выводов на этапе актуализации знаний:

— Определите тему урока, продолжая моё предложение

Тема нашего урока: продолжить знакомство с буквой …, которая обозначает звуки….

-А теперь попробуйте сформулировать цель урока. Продолжите моё предложение:

Цель урока: уметь слышать …, обозначенные …, и учиться …

— Где новые знания можно применить в жизни?


Предлагают свои варианты, пытаются сформулировать тему и цель


+Е, [э] , [й’э]



+ звуки, буквой е, читать слова с е.



+ …


Систематизация знаний

Задачи:

  1. Структурирование знаний через построение и реализацию проекта выхода из затруднения.

  2. Организация работы в группах.


Построение и реализация проекта выхода из затруднения

(7 мин)


— Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по земному шару (показывает глобус). А поведёт нас очень интересный зверёк, который впервые был открыт в Северной Америке (показывает на глобусе). Кто же это?

Отгадайте загадку:

— Немытое в рот ни за что не возьмёт.

И ты будь таким, как чистюля ….

— Что вы знаете о еноте?

Рассказывает о еноте с опорой на слайды № 2, 3


— Произнесите слово ЕНОТ, где находится буква Е?

— Сколько звуков обозначает? Какие?

— Проведите слого-звуковой разбор в парах.







Приглашает проверить

— Давайте проверим. Кто был прав, помашите рукой.


— Сделайте вывод

— МОЛОДЦЫ

!

Продолжает беседу о еноте

— Так где же обитают еноты?

Отгадайте загадку:

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом,

Чудеса увидишь в нём.

Рассказывает о еноте с опорой на слайды № 4,5

— Проведите слого-звуковой разбор слова лес самостоятельно. (Помогает слабым детям).

Приглашает проверить

— А теперь самопроверка со схемой на доске.


— Оцените свою работу с помощью светофора.

— Сделайте вывод.


— ОТЛИЧНО!





Ученики высказывают свои предположения.


+Енот




+ В начале слова

+ 2 звука, ,э]

Работают в парах на карточке (выдана заранее на парту) – после завершения работу сигнализируют взявшись за руки и подняв их. Одна пара детей производит разбор на закрытой доске с помощью магнитной азбуки.


Сверяются с доской, корректируют ошибки.

+ В начале слова буква е обозначает

2 звука ,э]


Ученики высказывают свои предположения.




+ Лес



Продолжают работу на чистой карточке – самостоятельно.

Сверяют свою схему со схемой на доске.


Поднимают смайлики светофора.

+ После мягкого согласного буква е обозначает 1 звук [э]


Глобус физический.







Включить экран

Слайды № 2, 3.




Карточки

(см. Приложение 2)




Схема на доске





На доску вывешивается таблица

(см. Приложение 3)







Слайды № 4, 5.

Выключить экран.

Схема на доске




На доску вывешивается таблица

(см. Приложение 4)

Двигательная физкультминутка

(1 минута)

— Пора и

Дети делают зарядку
Кто вприскочку,
Кто вприсядку,
Кто-то плечи поднимает,
Кто-то плечи опускает.
Сделаем руками взмах,
Вправо мах и влево мах,
Полуприсед, присед, наклон.
Всем спортсменам шлем поклон.

Стройными, красивыми все хотим мы стать,
Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять!

Проводит дежурный ученик.

Ходьба на месте, руки на поясе.

Прыжок вверх.

Присесть, руки вперед.

Вставая, поднять плечи.

Опустить плечи.

Руки в стороны.

Мах ногами вправо-влево.

Полуприсед, присед руки на поясе.

Наклон вперед, руки в стороны.

Подняться на носки, руки вверх, наклон вперед с касанием руками пола.


Работа в группах

( 7 минут)






















/упражнение на развитие фонематического слуха/

Продолжает рассказ.

— Мы продолжаем путешествовать с енотом (на доску – фото енота). Еноты обычно живут поодиночке. Но иногда они собираются в стаи по двадцать зверьков, которые делят между собой одно место ночлега или одну общую нору.

Приглашает к работе в группах.

— Давайте и мы поработаем в группах. Объединитесь в группы (умение отработано) и выполните задание.


Предлагает проверить.

— Давайте проверим. Какое слово вызвало затруднение?

— Где находится буква Е? Сколько звуков обозначает?

— Сделайте вывод.



Предлагает обобщить.

— Давайте прочитаем общий вывод на стр. 73 «Азбуки»



— Прочитаем слоги-слияния с буквой е. Какой звук обозначает буква е? Как произнесем предшествующий согласный? Сначала сверху вниз шёпотом, затем снизу вверх громко.

Игра со смайликами «Послушай и ответь»

— Если услышите в слове 2 звука ,э], то поднимаете красный и жёлтый смайлик. Если один [э]– зелёный.

ДЕЛО, ЕХАЛ, ЕГОР, ПЕНАЛ, ПЕРЕМЕНА, ЕЛИ, ЕЖЕВИКА.

— Кто оказался прав в последнем слове?



— Что такое ежевика? Посмотрите, как выглядит эта ягода.

Зачитывает текст со слайда.

— Составьте со словом красивое предложение.






6 групп получают задание и выполняют его, после выполнения – лидеры вывешивают на доску ответы по порядку номеров групп


+ полосатые

+ после гласной, два

+ После гласной буква е обозначает 2 звука ,э]


2-3 хорошо читающих ученика читают по цепочке правило

на стр. 73 «Азбуки»


Читают слоги в учебнике на стр. 73.




Дети берут в одну руку 2 смайлика, во вторую – один и поднимают соответствующую руку.



Дети размышляют над словом и делают свои выводы.

+ Нужно было поднять обе руки




Составляют предложения.

Доска – фото енота.





Задание для групп

(см. Приложение 2)





На доску вывешивается таблица

(см. Приложение 5)

Стр. 73: « Буква Е обозначает два звука в начале слова и после гласного и один звук после мягкого согласного»

се ре ле ве не ке те











Включить экран

Слайд №5


Выключить экран.


Первичное закрепление

Задачи:

1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи: чтение слов и небольших текстов с новой буквой.

2. Включение в систему знаний и повторение: организация самостоятельной работы

Чтение слогов и слов с новой буквой.

(5 минут)











/упражнение на развитие фонематического слуха/

— Как вы думаете, енот ест ежевику? Хотите узнать?

— Прочитайте жужжащим чтением небольшие стишки на карточках, подготовьтесь к чтению вслух.

«Если нет других хлопот,

Ежевику ест енот.

Едет в дальний лес к ежам:

Ежевики много там!» ( Н. Пунько)

«Ежевику ел енот:

Еле-еле лезла в рот.

Он её под елью ел,

Много съел и потолстел» (Е. Горенбургова)


— Кто готов? Прочитайте вслух.

— Прочитаем хором по вариантам (шёпотом, громко,

восклицательно)

Предлагает задание на интерактивной доске.

— Распределите слова по столбикам.

— Вы отлично справились с заданием!

Предположения детей.


Читают стишки на карточке жужжащим чтением ( по вариантам)









Читают вслух парами по 2 строчки (всего 8 учеников).

Читают хором по вариантам.

Выходят по одному и выполняют задание.

Карточки с текстами (см. Приложение 6)


















Интерактивная доска

Упражнения для профилактики нарушения зрения (1 минута)



Использование элект-ронного тренажёра.

Физкультминутка для глаз.

Организация самостоятельной работы через разноуровневые задания.

(8 минут)






— Наш енот продолжает рассказ о себе. Лучше всего еноты чувствуют себя рядом с водой. Именно здесь, на берегах рек они выходят на поиски пищи: ощупывающими движениями маленьких ловких лапок, даже не глядя, енот-полоскун исследует мелководье и ищет пропитание.

— Как вы понимаете слово мелководье? (использует толковый словарик)

— Узнать дополнительные факты о реке как месте обитания не только енота поможет «Азбука»

На стр. 75 найдите текст «Река». Прочитайте текст и выполните любое из дополнительных заданий.

  1. Посчитать количество предложений.

  2. Найти слова, в которых 2 слога и все согласные мягкие.

  3. Найти в толковом словарике значения слов ИЛ, ТИНА.

Приглашает проверить выполненное.

— Читаем текст цепочкой, внимательно следим по учебнику за читающим.

— Проверим, как выполнили задания. Сколько предложений в тексте?

— Назовите слова, в которых 2 слога и все согласные мягкие.

-Что такое ТИНА? ИЛ?

— Замечательно, вы хорошо потрудились.







Размышляют.




Выбирают посильное задание и выполняют.







Читают по цепочке текст.









С.И.Ожегов «Толковый словарь русского языка»






Рефлексия учебной деятельности

Задачи:

1. Диагностика понимания и освоения новой единицы содержания.

2. Организация рефлексии.

Подведение итогов.

(1 минута)





Рефлексия

(1 минута)












— Подведём итог нашей работы.

— Что нового узнали на уроке?

— Продолжите моё предложение:

* Мы познакомились с буквой … .

* Буква е обозначает один звук … когда стоит после ….

* Буква е обозначает два звука … когда стоит ….


— Где можно применить полученные знания?

— Что было для вас интересным на уроке?


— А теперь вспомним про наш смайлик. Если вы довольны своей работой на уроке, то нарисуйте на смайлике улыбку. Если вы хотели бы улучшить работу – нарисуйте серьёзное лицо( раздаёт заготовки). Поместите смайлики на доску.

А я хочу тоже нарисовать улыбку на смайлике, потому что мне понравилась ваша активная и дружная работа на уроке. Спасибо за работу! (рисует улыбку на смайлике)




Подводят итог работы:

+[э], после мягкого согласного

+[й’э], в начале слова или после гласной

Отвечают на вопросы.





Оформляют смайлики как самооценку своих достижений и с помощью магнитов располагают на доске вокруг смайлика учителя.











Заготовки смайликов

(см. Приложение 1)


Источники:


https://www.proshkolu.ru/user/inna177/file/165167/ — физкультминутка для глаз

http://www.numama.ru/blogs/kopilkadetskihstihov/stihinabukvue.htmlстихи про енота

https://kartinkiprovsio.ru/razd…  — смайлики












































Свежие документы:  Урок русского языка в 1 классе «Буква Й, звук [й]. Транспорт и пешеход»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Русский Язык: