Урок по теме: «Показательная функция». (10 класс).
Цель урока: обеспечить усвоение каждым учащимся знаний о показательной функции, её свойствах, закрепить навыки работы в программе Excel, создать условия для развития умений получать знания посредством проведения исследовательской деятельности и анализа ситуации.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Средства обучения: компьютер, программа Excel, классная доска, медиапроектор, слайдовая презентация, учебник «Алгебра и начала анализа» под редакцией Никольского, чертёжные инструменты.
Ход урока.
1. Орг. Момент.
2. Изучение новой темы.
а) определение
Эпиграфом нашего урока я хочу предложить слова Г. Лессинга «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради Бога, размышляйте, и, хотя криво – да сами». Вам предстоит сегодня много рассуждать, делать выводы, спорить.
В жизни мы часто сталкиваемся с зависимостями между величин. Оценка по контрольной работе зависит от количества и правильности выполненных заданий, стоимость покупки от количества купленного товара и цен. Одни зависимости носят случайный характер, другие постоянны.
Давайте рассмотрим следующие законы.
Рост древесины происходит по закону
A— изменение количества древесины во времени;
A0- начальное количество древесины;
t-время, к, а- некоторые постоянные.
Давление воздуха убывает с высотой по закону:
P— давление на высоте h,
P — давление на уровне моря,
а— некоторая постоянная.
-Что общее объединяет эти процессы?( дети отвечают, отмечая схожесть вида формулы, задающей закон)
-Положим в этих формулах с=1,к=1, какую функцию получим?(у=ах)
Такая функция называется показательной.
И сегодня на уроке, мы должны дать определение показательной функции, рассмотреть некоторые свойства и научится применять эти свойства при выполнении заданий, определенного вида.
Итак, попробуйте сформулировать определение показательной функции.
(учащиеся отвечают, учитель, если нужно корректирует определение).
(На слайде появляется определение, учащиеся записывают его в тетрадь)
б) практическая работа.
-В программе Excel построить графики функций у=2х (1 вариант), у=(1/2)х на отрезке[-2;3] с шагом 0,5. По предложенной схеме исследовать функцию.
1. Область определения функции.
2. Область значений функции.
3. Точки пересечения с осями координат.
4.Промежутки возрастания и убывания.
( учащиеся, работая в парах на компьютерах, составляют таблицу, вводит значения х, строят график функции и исследуют функцию)
в) проверка результатов практической работы.
На экране появляются графики функций, учащиеся называют свойства, которые демонстрируются. Ученики делают записи в тетрадях.
4. Динамическая пауза.
( гимнастика для глаз)
5. Закрепление изученного.
« Богатство ума не в обладании огромными знаниями, а в умении ими пользоваться» Спиноза.
Мы должны научиться пользоваться знаниями, полученными сегодня на уроке.
Я предлагаю вам выполнить некоторые задания ЕГЭ по теме нашего урока.
а) Устно.(учащиеся выбирают верный ответ, обосновывая выбор )
А1. Из предложенного списка функций, выбрать ту функцию,
которая является показательной:
А2. Дан график функции. Укажите эту функцию
А3.
А4. Укажите возрастающую функцию.
А5. Укажите убывающую функцию.
б) Письменно.
А6. Укажите область значений функции у=4х-1.
Область значений учащиеся находят с помощью преобразований графика функции.
(-1;+∞)
2 способ решения.
2х>0 для всех х,
2х-1>0-1
у>-1
(-1;+∞)
в) формулирование правила.
Дана функция: у = ах ± b. Вывести правило, по которому можно,
не выполняя построение графика данной функции,
найти область значения функции.
Вывод:
Если у = а x + b, то Е (у) = (b; +∞)
Если у = а x -b, то Е (у) = (-b; +∞)
г) Самостоятельная работа (с последующей проверкой).
Найти Е(у).
6. Подведение итогов. Выставление оценок по математике и информатике.
7. Домашнее задание.
Найти и решить в сборниках ЕГЭ 7 заданий по теме урока.
8. Рефлексия.