Внеклассное мероприятие «Что за чудо этот чай!»

Внеклассное мероприятие «Что за чудо этот чай!»

Цель проведения: формировать умения и навыки учащихся в общении друг с другом.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с происхождением чая, историей появления чая в России, с его целебными свойствами.

  • Расширять и обогащать знания детей о традициях русского гостеприимства и культурой чаепития.

  • Прививать навыки этикета.

  • Развивать речь детей, обогащать словарный запас.

  • Способствовать сплочению классного коллектива.

Оборудование: самовар; чайная посуда; мини-выставка пачек и банок из-под чая; изображения (фото, рисунки) самоваров; репродукции картин « За чаем» К.Коровина, «Чаепитие в Мытищах» В Петрова; плакаты; вывески «Чайная», « Бубликово», «Пирогово», выставка рисунков «У самовара я и моя семья»; угощение к чаю.

Подготовка: дети разучивают стихи, чайные частушки, русские народные песни, сценки, подбирают пословицы о чае. Рисуют рисунки о чаепитии.

Ход занятия

1. Оргмомент.

1. Здравствуйте, гости дорогие!
Мы — ребята удалые!
На урок пришли вы к нам? 
Все садитесь по местам.
На ребят вы посмотрите,
Ободрите, поддержите!

2. Не толпитесь у дверей,

Проходите поскорей.

Здесь вас с чаем, ребятишки,

Ждут баранки и коврижки.


3 .Это все для вас, детишки,

Калачи, ватрушки, пышки.

Налетайте, разбирайте,

Сладким чаем запивайте!


4. Все на праздник к нам спешите

И друзей с собой ведите!

Всех гостей мы угощаем

Ароматным крепким чаем


5. К нам, смотри, не опоздай,

А не то – остынет чай!

2. Целеполагание. Объявление темы занятия.

— Сегодня мы узнаем много интересного об одном растении. Попробуйте отгадать загадку:

Черненько, горяченько,
А все любят. 
(Чай)

Мы расскажем всем сегодня,
Как чудесный чай варить.
Мы покажем всем сегодня,
Как для гостя стол накрыть.
Будет всем нам интересно,
Как и где возник наш чай,
Как возник такой обычай —
«Гостя в доме привечай —
Чашкой чая угощай!»

— Итак, наше мероприятие называется «Что за чудо этот чай?» Презентация. Слайд 1

—  Сегодня мы с вами поговорим о пользе чая. Давайте мысленно перенесемся в загадочную страну чая. Наш класс превратился в «Чайную», а я буду Хозяйкой чайной.

Много старинных обычаев было и есть на Руси. Но одно из самых замечательных – это чаепитие. Обычай чаепития сохранился и до наших дней. Чай – это прекрасный, полезный напиток, который удаляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, имеющий мягкий, неповторимый аромат, ни с чем несравнимый вкус.

3.Возникновение чая.

— Ребята, вы знаете, откуда появился чай?  Слайд 2 и 3 (рассказ Хозяйки)

Много лет тому назад китайские пастухи заметили, что любые долгие переходы и подъемы в горы, овцы переносили намного легче после того, как лакомились листочками вечнозеленого растения. Кто-то первый их них придумал заваривать эти сухие листочки. И получился прекрасный, ароматный напиток, который мы теперь называем — чай. По другой версии однажды, давным-давно, 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал нагреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в воду упало несколько листьев с чайного куста — и вода потемнела, от неё начал исходить тонкий, приятный аромат. Настой попробовали и восхитились. Это было первое в мире чаепитие. Родина чая — Китай, по-китайски он называется «Тцай-йе», от которого и произошло слово «Чай», а в переводе означает «молодой листочек».

4.Чай в России

— Как же чай пришел в Россию?  Слайд 4

На Русь чай попал в 1638 году. Именно тогда привезли от одного из монгольских ханов подарок русскому царю — пакетики с чаем. Царь оценил ханский подарок. Согласно одной из версий, царь, испробовав напиток, вытер густую бороду и молвил: «Ещё!» Пили чай по большим праздникам, в России его не выращивали, а привозили из-за границы. Стоил чай очень дорого. Бедные редко имели возможность пить чай, так и возникло выражение «чайком побаловаться». Многие крестьяне даже не знали, как им пользоваться, как заваривать чай. Послушайте шуточное стихотворение:

Раз прислал мне барин чаю

И велел его сварить,

А я отроду не знаю,

Как проклятый чай варить.

Взял тогда налил водички,

Всыпал чай я весь в горшок

И приправил перцу, луку

Да петрушки корешок.

Разлил варево по плошкам,

Хорошенько размешал,

Остудил его немножко,

На господский стол подал.

Гости с барином плевались,

Сам он ажно озверел

И, отправив на конюшню,

Меня выпороть велел.

Долго думал, удивлялся,

Чем же мог не угодить?

А потом-то догадался,

Что забыл я посолить.

— Почему не понравился чай?

— Сейчас трудно представить наш завтрак без чая. Давайте посмотрим, какой же путь проходит чай от плантации до нашего стола. Слайд 5

Чайный куст – это вечнозелёное растение, которое требует большого ухода. Круглый год у чайных кустов хлопочут люди, мотыжат землю, удобряют ее, пропалывают сорняки, подрезают кусты. (фото)

Но основная работа – сбор чайного листа, он длится 7 месяцев. С чайных кустов срезают верхушки с побегами. Собранные зелёные листочки чая отправляют на фабрику, где их сортируют, скручивают в особых машинах и сушат. Готовый чай фасуют в пакеты, банки, коробки. После он поступает в магазины, а потом уж к нам на стол.

А какие сорта чая пьют в вашей семье? Демонстрация мини-выставки

(Липтон, Ахмат, Беседа, Бодрость, Лисма, Эдвин, Дилма).


И цейлонский, и индийский,
И китайский, и грузинский.
Черный, желтый и зеленый.
И названий разных много.
«Липтон», «Дилмах» и «Ахмад» —
Только марок целый сад.
Но границ для чая нет,
Дружит с чаем целый свет.




5. Витаминная ценность чая.

— В чем же ценность чая для человека? Оказалось, что этот напиток — кладезь витаминов. Слайд 6

Действительно, учёные доказали, что чай обладает множеством полезных свойств: укрепляет иммунитет, снимает головную боль, устраняет расстройство желудка, повышает умственную и физическую работоспособность, и многие др.

— А ещё от чего лечит чай? (при простуде, как средство от зубной боли, при воспалении глаз, примочки от солнечных ожогах)

6. Доктор — чай. Слайд 7

— Приглашаем на сцену доктора (ученик в шапочке врача)

Я хочу открыть секрет 
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится, 
Чаем можете лечиться.
Чай всех снадобий полезней, 
Помогает от болезней,
Чай в жару нас освежает, 
А в морозы согревает,
И сонливость переборет, 
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг, 
Чай здоровью — лучший друг!

— А кто сможет вспомнить названия лекарственных трав, цветов или плодов, которые мы добавляем в чай, чтобы быстрее выздороветь, чтобы чай был ароматнее? (Шиповник, зверобой, мать и мачеха, земляника, смородина, малина, калина, боярышник )

7. Ассортимент, типы чая.

Презентация – рассказ … Слайд 8,9,10.

8. Чайная церемония. Слайд 11,12

Чайная церемония. Практикум. Слайд 13

— Представьте, что вам предстоит встреча гостей. Как заваривать чай? (рассказ уч-цы 4 кл.)

— А как мы будем накрывать стол для чаепития?

Что нужно сделать в первую очередь? Слайд 14

Он пыхтит как паровоз, 
Важно кверху держит нос. 
Пошумит, остепенится — 
Пригласит чайку напиться. (Самовар) Слайд 15

Какое же русское чаепитие без самовара!

— Рядом с самоваром должны появиться: блюдца и чашки. Слайд 16

— Обязательным атрибутом станут: салфетки.

— Сверху на самовар устанавливается (…) Слайд 17

— К чаю обязательно подавались разные угощения. Слайд 18 (стихи уч-ся)

Посидеть за самоваром

Рады все наверняка.

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.


Самовар поет-гудит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар

Наш красавец — самовар!


Самовар пыхтит, искрится –

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

 А ещё нужно знать о правила поведения за столом.

Перемешивать чай с сахаром нужно бесшумно, после чего попробовать его ложкой, а затем, положив её на блюдце, правой рукой взять чашку за ручку и пить небольшими глотками. Наливать чай в блюдце не принято.

Если захочется пить чай с вареньем, то его выкладывают в розетку. Если варенье с косточками, то их выкладывают на край блюдца при помощи чайной ложки.

В гостях не принято класть варенье в чай и есть оставшийся в чашке лимон.

Чай из самовара или чайника разливает хозяйка. Обходить гостей с чайником не рекомендуется, да и это не безопасно, чашку передают ей. Наливать чай в чашку на 1см ниже её края.

При желании гостя выпить ещё одну чашку чая можно налить в ту же, если в ней нет лимона или чаинок, если есть, то хозяйка должна ополоснуть посуду или налить в чистую.

— Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.

  • Конкурс – «Веселые художники».

Перед вами (на доске) лист ватмана, фломастеры. Вы должны нарисовать чайник. Рисуйте по очереди:

1-й участник – основную часть;

2-й участник – ручку;

3-й участник – носик;

4-й участник – крышку;

5-й-10 участник – раскрашивает чайник. -Приступайте!

 А сейчас на сладкое«чайные» загадки.

  • В брюхе – баня, 
    В носу — решето, 
    На голове – пупок, 
    Всего одна рука 
    И та на спине. (чайник).

  • Бел, как снег, 
    В чести у всех.
     
    В рот попал –
     
    Там и пропал. (сахар).

  • Что на сковородку наливают, 
    Вчетверо сгибают, 
    Да в сметану макают? (блин).

  • Ножек четыре, 
    Шляпок одна. 
    Нужен, коль станет 
    Чаёвничать вся семья. (стол).

  • Маленькое, сдобное 
    Колесо съедобное.
     
    Я одна тебя не съем,
     
    Разделю ребяткам всем. (бублик).

  • Цветом жёлт и ароматен. 
    В чай кладут и чай приятен. 
    Только очень кислый он. 
    А зовут его … (лимон).

— Кроме того русский народ сочинил множество пословиц, поговорок о чае, чаепитии. Назовите известные вам.

  • Если чай не пьешь, где силы берешь?

  • Не чаем единым сыт человек

  • Выпей чайку – забудешь тоску.

  • За чаем не скучаем – по семь чашек выпиваем.

  • Не ленись, а отличай где солома, а где чай

  • После чая — на душе лето.

  • Чай пить — не дрова рубить.

Рефлексия. Игра «Верно — неверно»

существует несколько видов чая: чёрный, зелёный, жёлтый, красный и белый. (В)

-при длительном хранении чай теряет аромат. (В)

-чай нужно хранить в пластиковой посуде. (Н)

-чай нужно заваривать водой, её температура — не более 60˚С. (Н)

-заварочный чайник нужно согревать или ополоснуть кипятком. (В)

-в чайник нужно насыпать сухую заварку. (В)

-чай нужно пить маленькими глотками. (В)

-чайную заварку можно употреблять в течение нескольких дней, добавляя кипяток. (Н)

— Восточная мудрость гласит: “Свежий чай подобен бальзаму. Чай простоявший ночь, подобен змее”.

  • Конкурс «Что ты знаешь о чае?»

— Узнайте, из какого произведения данные сточки и кто автор этого произведения?


1. А на белой табуреточке,

Да на вышитой салфеточке

Самовар стоит.

Словно жар горит.

И пыхтит и на бабу поглядывает. (К.И.Чуковский. Федорино горе.)


2. Муха по полю пошла.

Муха денежку нашла.

Пошла муха на базар

И купила самовар.

«Приходите, тараканы.

Я вас чаем угощу!» (К.И.Чуковский. Муха-цокотуха)


3. хочу напиться чаю.

К самовару подбегаю.

Но пузатый от меня

Убежал, как от огня. (К.И.Чуковский. Мойдодыр)

  • Сценки

-Кто там?

-Это я, почтальон Печкин. Принес для вас посылку, только я вам ее не отдам, потому что у вас документов нету. А ты, говоришка помалкивай себе в шкафу!

-Ладно вам сердиться. Идите лучше чай пить. У нас пироги на столе! (Э.Успенский Дядя Федор, пес и кот)


-Мне нужно немедленно лечь в постель, потому что я самый тяжело больной в мире,-воскликнул он и бросился на диванчик.

-А у тебя есть какое-нибудь лекарство? – спросил Малыш.

-Нет, а разве ты не взял? Ведь ты обещал, что будешь мне родной мамой!

-Лекарства нет, но я взял с собой банку малинового варенья.

-Замечательно, ведь это самое лучшее лекарство в мире.(А.Линдгрен Малыш и Карлсон.)

  • Следующее задание «Сладкоежка»

— Назовите как можно больше сладостей, с чем пьют чай.

(сахар, конфета, мед, торт, пирожное, печенье, зефир, рулет и т.д.)


  • Выставка рисунков « У самовара я и моя семья» (Домашнее чаепитие)

— Во многих семьях есть традиция совместного чаепития. Расскажите, как проходит чаепитие у вас дома.

— Что же это за чудо чай? Сможем ли мы ответить на этот вопрос? (стихи)

Чай горячий, ароматный,
И на вкус весьма приятный.
От недуга исцеляет 
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
С благодарностью весь мир
Славит чудо-эликсир.  Слайд 19

Концерт

— К нам прибыли гости из деревни « Бубликово». Они привезли свои угощения.

Исполнение частушек.

— А сейчас гости из деревни « Пирогово» с песней « Если вы пришли сегодня в гости к нам» Исполнение песни.

Чаепитие. Всех гостей приглашаем в нашу чайную. Гости и дети пьют чай.











































Анализ внеклассного мероприятия.

  1. В классе 10 человек, это учащиеся 2-4 классов.

  2. Тема внеклассного мероприятия: «Что за чудо этот чай!».

  3. Цель проведения: формировать умения и навыки учащихся в общении друг с другом.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с происхождением чая, историей появления чая в России, с его целебными свойствами.

  2. Расширять и обогащать знания детей о традициях русского гостеприимства и культурой чаепития.

  3. Прививать навыки этикета.

  4. Развивать речь детей, обогащать словарный запас.

  5. Способствовать сплочению классного коллектива.

  1. Содержание внеклассного мероприятия. Это мероприятие обобщает и углубляет знания учащихся по данной теме.

  2. Материал подобран занимательный, увлекательный, необычный, использовались загадки.

  3. Материал праздника предлагается доступный, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, поэтому не перегружен научной терминологией.

  4. Ученики участвовали с большим удовольствием в подготовке внеклассного мероприятия, разучивали стихотворения, песни,частушки.

  5. Форма проведения внеклассного мероприятия нетрадиционная – праздник.

Использовались методы: рассказ учителя, рассказ учеников, чтение стихотворений учениками, были проведены викторина, конкурсы.

  1. Рекомендовались на мероприятии дополнительные источники получения информации: энциклопедии, книги, презентация.

  2. Занятие оформлено с использованием наглядности: плакаты, выставка детских рисунков, стол с угощением; технических средств обучения – компьютера, проектора.

  3. На уроке атмосфера была доброжелательная.

  4. Поставленная цель достигнута, задачи мероприятия реализованы.

  5. Выводы, рекомендации и предложения: продолжать формировать умения и навыки общения на классных часах и воспитательных мероприятиях.

Внеклассное мероприятие представляет собой культурно-развлекательную программу для ребят младшего школьного возраста ( 2-4 класс). Данное мероприятие включает конкурсную программу, номера художественной самодеятельности ( песни, частушки). Кроме того, учащиеся получают полезную информацию о выращивании и приготовлении чая, о традициях чаепития. Весь материал сопровождается мультимедийной презентацией. Информация содержательная, доступна для понимания, а, главное, имеющая большое практическое значение.





















Как правильно заваривать чай.

  1. Перед заваркой заварочный чайник следует сполоснуть кипятком, после чего засыпать в него определённое количество чая. Обычная доза – 1 чайная ложка на одну чашку напитка. Кроме того, в чайник добавляется ещё одна ложка чая, после чего заливается кипяток на 13 объёма чайника. Заварке дают настояться 5-7 минут, накрыв чайник льняной салфеткой. Льняная ткань впитывает пар и препятствует проникновению посторонних запахов. Не рекомендуется применять грелки для настоя, так как чай преет, резко ухудшаются его аромат и вкус. Потом в чайник доливается кипяток до полного объёма чайника.



  1. У правильно приготовленного напитка цвет настоя зелёный или красновато-коричневый, в зависимости от вида чая, а на поверхности видна едва заметная пена.




  1. Неправильно заваренный чай не только бесполезен, но даже вреден.







Свежие документы:  Сценарий новогодних веселых стартов для учащихся начальной школы "Скоро, скоро Новый год !"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: