МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска» Республики Марий Эл
Конспект занятия кружка «Мой край»
для учащихся первого года обучения (1 класс)
Млекопитающие
Разработала и провела
учитель начальных классов
Плеханова Марина Владимировна
Козьмодемьянск
2014
Задачи: — формировать представления о многообразии животных и их сред обитания, жилищ, способов питания и защиты, о взаимосвязи животных и растений;
— развивать наглядно-образное мышление, умение наблюдать, обобщать информацию, извлеченную из разных источников;
— воспитывать интерес к животному миру;
Познавательная задача: узнать, чем могут различаться животные
Учебная задача: учиться наблюдать за животными
Ход занятия:
Орг.момент.
Целеполагание
На доске – иллюстрации насекомых, млекопитающих, рыб. Детям предлагается расставить иллюстрации в 3 группы.
— По каким признакам вы их так расставили?
— Что вы помните о насекомых? Рыбах?
— Как вы думаете, о ком пойдет речь на сегодняшнем занятии?
3. Новая тема.
— Рассмотрите иллюстрации на партах. Скажите, чем внешний вид этих животных отличается от насекомых, рыб?
Тело зверей покрыто шерстью
— Рассмотрите количество лап. Сравните их с ранее изученными животными.
У зверей 4 лапы.
— Вспомните цикл развития насекомых, рыб. Скажите, дети зверей внешне напоминают своих родителей?
Детеныши при рождении внешне похожи на родителей
— Давайте поиграем. Я буду называть взрослого зверя, а вы добавляете его детеныша.
Волк – волчонок, медведь – медвежонок, лошадь – жеребенок, белка-бельчонок, корова-теленок, еж – ежонок, овца – ягненок, свинья – поросенок, лось – лосенок, заяц – зайчонок, кролик – крольчонок, лиса – лисенок, олень- олененок, коза – козленок, лев – львенок – кошка – котенок, собака- щенок.
— Кто из вас наблюдал, как мама- кошка или мама-собака кормят своих совсем еще маленьких деток? Чем они выкармливают своих детенышей?
Звери выкармливают своих детенышей молоком.
Вот поэтому эту группу животных называют
Млекопитающие – т.е. выкармливающие молоком.
4. Закрепление пройденного
Рассмотрите тройки фотографий. Выделите общий признак. Определите место обитания.
волк, тигр, рысь (Хищники)
жираф, коза, антилопа (Растительноядные)
кенгуру, коала (Сумчатые)
еж, крот, землеройка ( Насекомоядные)
ушан, кожан ( Рукокрылые)
белка, суслик, бобр (Грызуны)
тюлень, морж, морской котик (Ластоногие)
кашалот, кит, дельфин (Китообразные)
мартышки, игрунки, павианы (Приматы)
5. Это интересно!
Послушайте, что интересного я вам расскажу о млекопитающих.
|
| |
Рекорд по прыжкам принадлежит кенгуру исполинскому, самому крупному млекопитающему Австралии. При приближении опасности, кенгуру обращается в бегство прыжками, опираясь на хвост как на шест, и может прыгнуть в длину на 10-12 метров, пролетая над гладью степи на высоте около двух метров.
У жирафов самое большое сердце и самое высокое кровяное давление из всех наземных животных.
У жирафов абсолютно черный язык, длина которого может доходить до 45 см.
Длина одного шага жирафа — 6-8 м. Жираф может обходиться без воды дольше, чем верблюд.
Жираф может чистить уши своим языком. Удар взрослого жирафа настолько силен, что может обезглавить льва. Жираф — самое высокое млекопитающее в мире.
Сердце жирафа огромно. Оно весит 11 килограмм, имеет длину 60 сантиметров и стенки в 6 сантиметров толщиной. Жираф был назван «camelоpardalis» («camel» — верблюд, «pardis» — леопард), поскольку он напоминает верблюда (в его манере передвижения) и леопарда (из-за его пятнистого окраса). Подобно отпечаткам пальца окрас жирафа также является уникальным.
Всемирный день китов – своеобразный день защиты этих животных – отмечается ежегодно 19 февраля. По многим параметрам киты достойны звания «самый-самый»: они самые крупные, самые выносливые и самые прожорливые млекопитающие, которые к тому же умеют петь. Зато киты лишены обоняния и почти ничего не видят.
Киты – самые большие, самые длинные (до 33 метров), самые тяжелые (до 150 тонн), самые громкие, самые выносливые млекопитающие. У китов самый большой мозг. Самый большой кит, а соответственно, самое большое млекопитающее планеты – синий кит. Причем самка синего кита всегда крупнее самца. На языке синего кита, который весит до 4 тонн, может уместиться около 50 человек. Сердце синего кита размером с небольшой автомобиль весит 600-700 кг и по сосудам диаметром с ведро перекачивает около 8 тысяч литров крови. За 1 секунду синий кит вдыхает примерно 2 тысячи литров воздуха, всего же в легких этого гиганта способно вместиться до 14 кубометров воздуха. Киты могут не спать три месяца, не есть восемь, не дышать до двух часов и при этом преодолевать гигантские расстояния до нескольких тысяч километров. Ежедневно взрослый синий кит поглощает около миллиона калорий. В меню животного входит примерно тонна криля – небольших рачков. Вообще же киты едят небольших рыб, каракатиц и планктон. Могут заглатывать и больших рыб, однажды в желудке 16-метрового кашалота были обнаружены две 3-метровые акулы.
Моржи являются одними из самых крупных ластоногих морских млекопитающих. Самцы достигают до 1700 килограмм, самки — до 1200 килограмм. Среди ластоногих моржи уступают только морским слонам. Их ласты очень гибкие и напоминают руки с 5 пальцами.
У моржей широкая голова, мелкие глаза и их легко узнать по двум торчащим бивням. Причем бивни имеются как у самцов, так и у самок.
Моржи используют свои бивни во время драк, они помогают защищаться от хищников, а также вытаскивать их мощные тела из воды на лед. Бивни моржей на самом деле представляют собой длинные клыки, и каждый такой зуб весит до 5 килограмм.
Усы моржей – это не волосы, а очень чувствительные тактильные органы, чем-то напоминающие кошачьи усы. Животные используют их для поиска пищи под водой. Они питаются самыми разнообразными обитателями океана у шельфовых ледников: моллюсками, червями, улитками, мягкими крабами, раками, креветками, морскими огурцами, оболочниками, и медленно двигающейся рыбой. Некоторые моржи могут даже охотиться на котиков, мелких китов и морских птиц, иногда также питаются падалью.
6. Итог занятия
— О какой новой группе животных мы сегодня говорили?
— Чем эти животные отличаются от насекомых и рыб, с которыми мы уже знакомы?
— Понаблюдайте дома за кошками, собаками и на следующем занятии расскажете нам о них.
Литература:
Брыкина Н.Т, Жиренко О.Е Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».- М, «Вако», 2004
Васильев Ю.Р. Занимательное природоведение.- М, «Омега», 1997
Ляшенко Школа юного краеведа.- Волгоград «Учитель»,2007
Пекпаев А.А Родной край. Й-Ола, Марийское книжное издательство, 1992
Пекпаев А. А Мы изучаем природу. Й-Ола, Марийское книжное издательство, 1995
Петров В.В Растительный мир нашей Родины. – М, «Просвещение», 1991
Энциклопедия тайн и загадок Чудеса живой природы.- М, «Белый город», 2009
Энциклопедия Я познаю мир. – М, «Астрель», 2001
Энциклопедии «Растения», М, 2010