Урок для 1 класса по теме: «Млекопитающие»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Козьмодемьянска» Республики Марий Эл








Конспект занятия кружка «Мой край»

для учащихся первого года обучения (1 класс)




Млекопитающие







Разработала и провела

учитель начальных классов

Плеханова Марина Владимировна













Козьмодемьянск

2014

Задачи: — формировать представления о многообразии животных и их сред обитания, жилищ, способов питания и защиты, о взаимосвязи животных и растений;

— развивать наглядно-образное мышление, умение наблюдать, обобщать информацию, извлеченную из разных источников;

— воспитывать интерес к животному миру;

Познавательная задача: узнать, чем могут различаться животные

Учебная задача: учиться наблюдать за животными



Ход занятия:

  1. Орг.момент.

  2. Целеполагание

На доске – иллюстрации насекомых, млекопитающих, рыб. Детям предлагается расставить иллюстрации в 3 группы.

— По каким признакам вы их так расставили?

— Что вы помните о насекомых? Рыбах?

— Как вы думаете, о ком пойдет речь на сегодняшнем занятии?

3. Новая тема.

— Рассмотрите иллюстрации на партах. Скажите, чем внешний вид этих животных отличается от насекомых, рыб?

Тело зверей покрыто шерстью

— Рассмотрите количество лап. Сравните их с ранее изученными животными.

У зверей 4 лапы.

— Вспомните цикл развития насекомых, рыб. Скажите, дети зверей внешне напоминают своих родителей?

Детеныши при рождении внешне похожи на родителей

— Давайте поиграем. Я буду называть взрослого зверя, а вы добавляете его детеныша.

Волк – волчонок, медведь – медвежонок, лошадь – жеребенок, белка-бельчонок, корова-теленок, еж – ежонок, овца – ягненок, свинья – поросенок, лось – лосенок, заяц – зайчонок, кролик – крольчонок, лиса – лисенок, олень- олененок, коза – козленок, лев – львенок – кошка – котенок, собака- щенок.

— Кто из вас наблюдал, как мама- кошка или мама-собака кормят своих совсем еще маленьких деток? Чем они выкармливают своих детенышей?

Звери выкармливают своих детенышей молоком.

Вот поэтому эту группу животных называют

Млекопитающие – т.е. выкармливающие молоком.


4. Закрепление пройденного

Рассмотрите тройки фотографий. Выделите общий признак. Определите место обитания.

волк, тигр, рысь (Хищники)

жираф, коза, антилопа (Растительноядные)

кенгуру, коала (Сумчатые)

еж, крот, землеройка ( Насекомоядные)

ушан, кожан ( Рукокрылые)

белка, суслик, бобр (Грызуны)

тюлень, морж, морской котик (Ластоногие)

кашалот, кит, дельфин (Китообразные)

мартышки, игрунки, павианы (Приматы)


5. Это интересно!

Послушайте, что интересного я вам расскажу о млекопитающих.

У кенгуру большие уши, благодаря которым они определяют наличие хищников или людей. Чтобы предупредить сородичей об опасности, кенгуру бьют лапами об землю. Веки кенгуру имеют толстые большие ресницы, которые защищают глаза от пыли и мух. Кенгуру могут драться, при этом они используют острые когти на передних лапах, а также наносят удары задними (опорными) лапами.





Рекорд по прыжкам принадлежит кенгуру исполинскому, самому крупному млекопитающему Австралии. При приближении опасности, кенгуру обращается в бегство прыжками, опираясь на хвост как на шест, и может прыгнуть в длину на 10-12 метров, пролетая над гладью степи на высоте около двух метров.


У жирафов самое большое сердце и самое высокое кровяное давление из всех наземных животных.
У жирафов абсолютно черный язык, длина которого может доходить до 45 см.
Длина одного шага жирафа — 6-8 м. Жираф может обходиться без воды дольше, чем верблюд.
Жираф может чистить уши своим языком. Удар взрослого жирафа настолько силен, что может обезглавить льва. Жираф — самое высокое млекопитающее в мире.
Сердце жирафа огромно. Оно весит 11 килограмм, имеет длину 60 сантиметров и стенки в 6 сантиметров толщиной. Жираф был назван «camelоpardalis» («camel» — верблюд, «pardis» — леопард), поскольку он напоминает верблюда (в его манере передвижения) и леопарда (из-за его пятнистого окраса). Подобно отпечаткам пальца окрас жирафа также является уникальным.

Всемирный день китов – своеобразный день защиты этих животных – отмечается ежегодно 19 февраля. По многим параметрам киты достойны звания «самый-самый»: они самые крупные, самые выносливые и самые прожорливые млекопитающие, которые к тому же умеют петь. Зато киты лишены обоняния и почти ничего не видят.

Киты – самые большие, самые длинные (до 33 метров), самые тяжелые (до 150 тонн), самые громкие, самые выносливые млекопитающие. У китов самый большой мозг. Самый большой кит, а соответственно, самое большое млекопитающее планеты – синий кит. Причем самка синего кита всегда крупнее самца. На языке синего кита, который весит до 4 тонн, может уместиться около 50 человек. Сердце синего кита размером с небольшой автомобиль весит 600-700 кг и по сосудам диаметром с ведро перекачивает около 8 тысяч литров крови. За 1 секунду синий кит вдыхает примерно 2 тысячи литров воздуха, всего же в легких этого гиганта способно вместиться до 14 кубометров воздуха. Киты могут не спать три месяца, не есть восемь, не дышать до двух часов и при этом преодолевать гигантские расстояния до нескольких тысяч километров. Ежедневно взрослый синий кит поглощает около миллиона калорий. В меню животного входит примерно тонна криля – небольших рачков. Вообще же киты едят небольших рыб, каракатиц и планктон. Могут заглатывать и больших рыб, однажды в желудке 16-метрового кашалота были обнаружены две 3-метровые акулы.

Моржи являются одними из самых крупных ластоногих морских млекопитающих. Самцы достигают до 1700 килограмм, самки — до 1200 килограмм. Среди ластоногих моржи уступают только морским слонам. Их ласты очень гибкие и напоминают руки с 5 пальцами.

У моржей широкая голова, мелкие глаза и их легко узнать по двум торчащим бивням. Причем бивни имеются как у самцов, так и у самок.

Моржи используют свои бивни во время драк, они помогают защищаться от хищников, а также вытаскивать их мощные тела из воды на лед. Бивни моржей на самом деле представляют собой длинные клыки, и каждый такой зуб весит до 5 килограмм.

Усы моржей – это не волосы, а очень чувствительные тактильные органы, чем-то напоминающие кошачьи усы. Животные используют их для поиска пищи под водой. Они питаются самыми разнообразными обитателями океана у шельфовых ледников: моллюсками, червями, улитками, мягкими крабами, раками, креветками, морскими огурцами, оболочниками, и медленно двигающейся рыбой. Некоторые моржи могут даже охотиться на котиков, мелких китов и морских птиц, иногда также питаются падалью.

6. Итог занятия

О какой новой группе животных мы сегодня говорили?

— Чем эти животные отличаются от насекомых и рыб, с которыми мы уже знакомы?

— Понаблюдайте дома за кошками, собаками и на следующем занятии расскажете нам о них.




















































Литература:



  • Брыкина Н.Т, Жиренко О.Е Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир».- М, «Вако», 2004

  • Васильев Ю.Р. Занимательное природоведение.- М, «Омега», 1997

  • Ляшенко Школа юного краеведа.- Волгоград «Учитель»,2007

  • Пекпаев А.А Родной край. Й-Ола, Марийское книжное издательство, 1992

  • Пекпаев А. А Мы изучаем природу. Й-Ола, Марийское книжное издательство, 1995

  • Петров В.В Растительный мир нашей Родины. – М, «Просвещение», 1991

  • Энциклопедия тайн и загадок Чудеса живой природы.- М, «Белый город», 2009

  • Энциклопедия Я познаю мир. – М, «Астрель», 2001

  • Энциклопедии «Растения», М, 2010



Свежие документы:  Мероприятие для учащихся 1 класса "Берегите книгу!"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Начальная Школа: